Занятие 8 МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ БЕРЕЗКА ЗЕЛЕНЕЛА

Задачи:

- установить эмоциональный контакт между всеми участни­
ками;

- формировать познавательный интерес к миру растений,
чувство ответственности за них;

- расширять представления о сезонных изменениях в жизни
растений;

- актуализировать потребность в совместных детско-роди-
тельских играх;

- воспитывать в детях потребность радовать своих близких
добрыми делами и заботливым отношением к ним;

- развивать воображение, способность к импровизации;

- эмоционально обогатить детей теплотой и поэзией, закре­
пить положительные эмоции от работы на занятии.

Материалы и оборудование:игрушка (гном Волшебник), волшебная палочка, белые платки, аудиокассета с музыкальным сопровождением, цветок из бумаги - «цветик-многоцветик».

Ход занятия

Ведущий. Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами! Встаньте в круг.

Проводится аутотренинг.

Встать, как только солнце встает. (Руки тянут вверх.)

И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет. (Руки тянут вперед.)

Ты подставь скорей ладошку. (Подставляем ладошки солнышку.) Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым. (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагива­ются до ступней.)

Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей: «С добрым утром, мама!»

(Дети повторяют.)

А потом с улыбкой, с песней, выйди к травам, людям, пти­цам...

(Широко разводят руки в стороны.)

И веселым, интересным день твой должен получиться! (Улыбаются друг другу.)

- Ребята, давайте произнесем волшебные слова, чтобы узнать следующее желание Матушки Природы: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав

круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы березка зеленела». Сегодня к нам на занятие пришел гном Волшебник.

Гном. Здравствуйте, ребята и взрослые! Знаю, что вы лю­бите природу, знакомы со многими деревьями. Отгадайте, о ка­ком дереве эта загадка: «Стоит в белой одежке, свесив сереж­ки». Какое это дерево? Как вы догадались? Есть ли еще деревья с белым стволом? А какой ствол у березы на ощупь? (Гладкий.)

- Весной люди берут сок, при этом повреждают кору. Как
вы думаете, березе это приятно? Как она после этого будет рас­
ти? (Ствол искривится.)

- Если у дерева кора поражена. Это хорошо? Плохо? Ничего
страшного? Почему плохо? (В рану могут попасть микробы,
дерево будет болеть, из раны может вытекать сок, и дереву
не хватит сил для роста новых листьев, веток, оно начнет со­
хнуть.)

- Как вы думаете, какие условия нужны березе для ее жизни
и роста? (Много света.)

Правильно, береза - неприхотливое к почве дерево, но све­толюбивое, не любит затенения. А кто знает, какие семена у бе­резы? (Легкие.)

- Почему они должны быть мелкими и легкими? (Чтобы
ветру легче было их переносить на другое место.)

- Ветер куда угодно может занести крохотное крылатое семя
березы. Вот поэтому березу можно увидеть растущей даже
на крыше старого каменного дома или на крепостных стенах.
Скажите, чем покрыт ствол? (Корой.)

- Вспомните, зачем дереву кора. (Она защищает от высыха­
ния, водонепроницаема.)

- Кора березы называется берестой. А хотите узнать, как ды­
шит береза? На стволе березы есть темные черточки, идущие

поперек ствола. Это чечевички. Через них в небольших количе­ствах поступает кислород, необходимый дереву для дыхания. А вот на зиму эти чечевички замуровываются, и дерево спит.

Наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который дела­ли из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульп­туры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лу­кошки для ягод и грибов, на бересте писали.

Ныне березу используют в строительстве, из нее делают ме­бель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из по­чек - лекарства. Вот видите, какая полезная береза! А что про­изойдет, если все березы исчезнут?

Решение проблемной задачи.

- Ребята, а у меня есть волшебная палочка, я взмахну ею -и вы превратитесь в березки.

Проводится пальчиковая игра «Деревья». В поле дерево стоит. (Дети поднимают руки над головой.) Ветер руки шевелит (Покачивают руками.) Весной набухли почки (Сжимают пальцы в кулаки.) Раскрылись все листочки (Разжимают кулаки, шевелят пальцами.) Чтоб деревья подрастали, Чтоб они не засыхали, Корни дереву нужны

(Опускаютруки, разводят пальцы в стороны.) Почему они важны? (Ответы детей.)

- Замечательные березки у вас получились. Откуда появля­
ются деревья? (Вырастают из семян.)

- Какие еще растения вырастают из семян? (Кусты, травы,
цветы.)

С детьми и родителями проводится экологическая игра «Вол­шебные превращения».

- Я взмахну волшебной палочкой и превращу детей в семена.
Семенем какого цветка вы хотели бы стать? (Ответы детей.)

Дети-«семена» садятся на ковер.

Зима. Природа отдыхает. Замерло все. Только легкие сне­жинки кружатся над поляной. Под мягким снежным одеялом тихо спят семена.

Звучит аудиозапись музыки. «Снежинки»-родители берут в руки белые платки и кружатся в импровизированном танце вокруг «семян». По окончании музыки накрывают их платками и садятся на ковер.

- Солнце с каждым днем поднимается все выше, все дольше
остается на небе, постепенно прогревая землю. Снег тает, журчат
ручьи, их веселый шум будит семена.

Дети-«семена» сбрасывают платки, потягиваются.

- Становится теплее. Все в природе оживает. Чтобы превра­
титься в растения, семена должны набраться сил. У них появля­
ются корешки, через которые они могут получать из земли пи­
тательные вещества и воду.

Навстречу теплым солнечным лучам тянутся тонкие стебли с нежными зелеными листьями, выросшие из семян.

Дети поднимают руки вверх, покачивают ими.

- Наступило лето. Ростки окрепли, подросли, на них появи­
лись бутоны.

Дети складывают ладони в виде бутона, поднимают руки над головой.

- Бутоны медленно раскрываются, превращаясь в яркие цве­
ты. Их нежные лепестки умываются каплями росы, греются
в ласковых лучах летнего солнца.

Дети импровизируют, изображая раскрывшиеся цветы.

- Привлеченные нежным ароматом, *к цветам заспешили на­
секомые.

Родители изображают движения насекомых, летающих во­круг цветов и собирающих нектар.

- Лето подходит к концу, цветы увядают, и на их месте по­
являются коробочки с семенами. Птицы не только с удовольст­
вием клюют их, но и разносят семена по всему лесу.

Родители изображают птиц. Они рассаживают «семена» на стулья, расставленные вдоль стен.

- Наступает осень, становится все холоднее. Птицы собира­
ются в стаи и улетают в теплые страны.

«Птицы» выстраиваются клином и «улетают».

Гном. Ребята, понравилось вам быть семенами и березка­ми? Вот и Матушке Природе очень нравится, что везде зеленеют березки.

Ведущий. Наше занятие заканчивается, давайте прочтем стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели».

Занятие 9

МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ПОД ЕЛКОЙ ЖИЛ СМЕШНОЙ КОЛЮЧИЙ ЕЖ Задачи:

- установить эмоциональный контакт между всеми участни­
ками;

- развивать эмоционально-ценностные отношения к природе;

- формировать нравственно-оценочный опыт поведения в при­
роде;

- объединять взрослых и детей в совместных играх;

- совершенствовать умения откровенно выражать свои чувства;

- закреплять положительные эмоции от работы на занятии.
Материалы и оборудование:цветок из бумаги «цветик-

многоцветик», картинки с изображением зайцев, кошки, цветов, картина «Ежи».

Ход занятия

Ведущая.Я рада вас приветствовать! Возьмитесь за руки, мы будем передавать, как эстафету, рукопожатие. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. Наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она вас согревает. А теперь улыбнитесь друг

Другу.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте узнаем же­лание Матушки Природы: «...Вели, чтобы под елкой жил смеш­ной колючий еж».

Ведущий раскладывает на ковре картинки, дети переходят от одной картинки к другой. Ведущий рассказывает об изобра­женном на картинке.

1-я остановка- «Дед Мазай и зайцы»Однажды во время весеннего половодья речка вышла из бе­регов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает:

Вижу один островок небольшой -Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась 54

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Ведущий.

- Что мы узнали о деде Мазае?

- Как люди могут помогать животным, попавшим в беду?
Дети отвечают.

Я остановка - «Кошка»

На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросил маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смот­рел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад... Что можно ска­зать о Саше? (Ответы детей.)

Я остановка -«Цветы»

Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Ле­том они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше растут здесь, дома все равно завянут, и их придется вы­бросить». Что можно сказать о Лене? Как бы вы поступили? (Ответы детей.)

Я остановка -«Ежинка»

- Рассмотрите картину «Ежи».

- Кто нарисован на этой картине?

- Все ли они одинаковые?

- Что делает ежиха? Ежата?

- Что едят ежи? Зачем им нужны иголки?



-Какая мама-ежиха? (Большая, смелая, сильная, осторожная.)

- Какие ежата? (Маленькие забавные, трусливые, хорошие.)

- Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их,
учит добывать в лесу корм.)

- Где живут ежи?

- На картине нарисована целая ежиная семья. Как вы думаете,
это дружная семья? Как вы догадались? (Все вместе; взрослые
заботятся о детях; дети учатся повадкам у взрослых.)

- Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут
их из леса домой?

- Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хо­
рошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, врагов нет. (Отве­
ты детей.)

- Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там,
где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать
из привычного для них места обитания. Послушайте стихотворе­
ние «Ежинка» В. Осеевой.

В глубокой прохладной ложбинке, Где летняя травка свежа, Привольно живется Ежинке, Единственной внучке Ежа. Весь день она тихо играет, Шуршит прошлогодним листом, Еловые шишки бросает И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка, Стал ветер деревья качать, И Ежик любимую внучку Заботливо вышел встречать. И вдруг, запыхавшись, зайчишка 56

Бежит, перепуган до слез.

- Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзинке унес!

Мелькали березы и елки, Зеленый кустарник и рожь, Подняв, как оружье, иголки, Бежал, ощетинившись, Ёж! В прохладной пыли на дороге Он след мальчугана искал. Он по лесу бегал в тревоге И внучку по имени звал!

Стемнело... И дождик закапал, Живого следа не найдешь. Упал под сосной и заплакал Измученный дедушка Еж! А дедова внучка сидела За шкафом, свернувшись клубком. Она и взглянуть не хотела На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке Из города дети пришли И дедову внучку Ежинку В корзинке назад принесли. Пустили на мягкую травку.

- Дорогу домой ты найдешь?

- Найдет! - закричал из канавки
Взволнованным голосом Еж.

- Ребята, придумайте диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки (родители помога­ют). Молодцы! Справились с заданием, обрадуется Матушка Природа.

А сейчас представьте, что вы в лесу. Я - мама-ежиха, а вы -мои маленькие ежата.

Проводится мини-этюд «Ежата».

- Вы спите, согнувшись в клубочек, спрятав носик в лапки.

Вдруг из-за высоких деревьев появился теплый лучик сол­нышка, пригрел вас. Вы открыли свои черные, как бусинки, глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывающую ле­пестки ромашку, затем вниз на зеленую травку, наконец, вверх на птичку, которая вовсю уже распевала песенку... Вы вынули свой носик из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть.

Потом развернулись совсем и потянулись. Умылись росой, попили из маленького зеленого листика. Какая прохладная, чис­тая вода! Ежата даже облизнулись. Посмотрели в лужицу. Увиде­ли, что их колючки спутались и расчесались.

А вот мама-ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались. Подбежали к мамочке, обняли ее. Как хорошо, что на свете есть мама!

Наше занятие закончилось, вспомните стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели».

Наши рекомендации