Правовое обеспечение экологического контроля.
Контроль в области охраны окружающей среды представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды.
Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» утвержден полный перечень контролирующих (надзорных) органов, имеющих право проводить проверки, и сфер контрольной (надзорной) деятельности каждого органа. Тема проводимой проверки должна соответствовать компетенции контролирующего (надзорного) органа.
В области охраны окружающей среды к таким государственным органам отнесены:
• Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, которое осуществляет контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической сертификации, экологического аудита; Департамент по гидрометеорологии Минприроды контроль в области гидрометеорологической деятельности;
• Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики проверки в отношении охраны и использования объектов животного и растительного мира;
• государственные природоохранные и лесохозяйственные организации, находящиеся в подчинении Управления делами Президента Республики Беларусь контроль за ведением охотничьего хозяйства, охотой рыбной ловлей, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и другие контрольные функции на подведомственных им территориях;
• Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства и охотой;
• Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь контроль за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр; Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь – контроль за исполнением законодательства в области ядерной и радиационной безопасности;
• Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь контроль за рыбохозяйственной деятельностью;
• Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – контроль за соблюдением законодательства об использовании и охране земель.
Порядок проведения ведомственного контроля определен Указом Президента Республики Беларусь «О ведомственном контроле в Республике Беларусь». Ведомственный контроль осуществляется государственными органами и иными государственными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, структурными подразделениями этих государственных органов и объединений, подчиненными этим органам и объединениям организациями за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе своей хозяйственной и иной деятельности в случае, когда она оказывает вредное воздействие на окружающую среду.
Составной частью контроля в области охраны окружающей среды является аналитический (лабораторный) контроль, который включает в себя:
ü отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;
ü оценку соблюдения нормативов качества окружающей среды;
ü оценку соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду;
ü оценку эффективности природоохранных мероприятий;
ü оценку соблюдения технических требований к составу топлива и др.