Продление, пересмотр, отзыв комплексного экологического разрешения и внесение в него изменений.
Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на 7 лет и может продлеваться на такой же срок при соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем содержащихся в нем условий (п. 13). Комментируемая статья не содержит указаний на ограничения по количеству продлений.
Условием продления комплексного экологического разрешения является совокупность следующих условий:
- соблюдение нормативов, требований и документов, предусмотренных пунктом 10, в том числе своевременное представление отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;
- отсутствие задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (см. комментарий к ст. ст. 16, 16.1 - 16.5);
- выполнение программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при ее наличии).
С течением времени обстоятельства могут изменяться таким образом, что информация, представлявшаяся в заявке и сопутствующих документах, требует обновления. В зависимости от состава и содержания подлежащей актуализации информации законодатель предусмотрел различные виды процедур - пересмотр (полный или частичный), внесение изменений и переоформление. Комментируемая статья содержит положения, устанавливающие особенности пересмотра комплексного экологического разрешения (п. п. 14 и 15), внесения в него изменений (п. п. 15 и 16), а также указывает обстоятельства, с наступлением которых законодатель связывает необходимость переоформления указанного разрешения (п. 17).
Комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру (частично или полностью) в случаях необходимости изменения установленных объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления вследствие изменений в технологических процессах основных производств, замены оборудования, сырья (п. 14). Пересмотр разрешения осуществляется по инициативе лица, инициировавшего получение такого разрешения (п. 15), и в порядке, предусмотренном для его выдачи (абз. 2 п. 14).
В соответствии с пунктом 16 в комплексное экологическое разрешение могут вноситься изменения, если они не затрагивают сведений, предусмотренных пунктами 10, 11 и 17.
Разрешение в соответствии с пунктом 17 подлежит переоформлению в случаях:
- замены юридического лица, при реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его адреса или места нахождения;
- замены индивидуального предпринимателя, при изменении фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, изменении в реквизитах документа, удостоверяющего его личность, а также изменении места его жительства.
Комментируемый Закон не расшифровывает понятие "замена юридического лица (индивидуального предпринимателя)", поэтому его содержание подлежит уяснению с учетом положений гражданского законодательства. Поскольку комплексное экологическое разрешение оформляется в отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на основании заявки юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего такой объект, необходимо принимать во внимание правовые основания эксплуатации таких объектов заявителями.
Право использования этих объектов может быть основано на праве собственности заявителя либо следовать из гражданско-правовых договоров (например, аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и др.), распорядительных актов о закреплении права оперативного управления или хозяйственного ведения, не влекущих изменения права собственности (например, передача федерального имущества от федерального государственного унитарного предприятия федеральному государственному бюджетному учреждению). Соответственно, замена может иметь место в случае изменения собственника объекта, истечения срока действия договоров (аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и др.), а также издания актов о смене субъекта права хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, под заменой юридического лица (индивидуального предпринимателя) следует понимать перемену лиц в обязательстве по соблюдению условий комплексного экологического разрешения в связи с изменением субъекта, имеющего право эксплуатировать объект, причиняющий вред окружающей среде. Изменение субъекта может следовать из гражданско-правового договора либо распорядительного акта органа, уполномоченного осуществлять права собственника в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Одновременно с переоформлением комплексного экологического разрешения осуществляется актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (см. комментарий к ст. 69.2).
Специфическим правовым последствием несоблюдения условий комплексного экологического разрешения является отзыв такого разрешения, предусмотренный пунктом 18. Основаниями для отзыва могут являться:
- нарушение в течение шести месяцев и более установленных комплексным экологическим разрешением обязательных требований при осуществлении деятельности без его пересмотра в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей статьи;
- снятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета (см. комментарий к ст. 69.2).
В соответствии с пунктом 19 порядок переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них устанавливается Правительством Российской Федерации.