Экологическая оценка и принятие решений

Главным результатом экологической оценки на любой стадии прохождения проекта является учет экологических факторов в процессе принятия решений по планируемой деятельности. Инвестором или разработчиками принимаются предпроектные и проектные решения различного уровня, которые корректируются в соответствии с промежуточными и окончательными результатами ОВОС (например, в итоге сравнительного анализа альтернативных решений и т. п.). На основе прогноза воздействий могут быть приняты решения об осуществлении мер по их смягчению.

Решение о возможности осуществления намечаемой деятельности в целом в том виде, который предложен инициатором деятельности, всегда принимается государственным органом, нередко в форме выдачи соответствующего разрешения (в России — на основе решения ГЭЭ или госэкспертизы). Это решение представляет компромисс — точку внутри треугольника (рис. 7.8) в координатах затраты на реализацию проекта (экономика) — экологические аспекты (компенсация ущерба окружающей среде) — социум (развитие социальной сферы).

Экологическая оценка и принятие решений - student2.ru

Рис. 7.8. «Замечательная точка» (проект) принятого решения в треугольнике затрат

Компромисс может быть достигнут не только путем оптимизации эколого-экономических аспектов, но и при учете положительных изменений в социальной сфере, т.е. осуществление проекта, с которым связано значительное воздействие на окружающую среду, но способствующего решению важной социальной проблемы, может быть признано целесообразным.

Фундаментальным требованием является положение о том, что общее решение об осуществлении намечаемой деятельности не может быть принято до того, как основной документ экологической оценки — ОВОС будет подготовлен и передан органам, ответственным за принятие такого решения. Эти органы должны учитывать информацию, содержащуюся в ОВОС, и в дополнительных материалах экологического обоснования (например, отчет об участии общественности, не включенный в ОВОС), а также результаты контроля качества экологических оценок.

Наиболее распространенными формальными методами принятия решений являются:

• проверка соответствия экологическим стандартам. Деятельность, отвечающая законодательным нормам, может быть разрешена к применению. С помощью этого метода невозможно учесть уникальные местные условия, мнения заинтересованных сторон, кумулятивных воздействий и воздействий, не регулируемых стандартами (например, отсутствие ПДК. на поллютанты, характерные для данного проекта);

• анализ экономической целесообразности. Экологические и другие последствия проекта выражаются в денежной форме с целью подсчета «общей выгоды проекта». Ограничения применимости метода связаны с технической невозможностью рассчитать ряд воздействий в денежной форме (например, акустических) и с трудностями оценки «эффектов распределения» (вследствие которых «выгоды» от проекта достаются одним социальным группам, а «потери» несут другие группы);

• методы экспертной оценки. Применяются наиболее широко из всех перечисленных при наличии явных критериев принятия решений, проводятся консультации с заинтересованными сторонами, эксперты и советники имеют соответствующие квалификацию и опыт, а принятые решения подтверждаются формальными обоснованиями.

Во многих зарубежных национальных системах экологической оценки требуется обнародование, вместе с формулировкой решения, факторов и соображений, положенных в его основу. Этот своеобразный пресс-релиз включает:

• изложение решения;

• перечисление учтенных альтернатив с указанием оптимального варианта;

• социальные, экологические и экономические факторы, которые рассматривались в процессе принятия решения;

• краткое описание запланированных природоохранных мер по уменьшению и предотвращению воздействия.

Европейская директива по экологической оценке требует учитывать материалы ОВОС в процедуре выдачи разрешения на осуществление намечаемой деятельности. Орган, принимающий решение, должен проинформировать общественность: о содержании решения и приложенных к нему условиях; причинах и соображениях, положенных в основу решения; мерах по уменьшению и предотвращению воздействия.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите методологические принципы ОВОС.

2. Что включает в себя понятие «трансграничное воздействие»?

3. Какова суть процедуры оценки воздействия на окружающую среду?

4. Каковы основные стадии процесса ОВОС и их функции?

5. Почему современные системы экологической оценки включают послепроектные стадии?

6. Перечислите методы выявления наиболее значимых воздействий для последующего изучения в ходе ОВОС.

7. Какими показателями можно оценить степень нарушения экологической обстановки?

8. Каковы факторы проявления экологического риска?

9. В чем заключаются общие положения, справедливые при рассмотрении проблемы риска любого типа?

10. Почему необходимо рассмотрение альтернативных вариантов технических решений проекта?

11. В чем сущность инженерно-геологических, географических и инженерно-экологических изысканий при проектировании объектов?

12. В чем сущность учета приемлемого экологического риска при проектировании и экспертизе?

13. Что означает понятие экологическое состояние объекта?

14. Что входит в понятие комплексного ущерба окружающей среде?

15. Каково содержание Программы экологического мониторинга и производственного экологического контроля?

16. В чем суть технологической схемы нулевого сброса?

17. Какие критерии могут использоваться для контроля качества ОВОС?

18. Перечислите основные источники загрязнения акватории при строительстве морского порта.

Упражнения

1. Сформулируйте основные положения геоэкологического обоснования проекта мостового перехода автомобильной трассы через реку Индигирку в районе Оймякона.

Геоэкологическое обоснование включает характеристику рельефа, геологического строения местности, опасных геодинамических процессов, гидрогеологических и гидрологических особенностей, режима многолетнемерзлых пород (наледи и подрусловый талик) и т.д. Учтите, что многоводная и многорукавная в этом месте Индигирка выходит из гор на равнину, а ширина долины достигает 6 км.

2. Рассмотрите экологические последствия при транспортировке нефти альтернативными способами из Башкирии в порт Санкт-Петербурга в объеме 10 млн т:

• танкерами типа «река —море» водоизмещением 5 000 т (определите длину пути из Камы через Волгу и Мариинскую систему, время в пути, число рейсов; учтите необходимость перебункеровки в океанские танкеры; составьте перечень и дайте характеристику уязвимых участков пути: мосты, шлюзы, каналы);

• железной дорогой цистернами емкостью 50 т (определите длину пути из Уфы через Н. Новгород и Вологду, время в пути, число и тоннаж составов; учтите необходимость накопителей соответствующего объема в порту; составьте перечень и дайте характеристику уязвимых участков пути: мосты, переезды и развязки);

• Волго-Балтийской трубопроводной системой (выберите сечение магистрального трубопровода, длину условно приравняйте к железнодорожному варианту, охарактеризуйте уязвимые участки: переходы через реки, болота, насосные станции, пересечения с магистралями).

3. Оцените основные воздействия при прокладке железной дороги по стадиям:

• земляное полотно;

• искусственные сооружения (мосты, трубы и др.);

• укладка пути и электрификация (технологическая часть, тяговые подстанции, контактная сеть, электроснабжение);

• водоснабжение, канализация и теплоснабжение;

• источники природных ресурсов, материалов и энергии.

Наши рекомендации