Правовое обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.
Экологические требования по обеспечению экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, деференциируются по стадиям хозяйственного процесса. До эксплуатационной, эксплуатационной и после эксплуатационной.
До эксплуатационной включается в себя размещение объекта проектирование и его строительства
Эксплуатационная стадия предусматривает важнейшие параметры экологической деятельности объекта (разрешение на выброс, установление нормативов выбросов и контроль за их исполнением).
После эксплуатационная стадия характеризуется 2 направлениями:
1. Выпуском продукции.
2. Размещением отходов.
Наиболее общие экологические требования, предъявляемые к действующим предприятиям, изложены в ст. 29-37 Закона «Об охране окружающей среды». В целом они объединяются в один институт экологической правоспособности хозяйствующего субъекта по поводу охраны окружающей среды и экологической безопасности. Основные элементы этого института проявляются через нормирование или митирование, внесения платежей за использование природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, экологический контроль, выпуск готовой продукции и размещение отходов.
Законом установлена, что лимиты за пользование природными ресурсами являются системой экологических ограничений по территориям и представляет собой установленные природопользователем на определенный период времени объемы предельного изъятия (использование природных ресурсов), выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов).
Важнейшей составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является определение лимитов на пользование природными ресурсами, допустимых выбросов, сбросов.
Система экологических нормативов выбросов, сбросов регулируется Налоговым кодексом. Экологическим налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов; объемы переработанных нефти и нефтепродуктов; объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Налог за пользование природными ресурсами состоит из платежей за добычу природных ресурсов в пределах установленных лимитов и сверх их за выбросы, сбросы загрязняющих веществ; в пределах установленных лимитов и сверх их за переработку нефти и нефтепродуктов. Лимиты устанавливаются Советом Министров, местными органами по согласованию на то с государственными органами. Лимиты на размещение отходов устанавливаются областными и Минским городским советом по согласованию с советом Министерства природы.
Теория и практика экологического права рассматривает плату за вредные воздействия на окружающую среду, как важнейшую составную часть экономического механизма охраны окружающей среды и как вид эколого-экономической ответственности.
Обязанность регулярно выплачивать установленные платежи за загрязнение как и экологический контроль входит в состав экологической правоспособности субъекта хозяйствования.
Порядок зачисления налога определяется ежегодно Законом «О бюджете». По традиции налог за добываемые ресурсы зачисляется в бюджеты областей, аза выбросы, сбросы – в республиканский бюджет.
Основные экономические требования к выпускаемой продукции содержатся в Законе «О защите прав потребителей». В ст.13 закона подчеркивается, что потребители имеют право на то, что бы использование приобретенного товара либо его хранение было безопасно для их жизни, здоровья и их имущества в течение установленного срока службы или срока годности.
Требования к товару такого рода являются обязательными и устанавливаются законодательством в нормативно-технической документации. В соответствии со ст.337 УК выпуск на товарный рынок либо реализация потребителем недоброкачественной продукции заведомо повлечь либо заведомо загрязненной … радионуклидами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за те нарушения наказывается штрафом или занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев (списать с кодекса).
В стране создана система экологической сертификации продукции и производств. Экологическая сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующим в том числе и международным законодательством.
Основные цели и задачи экологической сертификации:
1. Защита потребителей от приобретения, использования товаров, работ, услуг, которые опасны для окружающей среды.
2. Предотвращение загрязнения окружающей среды при производстве использования и ликвидации всех видов продукции.
3. Обеспечение экологической безопасности оборудования, технологических процессов.
4. Внедрение экологически безопасных процессов оборудования и производств.
Вопрос
Экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятия в ст.29 закона, которая предусматривает, что у проектов объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть материалы по воздействию на окружающую среду.
Размещение объекта – это определение конкретного месторасположения объекта в окружающей среде. В этой связи следует выделить земельное правоотношение, и эколого-правовое правоотношение.
Земельное правоотношение охватывает:
1. Выбор земельного участка;
2. Согласование порядка его изъятия;
3. Предоставление земельного участка для размещения объекта.
Эколого-правовое правоотношение предусматривает контрольно-надзорную деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местных органов. Одновременно с размещением объекта рассматривается вопрос о его технико-экономическом обосновании и проектировании. На данной стадии законодательство требует проведение государственной экологической экспертизы.
На стадии строительства объекта основная экологическая задача заключается в обеспечении выполнения природоохранной части проекта сооружения объекта. Законодательством предусмотрены меры и гарантии экологических требований – система контрольно-надзорных органов:
1. Авторский и технический надзор.
2. Государственный санитарный надзор.
3. Государственный строительный надзор.
4. Государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности.
Приемка законченных строительством объектов является важнейшим промежуточным этапом в подготовке их в эксплуатацию. В процессе приемки вскрываются недостатки и нарушения.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов необеспеченных очистков и обезвреживанием отходов до уровня предельно допустимых нормативов.
В случае нарушении правил приемки председатель и члены комиссии в соответствии со ст.226 УК несут ответственность ограничения свободы до 5 лет и лишения свободы от 2 до 7 лет.
Вопрос.
Транспортная деятельность – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров, багажа всеми видами транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или на других законных основаниях.
Объекты транспортной деятельности:
1. Транспортные средства.
2. Коммуникации.
3. Территория транспортной деятельности.
4. Системы управления движением.
5. Сооружения и иное имущество, используемое для транспортной деятельности.
В соответствии с законом производители транспортных работ обязаны обеспечивать требования безопасности движения, соблюдать экологические и санитарно-гигиенические нормы, а также обеспечивать особые условия перевозки опасных грузов.
Согласно ст.948 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связаны с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источниками повышенной опасности, если не докажут, что вред возник в следствии ….
Связь является одной из основных частей хозяйственной и социальной инфраструктуры и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Сеть электрической связи – это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сигналов, отражающих звуки, изображение, письменный текст, знаки и сообщения любого рода по проводной, оптической, радиосистеме или иным электромагнитным системам.
Закон «О связи». Согласно этому закону радиочастотный ресурс представляет собой ограниченный природный ресурс, управлением использованием которого является исключительным правом государства.
Радиочастотный ресурс – это часть радиочастотного спектра, пригодная для передачи или приема электромагнитной энергии.
Радиоэлектронным средством связи является источником электромагнитного излучения и согласно закону при выполнении работ с источниками, ионизирующими излучение и других вредных воздействий, в том числе электромагнитных волн должны соблюдаться санитарные правила (ст.33 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Вопрос.
Отходы – это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности и жизнедеятельности человека, но не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (Закон «Об обращении с отходами»).
Отходы подразделяются на:
1. Потребления.
2. Производства.
Обезвреживание отходов производства, их утилизация и размещение – одна из ответственных экологических обязанностей.
Под обезвреживанием отходов понимается обработка, захоронение, снижение опасных свойств отходов, их сжигание или иной вид уничтожения на специальных объектах или в специальных установках без их использования, приводящие к уменьшению или предотвращению их вредного воздействия на окружающую среды, здоровье человека, имущество юридических и физических лиц.
Утилизация отходов означает их обезвреживание с одновременным извлечением полезных продуктов и использованием как вторичных материальных или энергетических ресурсов.
Размещение отходов означает их хранение или захоронение в специально отведенных для этого местах.
Места складирования и захоронения определяется областными советами депутатов по согласованию скомпетентными органами (ст. 9,48 Закона «О местных органах управления и самоуправления»).
Размещение отходов является платным. Складирование или захоронение отходов применяется в зависимости от:
1. Их происхождения (отходы производства и потребления).
2. Их физического состояния (твердые и жидкие).
3. Порядка обращения с ними (коммунальные и прочие отходы).
4. Степени их опасности (опасные и неопасные).
Опасные подразделяются на классы. Класс определяется токсичностью. Государственный надзор и контроль осуществляет Министерство природы, министерство здравоохранения, министерство жилого хозяйства, МЧС.
По нашему законодательству мы не можем захоронить радиоотходы других государств.
Вопрос.
Уголовная ответственность ст.278 УК.
Правовой режим использования и охраны вод.
1. Правовое регулирование использования и охраны вод.
2. Правовая охрана вод.
3. Загрязнение, засорение, истощение вод.
4. Государственный контроль за использованием и охраной вод.
5. Субъекты охраны вод.
6. Ответственность за нарушение законодательства об охране вод.