I этап - изучение эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника.

Целью этапа исследования является выявление особенностей эмоционального микроклимата в семьях дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить сле­дующие задачи:

1. Определить удовлетворенность ребенка своим положени­
ем в семье.

2. Выяснить родительское отношение к ребенку.

3. Определить уровень знаний и представлений у родителей
о воспитании детей.

При работе с детьми используются следующие методы:

• тест «Кинестетический рисунок семьи» (Р. Берне и С. Ка­
уфман);

• определение позиции ребенка по отношению к семье (ме­
тодика Э. Бине).

При работе с родителями используются следующие методы:

• тест «Хорошие ли вы родители?»;

• тест «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга,
В. В. Столин) (подробное описание методик см. в Приложении).

На основании анализа диагностических данных выявляются семьи с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях.

IIэ т а п— психологическое просвещение родителей по во­
просам взаимоотношений с детьми и профилактика проблем­
ных ситуаций.

Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и раз­витии ребенка.

Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся роди­тельские собрания, семинары, консультации (см. Приложение):

1. Консультации с целью сообщения родителям о выявленных
проблемах в семье.

2. Родительские собрания: «Наследственность и воспитание -
что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений
у детей».

3. Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»,
«Умеем ли мы общаться?»

4. Консультация: «Роль семейного микроклимата в развитии
детско-родительских отношений» и другие.

III этап- привлечение родителей к совместной работе
по экологическому воспитанию детей с ЗПР.

Оптимальной формой для организации эффективного взаи­модействия родителей с детьми являются занятия в форме эколого-психологического тренинга. Для выяснения отношения родителей к проблеме экологического воспитания проводится анкетиро­вание (см. Приложение). Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначить проблемы, требующие педагогической помощи.

Родителей детей с ЗПР можно привлечь к участию в конкур­сах, развлечениях, КВНах, праздниках (см. Приложение):

1. Участие родителей в развлечениях: «Джунгли зовут»,
«В гостях у водяного».

2. Участие родителей в конкурсе «Мама - солнышко мое».




3. Участие родителей в КВНе.

4. Участие родителей в праздниках: «Осенины», «Колядки»,
«Масленица».

Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки и т. д. улучшают микроклимат в семье.

Также для совместной работы родителей и детей с ЗПР по экологическому воспитанию нужно предусмотреть:

1. Содержаниеэмоционально-положительного общения детей
с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках
семьи:

• доступность: создаваемые родителями образы природы
должны быть близкими эмоционально-чувственному опыту ре­
бенка;

• яркость и колоритность образов: чем ярче выражены осо­
бенности природного образа, тем сильнее они действуют на чувст­
ва и сознание детей;

• объяснение сущности природы, ее явлений и механизмов.

2. Созданиеэколого-развивающей среды в домашних усло­
виях:

• уголок живой природы, в который входят разнообразные
комнатные растения, выращенные ребенком вместе с родителями;

• уголок «выращивания», оснащенный необходимыми сред­
ствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой
деятельности детей (выращивание, пересадка растений, наблю­
дение за их развитием): инструменты для работы с землей, зем­
ля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена и т. д;

• уголок природного материала;

• журналы, книги, фотографии о природе.

Такая совместная работа родителей и детей помогает устра­нять межличностные проблемы, развивать позитивное взаимо­действие.

IVэ т а п- совместные коррекционно-развивающие заня­тия детей с ЗПР и родителей в форме эколого-психологиче-ского тренинга.

Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотно­шений в семье дошкольника показывает, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Цель занятий: развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состоя­ния детей.

Основные задачи:

1. Установление и развитие отношений партнерства и со­
трудничества родителя с ребенком в процессе взаимодействия
с природой.

2. Улучшение понимания родителями собственного ребенка
при обучении его умениям и навыкам взаимодействия с природой.

3. Достижение способности к эмпатии, к пониманию пере­
живаний, состояний, настроений и интересов друг друга.

4. Развитие у детей навыков общения в различных жизнен­
ных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятель­
ности, направленной на анализ собственного поведения и по­
ступков окружающих людей.

5. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего
эмоционального состояния в ходе общения, формирование тер­
пимости к мнению собеседника.

6. Обучение детей правилам хорошего тона.

Основные методы обучения:

1. Этюды.

2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнитель­
ского характера).

3. Игры (словесные, музыкальные, творческие, дидактические).

4. Чтение художественных произведений.

5. Беседы.

6. Мини-этюды.

7. Игры-беседы.

8. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

9. Импровизация.

10. Рассказ взрослого и рассказы детей.

11. Тематическое рисование.

Наши рекомендации