Понятие, предмет и метод экологического права.
Понятие, предмет и метод экологического права.
Экологическое право (ЭП) – отрасль права в правовой системе РБ.
ЭП как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.
ЭП как отрасль законодательства включает определенным образом систематизированные нормативные правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие экологические отношения.
ЭП – это комплексная отрасль, т.е. представляет собой систему норм, регулирующих комплекс разнородных взаимосвязанных между собой общественных отношений, объединенных определенной сферой правового регулирования.
Предмет экологического права составляют общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды (экологические отношения).
Первая форма взаимодействия человека с природой – использование природных ресурсов в процессе ведения хозяйственной и иной деятельности (природопользование). Вторая форма взаимодействия общества с окружающей средой – ее охрана.
Метод правового регулирования экологического права состоит в сочетании государственного (властного) регулирования экологических отношений с определенной самостоятельностью субъектов при использовании природных ресурсов и охране окружающей среды (диспозитивный метод).
Принципы ЭП.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
ü соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
ü обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
ü научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;
ü охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ü предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;
ü государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
ü платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
ü экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
ü независимости контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
ü учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
ü приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;
ü допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
ü обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
ü сохранения биологического разнообразия;
ü обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;
ü презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
ü снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
ü запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
ü гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;
ü недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и функций природопользования;
ü ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
ü обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;
ü международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Конституционные основы ЭП.
Конституционные нормы являются основой развития всего законодательства, в том числе и экологического. Конституция имеет высшую юридическую силу.
Республика Беларусь объявила себя правовым социальным государством, высшей ценностью которого явля-ется человек, его права, свободы.
Так, в соответствии с нормами Конституции всем предоставлены равные права для осуществления хозяй-ственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные усло-вия. Недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения составляют исключительную государствен-ную собственность. Но эти природные объекты и ресурсы могут быть использованы в процессе осуществле-ния хозяйственной деятельности.
Целый ряд статей Конституции касается экологических прав и гарантий граждан. Так, ст. 40 провозглашает, что каждый имеет право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы. Исходя из смысла этой статьи, гражданам предоставлено право получать любую информацию, в том числе и о состо-яния окружающей среды. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассматривать обра-щения и давать ответ по существу в определенный законом срок.
Согласно ст. 44 Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и возмещение вре-да, причиненного нарушением этого права.
Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов и в целях защи-ты и улучшения условий жизни общества, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Согласно ст. 55 Конституции охрана природы – это долг каждого человека.
Т.о. государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях за-щиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Содержание и защита права собственности на компоненты природной среды.
Содержание. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими компонентами природной среды в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно. Ограничения в осуществлении права собственности на компоненты природной среды обусловлены требованием о целевом характере их использования и кругом субъектов, в собственности которых могут находиться компоненты природной среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Защита. Природоресурсное законодательство предусматривает признание недействительными сделок, нарушающих право государственной (исключительной государственной) собственности на компоненты природной среды (ст. 48 Кодекса о земле, ст. 86 Кодекса о недрах, ст. 94 Водного кодекса, ст. 74 Закона «О растительном мире»). Самовольно занятые участки (земельные, леса, водные объекты) возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет лиц, самовольно занявших такие участки.
КоАП установлена административная ответственность за нарушение права государственной собственности на недра (ст.10.1 КоАП); воды (ст.10.2 КоАП); леса (ст.10.3 КоАП); животный мир (ст.10.4 КоАП).
Вещно-правовыми способами защиты права собственности являются виндикационный и негаторный иски. В соответствии со ст. 282 ГК собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск). Ст. 285 ГК предусматривает защиту прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск). Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Аренда природных ресурсов.
Аренда – договор имущественного найма. Согласно ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.
В соответствии с природоресурсным законодательством арендодатели природных ресурсов: - местные Советы, - местные исполнительные и распорядительные органы, в пределах своей компетенции.
Арендаторы природных ресурсов: - юр. и физ. лица РБ, - лица без гражданства, - иностранные юр. и физ. лица, - иностранные гос-ва, - международные организации.
Передаче в аренду подлежат земельные участки, водные объекты, участки лесного фонда. Сроки и иные условия аренды земельного участка определяются договором аренды земельного участка. Срок аренды земельного участка для ведения с\х не может быть менее 10 лет и не должен превышать 99 лет.
Согласно ст. 28 Водного кодекса водные объекты, включенные в фонд рыболовных угодий и фонд охотничьих угодий, могут быть предоставлены в аренду юр. лицам для ведения рыболовного и охотничьего хоз-ва. Водные объекты, не включенные в фонд рыболовных угодий, могут быть предоставлены в аренду для рыболовства и др. целей в порядке и на условиях, установленных Постановлением Совета Министров РБ.
Участки лесного фонда согласно ст. 45 Лесного кодекса могут быть предоставлены в аренду для осущ. одного или нескольких видов лесопользования. Особенности аренды природных ресурсов: 1. Они не подлежат передаче в субаренду (за исключением земельных участков); 2. Не подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды.
Правовой режим нац. парков.
Национальный парк – ООПТ, объявленная в целях восстановления и (или) сохранения уникальных, эталонных и иных ценных природных комплексов и объектов, их использования в процессе природоохранной, научной, просветительской, туристической, рекреационной и оздоровительной деятельности.
Характерной особенностью национального парка по сравнению с другими категориями ООПТ является одновременное выполнение таких задач, как сохранение компонентов природной среды и в то же время создание условий для просветительской, оздоровительной и рекреационной деятельности.
На территории парка разрешены определенные административные действия, без которых парку невозможно полностью и качественно выполнять свои функции (например, строительство объектов обслуживания посетителей; строительство и ремонт дорог, связанных с задачами и целями национального парка; различные биотехнические мероприятия). При этом с целью сохранения ценных экосистем парк разделяется на отдельные зоны:
• заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;
• зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальном парке;
• рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;
• хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов.
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют четыре национальных парка: Нарочанский, Припятский, Беловежская пуща и Браславские озера.
Правовой режим заказников.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заказником является ООПТ, объявленная в целях восстановления, сохранения и (или) воспроизводства природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов с ограничением использования других природных ресурсов.
В зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, заказники подразделяются на следующие виды:
• ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;
• биологические, предназначенные для сохранения и восстановления редких, находящихся под угрозой исчезновения, а также ценных в экологическом, научном и хозяйственном отношении видов диких животных, дикорастущих растений или отдельных особо ценных растительных сообществ;
• водно-болотные, предназначенные для сохранения водно-болотных угодий, имеющих особое значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том числе в период миграции;
• гидрологические, предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;
• геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы.
Различное целевое назначение заказников предопределяет особенности их правовых режимов (строгая охрана всего природного комплекса либо его частей; охрана одного или нескольких компонентов природной среды), и в связи с этим на территории различных видов заказников могут быть запрещены отдельные виды деятельности. К таковым могут быть отнесены: распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод, плодов и цветов, добыча полезных ископаемых; мелиоративные работы и др.
По административному статусу заказники могут быть республиканского и местного значения.
Понятие, предмет и метод экологического права.
Экологическое право (ЭП) – отрасль права в правовой системе РБ.
ЭП как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей средой.
ЭП как отрасль законодательства включает определенным образом систематизированные нормативные правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие экологические отношения.
ЭП – это комплексная отрасль, т.е. представляет собой систему норм, регулирующих комплекс разнородных взаимосвязанных между собой общественных отношений, объединенных определенной сферой правового регулирования.
Предмет экологического права составляют общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды (экологические отношения).
Первая форма взаимодействия человека с природой – использование природных ресурсов в процессе ведения хозяйственной и иной деятельности (природопользование). Вторая форма взаимодействия общества с окружающей средой – ее охрана.
Метод правового регулирования экологического права состоит в сочетании государственного (властного) регулирования экологических отношений с определенной самостоятельностью субъектов при использовании природных ресурсов и охране окружающей среды (диспозитивный метод).
Принципы ЭП.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
ü соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
ü обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
ü научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;
ü охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ü предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;
ü государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
ü платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
ü экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
ü независимости контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
ü учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
ü приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;
ü допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
ü обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
ü сохранения биологического разнообразия;
ü обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;
ü презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
ü снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
ü запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
ü гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;
ü недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и функций природопользования;
ü ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
ü обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;
ü международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.