Ответственность участников процесса экологической оценки

Вопросы экологической экспертизы как составная часть инвестиционного проекта

В развитых странах система налогообложения, а также растущая экологизация потребительского рынка оказывают интегрированное давление на деятельность компаний и финансирующих их банков. В связи с этим учет природоохранных требований является важным элементом при разработке и развитии стратегии бизнеса, залогом успеха деятельности компаний благодаря повышению их конкурентной способности в условиях возрастающей экологизации рынка, снижению себестоимости производимой продукции в результате экономии энергии, сырья и природных ресурсов, отсутствия расходов, связанных с выплатой штрафов и компенсаций за превышение экологических нормативов.

По мере того как в мире возрастает озабоченность, вызванная ухудшением состояния окружающей среды, финансирующие организации включают процедуры экологической оценки проектов в процесс выработки и принятия решений в целях предупреждения риска неплатежей своих заемщиков по ссудам в связи с их деятельностью или бездеятельностью в области охраны окружающей среды. Банками экономически развитых стран накоплен богатый опыт по экологическому сопровождению инвестиционных проектов.

Российские банки при финансировании инвестиционных проектов оценивают риски в целом, не выделяя экологические риски в отдельную категорию. По мере стабилизации экономики и банковской системы можно ожидать по опыту развитых стран усиления внимания к вопросам охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.

1.1 Общие требования к экологической оценке проекта

В основе методологии ЭО лежат три принципа: превентивности, комплексности и демократичности.

Принцип превентивности означает, что ЭО проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также что ее результаты используются при выработке и принятии решений. Экологическая оценка должна проводиться не только до принятия решения о возможности осуществления намечаемой деятельности (например, выдачи соответствующего разрешения), но и до принятия важнейших проектных решений. Наконец, последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки (СЭО), предметом которой являются решения более высокого уровня, предшествующие планированию конкретных проектов.

Одним из важных инструментов реализации принципа превентивности является анализ альтернатив. Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения целей намечаемой деятельности и вариантов ее осуществления дает возможность принять оптимальное решение в зависимости от результатов ЭО.

Принцип комплексности подразумевает совместное рассмотрение и учет факторов воздействия намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде. Задача ЭО состоит не только в том, чтобы проследить, насколько соблюдаются стандарты и нормативы для отдельных компонентов природной среды, но и в том, чтобы понять, как природно-социальная система в целом отреагирует на воздействие намечаемой деятельности.

Принцип демократичности отражает тот факт, что ЭО не должна ограничиваться научно-техническими проблемами, поскольку предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду затрагивает интересы потенциально неограниченного круга лиц и организаций. Большинство из них не обладают какими-либо формальными полномочиями в отношении этой деятельности. Интересы общества в целом защищают разного рода системы разрешений и лицензирования, нормы проектирования. Общественность должна иметь возможность непосредственно участвовать в процессе ЭО, и мнение населения должно учитываться наряду с заключениями экспертов.

Поэтому ЭО должна проводиться в соответствии с регламентированной процедурой, правила которой известны и понятны всем ее участникам, имеющим определенные права и обязанности.

Отсутствие демократичности, закрытость и непрозрачность процесса принятия решения часто приводят к тому, что на практике решения принимаются на основе неформальных переговоров и соглашений с участием отдельных, наиболее влиятельных заинтересованных сторон. В результате нередко страдает объективность ЭО.

Рассмотрим, как в рамках предоставления зарубежными кредитными организациями займов или кредитов проводится ЭО финансируемого проекта, поскольку эти требования действуют на территории России.

Требования банков к кредитованию проектов в части охраны окружающей среды заключаются в том, чтобы принятые к рассмотрению проекты были экологически приемлемыми и обеспечивали устойчивое состояние окружающей природной среды, а любые последствия для окружающей среды можно было бы выявить заблаговременно и принять их во внимание при подготовке проекта.

Основная цель экологической оценки — помочь заказчику и инвестору сделать вывод о целесообразности продолжения работы по проекту и помочь выбрать наиболее эффективный путь его реализации.

При проектировании одновременно должны выполняться условия поддержания экономической стабильности, социальной справедливости и экологической безопасности. Прогностические модели развития территориальных образований в ближайшем и отдаленном будущем позволяют формализовать цели развития общества и отдать предпочтение тем стратегиям, которые обеспечивают поэтапное достижение целей с соблюдением баланса интересов и своевременным выявлением и снятием существующих противоречий. Последнее особенно важно в силу взаимной обусловленности главных задач социально-экономического развития любой территории, одним из решающих факторов устойчивости которого является поддержание экологической безопасности.

Требование, чтобы проекты обеспечивали устойчивость окружающей среды, подтверждает известный экономический принцип: капитальные затраты не должны рассматриваться в качестве дохода. Доходом является максимальное количество продукции, которое может быть получено благодаря проекту без ущерба для возможностей данного проекта давать то же количество продукции в будущем. При превышении регенеративных возможностей вовлеченной в круг влияния проекта окружающей среды возможности производства продукции по данному проекту будут снижаться.

Обеспечение устойчивого развития требует учета экологического фактора на всех этапах инвестиционной деятельности: от возникновения замысла до его реализации и восстановления состояния среды обитания после завершения деятельности в рамках этого замысла.

Учет экологического фактора должен быть не дискретным, а непрерывным и осуществляемым в рамках единого подхода в виде экологического сопровождения инвестиционного проекта, которое включает несколько шагов.

1. Экологическая классификация проекта (заявитель/заемшик обосновывает, а банк анализирует доказательства необходимости рассматривать экологические проблемы в рамках реализации настоящего проекта). Экологическая классификация проводится на стадии отбора проектов, предложенных для финансирования, с целью выявления важнейших потенциальных экологических проблем, которые необходимо будет решить в процессе планирования проекта и его разработки. В результате экологической классификации проекту присваивают одну из категорий в зависимости от масштабов и степени значимости его воздействия на окружающую среду. Другими результатами классификации могут быть определение важнейших проблем экологического характера, видов дальнейших ЭО и составление предварительного календарного плана таких оценок. При положительном решении переходят к следующему шагу.

2. Экологическое обоснование проекта (заявитель выделяет основные экологические проблемы, играющие первостепенную роль в принятии решения о выделении займа или кредита). В случае если реализация проекта требует проведения ЭО, заемщик обязан подготовить проект технического задания по такой оценке и найти специалистов, которые могут выполнить эту работу. При разработке проекта технического задания крайне важную роль играет определение объема мероприятий по проведению ЭО. Обычно банки стараются играть активную роль в формировании технического задания, чтобы получаемый объем знаний был необходимым и достаточным. Для этого специалисты банка соотносят систему обоснования с критериями инвестирования.

Имеется достаточно много примеров ЭО, в процессе которой по инициативе ученых огромные финансовые средства затрачивались на сбор информации буквально о всех аспектах окружающей среды. В результате таких оценок была получена несущественная, а иногда просто излишняя информация. Эта проблема избыточности информации на завершающей стадии разработки проекта возникает неизбежно, если на этапе формулировки технического задания не выполнена классификация значимости факторов и воздействий.

Таким образом, при разработке технического задания ЭО банки в первую очередь уделяют внимание проблемам, играющим первостепенную роль в принятии окончательного решения об инвестировании проекта.

Проведение ЭО неразрывно связано с подготовкой техникоэкономического обоснования и разработкой проекта, проводит его непосредственно сам заемщик. Итоговый отчет о результатах оценки представляется в банк до начала работы над заключением по проекту. Заемщик несет полную ответственность за результаты экологической оценки воздействия проекта на окружающую среду.

3. Подготовка раздела «Охрана окружающей среды» в итоговом резюме по проекту.

В состав технико-экономического обоснования в качестве раздела или самостоятельного тома входит раздел (том) «Охрана окружающей природной среды», который содержит характеристику современного состояния окружающей среды, перечень источников воздействий, их влияние на окружающую среду и население, прогноз возможных последствий воздействия на окружающую среду, социально-экономические и медико-гигиенические условия, а также описание дополнительных мер, снижающих негативные последствия воздействий на разных этапах инвестиционного цикла.

Банк определяет обязательные условия, связанные с охраной окружающей среды при реализации проекта. Сотрудники банка рассматривают результаты ЭО и рекомендации. По результатам рассмотрения они включают в итоговое резюме по проекту краткую информацию о состоянии вопросов охраны окружающей среды и сведения о том, как эти вопросы планируется решать. По результатам детального рассмотрения итогового резюме банк санкционирует начало переговоров о кредитовании проекта.

4. Включение обязательств заемщиков по охране окружающей среды в документы о предоставлении займа или кредита и контроль за выполнением экологических нормативов в процессе реализации проекта. В ходе переговоров с заемщиком рассматриваются планируемые мероприятия по обеспечению экологической приемлемости проекта и гарантии сохранения устойчивости окружающей среды. Достигнутые договоренности и обязательства заемщиков по охране окружающей среды включают в документы о предоставлении займа или кредита.

5. Реализация мероприятий по предупреждению негативных воздействий на окружающую среду и оценка фактически наблюдающихся видов воздействия на окружающую среду, а также эффективности мероприятий по уменьшению или предотвращению ущерба. Выполняется заемщиком и контролируется банком.

6. Подготовка раздела «Охрана окружающей среды» в итоговом докладе по реализованному проекту. Сотрудники банка рассматривают результаты выполнения обязательств заемщика, корректность ЭО и действенность рекомендаций.

Для ЭО проекта требуется проведение междисциплинарного анализа, поэтому в основной состав группы должны, как правило, входить представители научных дисциплин:

• руководитель — специалист по планированию, специалист в области социальных или естественных наук либо специалист по моделированию условий окружающей среды. Он должен обладать опытом подготовки аналогичных оценок, управленческими навыками, достаточно обширными знаниями и практическим опытом для проведения ЭО и обобщения результатов исследований в области отдельных научных дисциплин;

• эколог или биолог, в зависимости от конкретной ситуации;

• социолог, обладающий опытом работы с людьми, чьи интересы могут быть затронуты в результате строительства и эксплуатации хозяйственного объекта;

• географ или геолог, гидролог, почвовед;

• специалист по городскому или региональному планированию.

Этой основной группе должны оказывать содействие специалисты в различных областях знаний.

1.2 Требования международных кредитных организаций к экологическому сопровождению инвестиционных проектов

На территории России активную инвестиционную деятельность осуществляют Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и другие международные и зарубежные организации.

Всемирный банк в порядке эксперимента приступил к экологическому сопровождению финансируемых им проектов в начале 70-х гг. XX в. Он стал первой из финансовых организаций, которая практиковала анализ и отбор проектов по сопряженным с ними экологическим последствиям и использовала ЭО для принятия решения по предоставлению займов.

В связи со случаями финансирования Всемирным банком проектов, которые, как оказалось, имеют негативные экологические последствия, к 1984 г. экологическое сопровождение стало обязательным условием для всех проектов, связанных с воздействием на окружающую среду. Сотрудникам было дано указание проявлять твердость при оценке тех экологических эффектов каждого проекта, которые являются потенциально необратимыми. Кроме того, проводимая Всемирным банком политика требовала, чтобы проекты с серьезными негативными последствиями для окружающей среды при отсутствии компенсирующих мер не получали финансирования.

В 1989 г. требования по экологическому сопровождению финансируемых Всемирным банком проектов были сформулирова ны в специальном документе, определяющем порядок ЭО всех проектов, которые могли оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Согласно этому документу сотрудникам Всемирного банка было вменено в обязанность рассматривать и классифицировать все предполагаемые займы по категориям в зависимости от серьезности потенциальных экологических проблем, выявленных на стадии технико-экономического обоснования.

Разработанная методика ЭО оказалась ценным инструментом для выявления присущих инвестиционным проектам экологических проблем, а также для поиска средств их решения или смягчения. Требования Всемирного банка к экологическому сопровождению проектов во многом аналогичны подходам МБРР и Международной ассоциации развития (МАР) и очень близки к требованиям Международной финансовой корпорации (МФК).

На стадии отбора проектов для финансирования после проведения их классификации по степени воздействия на окружающую среду каждому проекту присваивают одну из трех категорий в зависимости от характера, масштабов и степени значимости его воздействия на окружающую среду:

• категория А — экологическая оценка необходима в полном объеме, поскольку виды воздействия на окружающую среду могут быть чрезвычайно разнообразны, а воздействие весьма серьезным;

• категория В — достаточно проведения экологического анализа в более узких рамках, поскольку виды воздействия могут носить локальный характер;

• категория С — особой необходимости в экологическом анализе нет, поскольку воздействие проекта на окружающую среду вряд ли окажется значительным.

На отнесение к категории Л могут претендовать следующие проекты и их элементы, которые с большой вероятностью могут оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду:

• плотины и водохранилища;

• лесохозяйственные проекты, предприятия по производству древесины;

• крупные промышленные предприятия;

• крупные оросительные и осушительные системы, а также противопаводковые сооружения;

• окультуривание ландшафтов инженерными методами и планировка земель;

• освоение месторождений полезных ископаемых, включая месторождения нефти и газа;

• строительство портов и гаваней;

• мелиорация и освоение новых земель;

• переселение людей и освоение новых земель;

• освоение речных бассейнов;

• строительство тепловых и гидроэлектростанций;

• производство, транспортировка и использование пестицидов и других опасных и (или) токсичных веществ.

Описать тип воздействия на окружающую среду достаточно трудно. Обычно считают, что если проект связан с перечисленными ниже видами воздействий, то отнесение его к категории А вполне оправданно:

• необратимое преобразование потенциально продуктивных или ценных земель, а также водных источников (природные леса, участки дикой природы, водные источники, имеющие рыбохозяйственную ценность);

• уничтожение естественных местообитаний, уменьшение биологического разнообразия или природоохранной ценности естественной системы;

• создание риска для здоровья и безопасности населения (например, в результате образования, хранения и удаления опасных отходов, отсутствия должных мер, связанных с гигиеной труда и техникой безопасности, нарушение стандартов качества воды и воздуха);

• перемещение значительного числа людей или предприятий;

• отсутствие эффективных смягчающих или превентивных мер.

Одно из требований, предъявляемых к ЭО, выполняемой в

полном объеме, заключается в том, что должны быть приняты во внимание все другие проводимые или планируемые работы на территории, охватываемой проектом, а также самопроизвольные явления, возникающие в результате осуществления проекта. Например, миграция населения в зону, освоенную в результате строительства дороги.

Проекты и элементы, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду и для которых уместен ограниченный по объему и охвату экологический анализ, могут быть отнесены к категории В:

• сельскохозяйственные предприятия;

• линии электропередачи;

• небольшие оросительные и осушительные системы;

• использование возобновляемых источников энергии;

• электрификация сельских районов;

• туризм;

• системы водоснабжения и канализации в сельских районах;

• проекты улучшения управления использованием ресурсов водосборного бассейна и реконструкция сооружений;

• ограниченные по масштабу проекты реконструкции и повышения технического уровня.

Проекты категории В часто отличаются от проектов категории А того же типа лишь масштабом.

К категории С могут быть отнесены следующие проекты и их компоненты, которые, как правило, не оказывают сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду:

• образование;

• планирование семьи;

• здравоохранение;

• питание;

• совершенствование организационной структуры;

• оказание технической помощи;

• большинство проектов, связанных с людскими ресурсами.

В соответствии с требованиями Всемирного банка отчет об экологической оценке конкретного проекта должен быть кратким, освещающим лишь самые важные проблемы экологического характера. Глубина и степень сложности экологического анализа должны быть соизмеримы с видами и масштабами потенциальных воздействий проекта на окружающую среду. Отчет предназначен для заемщика, банка, разработчиков проекта и организаций исполнителей. В нем обязательно указывают политические, правовые и административные рамки, в которых проводится ЭО, и требования в части охраны окружающей среды, которые предъявляются всеми организациями и учреждениями, участвующими в проекте. Затем приводят исходные данные, рассматривают наиболее значительные виды воздействия проекта на окружающую среду, результаты оценки положительных и отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате осуществления проекта.

Обсуждают альтернативы в области планирования, капиталовложений, выбора площадок, технологий, методов эксплуатации оборудования, которые сравнивают между собой с точки зрения потенциального воздействия на состояние окружающей среды, капитальных и текущих затрат, соответствия местным условиям, требованиям по части организационной базы, мониторинга и природоохранного обучения персонала. Желательно описать в количественных критериях для каждой из альтернатив затраты и выгоды, связанные с состоянием окружающей среды, и привести экономически выгодные значения параметров среды, если их можно определить.

В плане мониторинга состояния окружающей среды и экологических характеристик хозяйственного объекта следует указать, каким будет тип мониторинга, кто должен его осуществлять, в какую сумму это может обойтись, какие дополнительные мероприятия, например обучение персонала, необходимы.

Необходимо описать результаты обсуждения проекта с правительственными органами, дать комментарии и замечания со стороны групп населения, охваченных воздействием проекта, и местных неправительственных организаций.

Экологическая оценка должна гарантировать, что рассматриваемые варианты строительства и эксплуатации хозяйственных объектов экологически приемлемы и не нарушают устойчивости окружающей природной среды и что любые виды потенциального воздействия на окружающую среду будут распознаны на ранней стадии проекта и приняты во внимание при его разработке. Благодаря проведению экологической оценки внимание заемщика, банка, разработчиков проекта заблаговременно привлекается к экологическим аспектам предложенного проекта.

Фактически ЭО позволяет:

• своевременно и реалистично рассмотреть экологические проблемы; уменьшить количество обязательных условий, относящихся к охране окружающей среды, в соглашении о предоставлении займа, поскольку соответствующие меры могут быть приняты заранее или учтены при разработке проекта;

• избежать при осуществлении проекта затрат и издержек, вызванных внезапным возникновением непредвиденных проблем экологического характера.

Экологическая оценка способствует межведомственной координации и является основой для рассмотрения вопросов, поднятых группами населения, интересы которых затрагивает проект, и местными неправительственными организациями.

Несколько другой подход к экологической оценке практикует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Он довольно близок к требованиям Всемирного банка, хотя и характеризуется некоторыми особенностями.

Типовой цикл выбора, подготовки, разработки и последующей оценки проекта за счет предоставления инвестиционного кредита или займа у ЕБРР включает семь этапов:

• начальное предложение;

• уточнение концепции;

• начальное рассмотрение;

• подготовка проекта;

• заключительное рассмотрение;

• рассмотрение Советом директоров;

• подписание.

Е1а начальном этапе заемщик представляет банку бизнес-резюме или бизнес-план. Информация, содержащаяся в начальном предложении, должна быть достаточна, чтобы определить, заслуживает ли проект дальнейшего рассмотрения банком. Если заслуживает, то начинается уточнение концепции проекта. В плане решения вопро сов охраны окружающей среды на этом этапе заемщик представляет дополнительную информацию относительно состояния окружающей среды и ожидаемого воздействия на нее. Если концепция проекта принята, то следующей стадией является начальное рассмотрение. На этом этапе требуется более подробная информация о состоянии окружающей среды. Банк рассматривает оценку состояния окружающей среды и определяет исследования, которые являются необходимыми для разработки проекта. За разработку проекта ответственность несет заемщик. Банк оказывает консультации по вопросам охраны окружающей среды. Заключительное рассмотрение охватывает финансовые, юридические, экономические, технические и природоохранные проблемы. Далее проектная документация, включающая раздел о воздействиях проекта на окружающую среду, представляется на рассмотрение Совету директоров. После одобрения Советом директоров документация о займе может быть подписана и заем может расходоваться.

Банки всегда озабочены тем, что растущая тенденция правового регулирования охраны окружающей среды на всех уровнях — местном, национальном и интернациональном — может привести к необходимости отвечать за последствия загрязнения окружающей среды перед дебитором. Поэтому банку необходимо представить полную информацию о всех необходимых согласованиях и подробно описать процедуру согласования. Следует показать, что предлагаемый проект удовлетворяет всем ныне действующим, а также возможным в будущем требованиям и ограничениям.

Экологический риск может привести к тому, что в случае вынужденного расторжения сделки все расходы, связанные с восстановлением природной среды, лягут на кредитора. Поэтому экологические ограничения должны быть четко отражены в бизнес- резюме или бизнес-плане. Обычно раздел по экологическим нормам бизнес-плана включает несколько пунктов.

1. Основные законодательные акты, необходимые для выполнения проекта со стороны властей (в этом разделе заемщик представляет список основных нормативно-правовых документов, под действие которых может попасть планируемый кредит или заем).

2. Основные разрешения, которые необходимо получить для выполнения проекта на общегосударственном, региональном и на местном или муниципальном уровнях.

3. Лицензионные требования (какие лицензии нужно получить, если таковые требуются для данного проекта).

4. Экологические нормы (конкретные экологические нормы, которые должны быть соблюдены, чтобы проект получил одобрение соответствующих юридических инстанций; федеральные, регио нальные и местные требования, относящиеся к проекту по вопросам охраны окружающей среды, безопасности и охраны труда).

5. Контактное лицо по вопросам охраны окружающей среды (ФИО, адрес, телефон, факс).

6. Земля.

6.1. Местоположение.

6.2. История использования.

6.3. Использование земли, которая уже принадлежит заемщику или будет куплена в связи с выполнением проекта.

7. Строительные объекты, предусматриваемые проектом.

8. Оценка воздействия на окружающую среду или экологическая ревизия проекта.

9. Потенциальные обязательства по отношению к окружающей среде, если таковые предусмотрены.

10. Предполагаемое снижение нагрузки на окружающую среду.

11. Предлагаемые меры по улучшению состояния окружающей среды.

12. Экологическая политика заемщика.

13. Возможные экологические проблемы, связанные с реализацией проекта.

14. Статус консультаций с общественностью по поводу проекта.

На начальной стадии ЭО по требованию ЕБРР представленные проекты должны быть отнесены к одной из двух категорий. Проекты, отнесенные к категории 1, требуют обязательной ЭО, проекты, отнесенные к категории 2, такой оценки не требуют.

В соответствии с требованиями ЕБРР стандартный отчет по ЭО должен состоять из трех частей: краткого содержания отчета (реферата); основной части, содержащей результаты экологической оценки; приложений к основной части. В приложениях даются данные анализов, копии документов природоохранных органов, иллюстративные материалы.

По всем потенциальным проектам ЭО проводится банком совместно с финансовой экспертизой.

Требования к проектам изменяются в зависимости от характера проекта, степени экологического воздействия проекта, потенциальной экологической ответственности или риска, связанного с прошлыми и будущими воздействиями, от санитарно-гигиенических условий и других имеющих отношение к делу вопросов. Очень часто экологические исследования раскрывают проблемы или потенциальные денежные обязательства, которые должны быть учтены в течение переговоров и для которых должны быть разработаны и (или) проведены дополнительные исследования. В рядовом случае по уровню экологических исследований можно судить, как проект соответствует национальным и интернациональным требованиям.

Рис. 1. Функциональное зонирование территории Нижнего Новгорода

Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливают в следующих зонах:

• охраны памятников культуры, историко-культурных комплексов и объектов;

• особо охраняемых природных территорий, округов санитарной (горно-санитарной) охраны;

• водоохранных, санитарных, прибрежных защитных и санитарно-защитных;

• залегания полезных ископаемых;

• подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

• экстремальных природно-климатических условий.

В городских поселениях и населенных пунктах могут устанавливаться территории следующих видов:

• жилые (селитебные) зоны;

• общественно-деловые зоны;

• производственные (промышленные) зоны;

• санитарно-защитные зоны;

• зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;

• рекреационные зоны;

• зеленые зоны;

• зоны специального назначения;

• зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности которых определяются градостроительным регламентом и ограничениями на их использование, установленными законодательными документами РФ об охране окружающей среды, охране памятников истории и культуры и др. Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Порядок пользования такими территориями и требования к охране окружающей среды устанавливаются органами местного самоуправления.

Жилые зоны предназначены для застройки многоэтажными многоквартирными домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными домами с приусадебными земельными участками. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, зданий культурного назначения, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установления санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиация, загрязнение воздуха, воды, почвы и др.). Селитебная зона располагается, как правило, с наветренной стороны выше по течению рек по отношению к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. В ней должны быть зеленые насаждения общего пользования: бульвары, скверы, парки, сады (до 15 м2 на человека).

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также учреждений среднего и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, строений и сооружений, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой, финансовой, общественной активности. В перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные и многоэтажные гаражи.

Производственные (промышленные) зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование производственной и коммунально-складской зоны. Располагается производственная зона с подветренной стороны и вниз по течению рек относительно жилой зоны. Ее удаленность от жилой зоны зависит от характера выпускаемой продукции и природоохранных требований. Благоустройство территорий производственных зон осуществляется за счет собственников объектов хозяйственной и иной деятельности.

В санитарно-защитных зонах промышленных, коммунальных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов. Размер (ширина) санитарно-защитных зон варьирует от 1 000 до 50 м и зависит от класса воздействия предприятия на окружающую среду (от I до V). Зеленые насаждения в ней должны занимать не менее 40 % территории.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования. Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования должны соблюдаться необходимые расстояния от таких объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон и другие требования в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами, а также специальными нормативами и правилами застройки.

Территории в границах отвода сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и их санитарнозащитных зон подлежат благоустройству с учетом технических и эксплуатационных характеристик таких сооружений и коммуникаций. Обязанности по благоустройству указанных территорий возлагаются на собственников сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования. Если эксплуатация последних оказывает вредное влияние на безопасность населения, они размещаются за пределами городских поселений.

Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи и иные объекты. В них могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территориях рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Зоны специального назначения выделяются для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон городских поселений. Порядок использования территорий зон специального назначения устанавливается правилами застройки с учетом требований государственных градостроительных нормативов и правил, специальных нормативов.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий предназначены для размещения объектов с особым режимом. Порядок их использования в пределах границ (черты) городских поселений устанавливается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами застройки.

Могут также разрабатываться функциональные схемы использования территорий.

Ландшафтно-градоэкологическое исследование. Изначально ландшафтно-градоэкологические исследования должны базироваться на широком применении геоинформационных технологий, методов геоинформационного картографирования, дистанционного зондирования и моделирования методами геоинформационных систем (ГИС-моделирования).

Город — геотехническая система, включающая природную и инженерно-техническую подсистемы. В разработке схем геоэкологического районирования города необходимо учитывать различия как в природной, так

Наши рекомендации