Организация контроля за природохозяйственной деятельностью предприятий

В соответствии с российским законодательством промышленные предприятия обязаны отчитываться о своей деятельности в органах государственной статистики в рамках форм федерального государственного статистического наблюдения.

Полный перечень отчетной документации промышленного предприятия содержится в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93. К разделу «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» относятся ежегодные формы государственного статистического наблюдения.

В форме № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» отражают объемы инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленных на охрану и рациональное использование различных видов природных ресурсов, строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных, промышленных, бытовых и иных отходов, установок для утилизации и переработки отходов производства, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий. В форме № 18-КС указаны инвестиции, направленные на природоохранное строительство как за счет всех источников финансирования, так и за счет отдельных источников финансирования.

Форму № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах» представляют юридические лица, их обособленные подразделения независимо от формы собственности, располагающие основными производственными фондами природоохранного назначения, осуществляющие природоохранные мероприятия и вносящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. Сведения составляют на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Текущие затраты на охрану окружающей среды включают все расходы предприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществляемые за счет собственных или заемных средств предприятия либо средств государственного бюджета.

Форму № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» представляют предприятия и их обособленные подразделения, имеющие стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха. Отчет не составляют предприятия, по которым выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не превышают установленного норматива ПДВ и составляют в год 100 т и менее. При отсутствии установленных нормативов ПДВ отчет не составляют предприятия, выбрасывающие в атмосферу 100 т и менее загрязняющих веществ в год и не имеющие в составе выбросов примесей 1-го и (или) 2-го классов опасности. В этом случае при наличии в выбросах из веществ 2-го класса только оксидов азота (в пересчете на диоксид азота) в количестве, не превышающем 50 т в год, отчет также не составляют.

Отчет по форме № 2-ТП (воздух) включает разделы:

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация;

• выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ;

• источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

• выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Форму № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» представляют предприятия всех форм собственности, их филиалы и представительства, осуществляющие водопользование. Отчет по форме № 2-ТП (водхоз) включает многочисленные показатели, характеризующие водопотребление предприятия (объемы воды, забранной из природных источников, использованной, потерянной при транспортировке, количественный состав сточных вод, лимиты водоотведения, технологические параметры очистных сооружений и т.д.).

Определяется количество воды, забираемой из водных объектов или других систем водоснабжения, передаваемой другим водопользователям или сбрасываемой в водные объекты, отводимой на поля фильтрации, в накопители, испарители, а также используемой в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.

Форма № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод» используется на всех предприятиях, сбрасывающих сточные воды в природные водные объекты (поверхностные и подземные), на поля фильтрации, а также передающих воды в городскую канализацию.

Форму № 2-ТП (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления» представляют предприятия и их обособленные подразделения независимо от формы собственности, на которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются, хранятся (складируются) и захораниваются токсичные отходы производства и потребления, представляющие опасность для здоровья населения и окружающей среды. Отчет по форме № 2-ТП (токсичные отходы) составляют на основании данных первичного и бухгалтерского учетов. При отсутствии первичного учета заполнение формы проводят на основании расчетов по материальному балансу, оценок и других данных. Учету подлежат все виды токсичных отходов производства и потребления, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества (включая пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды). Не подлежат учету вредные вещества (продукты, соединения), являющиеся готовой продукцией, подлежащей дальнейшему использованию, а также полуфабрикатами, предназначенными по технологии производства для дальнейшей переработки в целях получения готовой продукции. Также не учитывают токсичные отходы, поступающие в водные объекты со сточными водами и в атмосферный воздух, которые отражают в формах статистической отчетности 2-ТП (водхоз) «Отчет об использовании воды» и 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха». Вместе с тем в отчете должно отражаться образование, обезвреживание, складирование токсичных веществ, уловленных (полученных) в процессе очистки отходящих газов и сточных вод на соответствующих сооружениях и установках.

Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.

4.4.1. Система документации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на предприятии

Система документации предприятия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды многообразна. На предприятии имеется значительное число документов по природопользованию и охране окружающей среды. Как правило, большинство этих документов не собрано в экологической службе предприятия (эколога предприятия), а рассредоточено по различным службам.

В общем случае система документации предприятия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды включает многочисленные документы, которые можно условно разделить на семь групп.

1. Общие документы (уставные документы и общие сведения о предприятии; организации, осуществляющие в соответствии с законодательством контроль за природоохранной деятельностью предприятия; сведения о выпускаемой продукции и технологии; документы на право владения земельным участком и его план с нанесенными строениями и сооружениями; ситуационная карта- схема микрорайона; технические паспорта на здания и сооружения; техническая документация на основные и вспомогательные производственные процессы и оборудование).

2. Организационные документы экологической службы предприятия.

3. Документы по результатам проверок предприятия (пред

писания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований законодательства России; планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок и предписаниях; отчеты о выполнении предписаний и актов). .

4. Документы по обеспечению экологической и промышленной безопасности (декларация о безопасности промышленного объекта; радиационно-гигиенический паспорт предприятия; сертификаты соответствия продукции, работ (услуг); план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов, загрязняющих атмосферу; план мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды в результате возможных аварий и катастроф).

5. Экологический паспорт предприятия.

6. Документы на изъятие природных ресурсов (лицензия на пользование водными объектами; договор на пользование водными объектами; лицензия на пользование недрами; документы на право владения или пользования земельным участком).

7. Документы по контролю за работой природоохранного оборудования (паспорта ГОУ и очистных сооружений; планы работ по проверке эффективности газоочистного оборудования; планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений; инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений; график планово-предупредительного (текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений; документы по контролю передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха на предприятии; результаты аналитического контроля сбросов, выбросов и отходов; метрологические параметры лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду; документы первичного учета и статистическая отчетность; нормативы ПДС, ПДВ и ПРО; результаты инвентаризации источников загрязнения и мест размещения отходов и т. п.).

4.4.2. Производственный экологический контроль

Определение производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды») носит обобщенный характер. Названы только цели его выполнения — обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также соблюдение требований в области охраны окружающей среды. Природопользователи обязаны организовать производственный экологический контроль (ПЭК) и обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий. Сведения об организации производственного экологического контроля представляют в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль.

Согласно этому же закону система мероприятий, направленных на комплексную оценку состояния окружающей среды, оценку и прогноз ее изменения под воздействием осуществляемой деятельности, т. е. локальный экологический мониторинг, в состав производственного экологического контроля не входит.

На практике природопользователи при разработке программы ПЭК включают в нее программу ЛЭМ. При этом из-за отсутствия регламентации по его проведению состав и периодичность наблюдений, а также средства измерений не унифицированы. Отсутствие четких требований по осуществлению локального (объектового) мониторинга не позволяет осуществлять системный анализ состояния природной среды в районах изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов, а также осуществлять контроль за качеством и стоимостью осуществляемых мероприятий, в том числе при реализации проектов на условиях соглашения о разделе продукции.

Согласно п. 6.32 СП 11-102-97 в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта с учетом функционирующей системы ЛЭМ организуется выполнение производственного контроля за уровнем воздействия производственного объекта на окружающую среду. Осуществление контроля предусматривается специальным подразделением предприятия.

Таким образом, ПЭК — система мероприятий, проводимых на объектах хозяйственной и иной деятельности. Он осуществляется за счет собственных средств природопользователя, а также может субсидироваться из иных источников. На уровне конкретного природопользователя ПЭК осуществляется на основе Положения о производственном экологическом контроле, которое разрабатывается природопользователем с учетом требований экологического законодательства. В настоящее время отсутствует специальный акт о порядке проведения и осуществления ПЭК.

В других федеральных законах (например, Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации») в обязанности пользователя лицензии на осуществление какой-либо деятельности включена организация экологического мониторинга; в приказе Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. № 372 об утверждении Положения по ОВОС в РФ в перечне материалов указана программа экологического мониторинга и контроля. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основой для проведения послепроектного анализа и экологического контроля за реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Тем самым подтверждается необходимость раздельного понимания экологического мониторинга и контроля при осуществлении хозяйственной деятельности.

Наряду с общими требованиями к порядку организации производственного контроля природопользователями, определенными Федеральным законом «Об охране окружающей среды», специальные требования в части организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, за соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и в области обращения с отходами устанавливаются соответственно Водным кодексом Российской Федерации и Федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах производства и потребления».

Средства измерений, применяемые при наблюдении за состоянием окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения единства измерений, должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений. Средства измерений подлежат поверке. По результатам поверки поверяющей организацией оформляется свидетельство установленной формы с указанием срока очередной поверки. Средства измерений универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т.д.) должны быть обеспечены аттестованными методиками выполнения измерений.

Производственный экологический контроль в пределах объекта переплетается с наблюдениями в режиме ЛЭМ и предусматривает:

• сбор уточненных данных о состоянии окружающей среды и тенденциях ее изменения;

• контроль за выполнением проектных решений при строительстве;

• оперативный контроль за возникающими неблагоприятными природными процессами (оползни, эрозия и др.) и другими крупными нарушениями природной среды;

• долговременный контроль за трендами изменений окружающей среды;

• прогнозирование возможных изменений окружающей среды в ходе выполнения работ по проекту.

К объектам ПЭК относятся выбросы загрязняющих веществ, физические факторы воздействия, сточные воды, загрязнение различных компонентов окружающей среды, развитие опасных геологических процессов, объемы образующихся и размещаемых отходов производства, состояние различных компонентов природной среды на территориях объектов размещения отходов.

На основании ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют все юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Для организации и проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха на предприятиях назначают ответственных лиц и (или) организуют экологические службы.

Производственному контролю при эксплуатации промышленного объекта подлежат выбросы, сбросы, значения предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса загрязняющих веществ, выбрасываемых с отработавшими газами от автомобилей. Производственный контроль может проводиться силами лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду или по договору сторонней организацией. В случае использования для проведения производственного контроля собственной лаборатории она должна иметь следующие документы:

1) положение о лаборатории;

2) паспорт лаборатории;

3) свидетельства о поверке средств измерений органами государственной метрологической службы;

4) паспорт на государственные стандартные образцы состава и свойств контролируемых объектов;

5) результаты внутреннего и внешнего контроля качества выполняемых измерений;

6) акты отбора проб и журналы их регистрации;

7) аттестованные методики выполнения измерений;

8) журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду.

При отсутствии собственной лаборатории работы по осуществлению производственного контроля проводятся на основании договора с лабораторией, аккредитованной на проведение измерений и анализов в области экоаналитического контроля.

При производственном химико-аналитическом контроле за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) непосредственно на источниках загрязнения по плану-графику лабораторного контроля определяют перечень веществ, подлежащих контролю. Контроль за содержанием загрязняющих веществ в промышленных выбросах проводится по утвержденным стандартным методикам с заданной периодичностью. Результаты производственного контроля заносят в план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах).

Наряду с контролем непосредственно на источниках загрязнения возможен контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках. Контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ включают в таблицу контроля нормативов ПДВ (ВСВ).

Автотранспортные предприятия или иные предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обязаны обеспечить выполнение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. Экологические требования к автотранспорту в первую очередь включают его соответствие или несоответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленным соответствующими стандартами.

Для автомобилей с бензиновыми двигателями определяют содержание монооксида углерода и углеводородов в отработавших газах в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52033 — 2003. Для автомобилей с дизельными двигателями проводят измерения дымности по ГОСТ 21393 — 75.

Эти измерения проводят при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию, и после технического обслуживания, ремонта и регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах.

С целью соблюдения нормативов ПДС разрабатывается и согласуется схема-график производственного аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты.

При производственном контроле наблюдения ведут за расходом, составом и свойствами:

• сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;

• сбрасываемых сточных вод и их соответствием установленным нормативам ПДС;

• вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.

Измерение расходов воды проводится в пунктах учета на каждом водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. Выбор водоизмерительных приборов и устройств определяется их назначением, измеряемыми расходами воды, производительностью водозаборных и водосбросных сооружений. На предприятиях, не имеющих соответствующей аппаратуры, расходы воды по согласованию с соответствующими надзорными органами в порядке исключения — до установки контрольно-измерительных приборов — могут определяться расчетным путем.

Перечень источников производственных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ, технологические схемы для очистки и обезвреживания, объем и периодичность химического контроля определяют на основании нормативно-технических документов по проектированию и эксплуатации технологического оборудования.

Состав и свойства сточных возвратных вод определяют на выпуске (выпусках) их в водные объекты. Наряду с отбором проб сточных возвратных вод должно проводиться опробование исходного водоисточника для определения фоновых показателей, а также воды в контролируемом водном объекте после ее смешения с возвратными водами в контрольном створе в соответствии с графиком. В случае превышения ПДС в результате ухудшения качества возвратных вод производственные подразделения предприятия с привлечением химической лаборатории должны определить источник загрязнения путем обследования отдельных потоков (колодцев) и устранить нарушение.

Наряду с химическими методами контроля часто осуществляется контроль токсичности природных и сточных вод с использованием действующих методов биотестирования. В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в контрольном створе водного объекта устанавливают конкретные вещества, обусловливающие эту токсичность, и пересматриваются нормативы ПДС.

Порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты водопользователь согласовывает с органами государственного экологического контроля. При разработке системы контроля возвратных сточных вод предприятия данные различных форм отчетности должны быть сведены в единый банк данных.

Во исполнение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Для учета отходов обычно ведут соответствующие таблицы. На основании их анализа оформляют Перечень отходов, образующихся на предприятии. Учет отходов ведут с использованием федерального классификационного каталога отходов.

Одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами является наличие у лицензиата средств контроля и измерений, применяемых для подтверждения соблюдения лицензиатом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами.

Производственный контроль осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности самостоятельно. Это единственный из всех видов контроля, когда субъект совмещает функции по природопользованию и контролю. За неисполнение обязанности по организации производственного контроля собственной деятельности субъект может быть привлечен к ответственности. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о результатах ПЭК в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

4.4.3. Экологический аудит

Экологический аудит способен стать одним из важнейших элементов системы управления качеством окружающей среды на предприятии1.

'Нормативная база: Директива ЕС 1836/93 — правила экологического управления и аудита; стандарт для системы экологического управления BS 7750 (Великобритания); ISO 1410 — основные указания по экологическому аудиту в составе основных положений, процедуры аудита систем экологического менеджмента и квалификационные критерии экологических аудиторов; стандарт ЕБРР — Протокол экологического аудита для промышленных предприятий общего типа, Стандартный формат аудиторского отчета, Рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасности.

Экологический аудит — систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой от заказчика (инвестора) проекта, разработчика ОВОС или руководства действующего предприятия проверки его соответствия установленным критериям.

В процессе аудита дается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов с формулировкой рекомендаций по улучшению такой деятельности. Аудит проводится для получения достоверной информации, обосновывающей решения по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, улучшения экологической обстановки и совершенствования управления природопользованием.

В промышленно развитых странах экологический аудит играет существенную роль в оптимизации антропогенного воздействия на окружающую среду. Одной из основных целей экологического аудита является сертификация систем управления качеством окружающей среды, которые создаются на каждом предприятии. Требования к системам управления качеством окружающей среды зафиксированы в международных стандартах серии ISO 14000 (руководящие указания по экологическому аудиту содержатся в стандартах ISO 14010, 14011, 14012).

В России, несмотря на то что стандарты серии ISO 14000 приняты Госстандартом, экологический аудит находится в стадии становления и до настоящего времени не имеет достаточного правового обеспечения, что, несомненно, сдерживает его развитие.

Основная цель экологического аудита — формирование достоверных представлений о воздействии предприятия на окружающую среду, способствующих снижению риска развития недопустимых последствий и укреплению положительного имиджа предприятия с точки зрения населения и властей. Важно также, что на основании аудиторской проверки может быть отделена экологическая ответственность действующего или планируемого производства от результатов воздействия других хозяйствующих субъектов (в том числе и в ретроспективе).

Экологическое аудирование проводится уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения соответствия деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности. В деятельность аудиторов входят также проведение консультаций и выдача рекомендаций.

Цели экологического аудита следующие:

• контроль достоверности выдаваемой предприятием экологической информации;

• проверка соответствия объекта экологическим требованиям;

• оценка существующей системы управления окружающей средой и здоровья работников;

• оценка рисков от регулируемых и нерегулируемых воздействий на среду;

• эколого-экономическая оценка инвестиционной привлекательности объекта;

• экологическая оценка инновационных и инвестиционных проектов.

Мотивация проведения аудита многообразна. Это вопросы страхования, конкуренция на рынке экологически чистых товаров, приобретение земель и предприятий, получение необходимых разрешений, оценка качества экономико-экологических управленческих решений еще до возникновения потерь (предупреждение потери рынков сбыта). Целевой экологический аудит проводится по требованию администрации банков и страховых компаний, несущих расходы по кредитованию или страхованию от аварийного и постепенного загрязнения. Он может быть направлен на оценку:

• аварийности (идентификация предприятий — возможных источников аварий, изучение качественного и количественного воздействия возможной аварии на состояние окружающей среды, подготовка соответствующих рекомендаций);

• оборудования (инвентаризация природоохранного оборудования и его использования);

• экологического риска (изучение сценариев возможных аварий и их последствий, анализ предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий аварии, порядок расчета ущерба, нанесенного деятельностью предприятия, детализация средств смягчения этого ущерба, оценка воздействия на среду остаточного загрязнения, система информирования надзорных организаций и граждан о возможной аварии;

• состояния окружающей среды (при слиянии или приобретении предприятий или недвижимости, включая приобретение участков под застройку).

В нашей стране практически не развит аудит экологической оценки результатов выполнения проектов. Этот вид аудита (послепроектный анализ1) экологических аспектов деятельности предприятия, проводимый, например, органами государственной власти, подразумевает систематический анализ эффективности системы ОВОС, в том числе анализ соответствия реального воздействия деятельности на окружающую среду спрогнозированному в ходе экологической оценки проекта.

Он позволяет скорректировать экологическую оценку и может внести существенный вклад в развитие и улучшение практики экологической экспертизы, обеспечивая обратную связь экологических оценок.

В результате такого аудита могут быть обнаружены существенные недостатки в проведенной ОВОС, а также выработаны рекомендации по их устранению при проведении экспертизы будущих проектов.

Кроме того, на основе новых данных могут быть пересмотрены представления о значимости воздействий, сформированные в процессе проведения ОВОС.

Известно, что в России строительство и ввод в действие экологически опасных объектов с нарушениями требований охраны окружающей среды, и в первую очередь без положительного заключения государственной экологической экспертизы, имеет значительное распространение. Учитывая, что экологическая экспертиза проводится только в отношении намечаемой деятельности, даже при установлении нарушения законодательства в области экологической экспертизы, проведение ее после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию невозможно. Для ликвидации этого пробела можно использовать процедуру экологического аудита, упомянутую в Федеральном законе «Об охране окружающей среды.

Заключение по результатам проведенного аудита может передаваться федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в области проведения государственного экологического контроля.

Рассмотрев заключение, эти органы могут принять решение о возможности дальнейшей реализации объекта или о необходимости приостановления (прекращения) хозяйственной и иной деятельности.

Внедрение процедуры экологического аудита объектов, завершенных строительством или находящихся в стадии строительства без положительного заключения ГЭЭ, соответствует законодательству в области охраны окружающей среды и будет способствовать ее оздоровлению.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий установлены федеральным законодательством?

2. Какие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду могут устанавливаться для действующих предприятий?

3. Сформулируйте экологические требования к эксплуатации предприятий, касающиеся охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления.

4. Какие процедуры предотвращения экологических происшествий и потенциальных аварийных ситуаций должно внедрить предприятие?

5. Как должна быть организована система документации предприятия по вопросам охраны окружающей среды и природопользования?

6. Какие формы государственного статистического наблюдения должно представлять предприятие в органы государственной статистики?

7. Каков порядок выдачи лицензии на водопользование и заключение договора на пользование водным объектом?

8. Каков порядок оформления лицензии на пользование недрами?

9. Чем отличаются предельно допустимые выбросы от предельно допустимых концентраций веществ в природных средах?

10. Что такое экологический паспорт предприятия?

11. Каков порядок утверждения ПДВ и ВСВ загрязняющих веществ?

12. Каков порядок утверждения ПДС и ВСС загрязняющих веществ?

13. Каков порядок утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение?

14. Что входит в систему документации предприятия по вопросам природопользования?

15. Как организован производственный экологический контроль на предприятии?

16. Каковы задачи экологического аудита?

Упражнения

1. Составьте экологическое обоснование проекта градостроительства в Нечерноземье (назовите природные особенности региона, рассмотрите воздействия города, предусмотрите меры их снижения).

2. Составьте экологическое обоснование проекта создания АЭС на Чукотке (Билибино). Рассмотрите альтернативы энергоснабжения.

Наши рекомендации