Полномочия органов местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно Закону г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в г. Москве" <265> к вопросам местного значения муниципального образования отнесены следующие: распространение экологической информации, полученной от государственных органов; проведение мероприятий по государственному экологическому контролю (плановых и внеплановых проверок), осуществляемых государственными инспекторами г. Москвы по охране природы; совместно со специально уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществление контроля за охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории муниципального образования; содействие осуществлению государственного экологического мониторинга, внесение в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы предложений по созданию и размещению постов государственного экологического мониторинга, осуществление добровольного экологического мониторинга на территории муниципального образования.
--------------------------------
<265> http://www.basman.ru/aticals/2/32
Согласно Закону г. Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 к вопросам местного значения муниципальных образований в природоохранной сфере относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда; участие в мероприятиях по охране окружающей среды в границах муниципального образования за исключением организации и осуществления мероприятий по экологическому контролю; организация учета зеленых насаждений внутриквартального озеленения на территории муниципального образования; организация работ по компенсационному озеленению, проведение санитарных рубок (в том числе удаление аварийных, больных деревьев и кустарников), реконструкция зеленых насаждений в отношении зеленых насаждений внутриквартального озеленения.
Пример. В Санкт-Петербурге принята Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012 - 2020 годы, основными задачами которой являются:
- автоматизация мониторинга сферы обращения с отходами производства и потребления;
- организация системы сбора, транспортировки и переработки опасных фракций, содержащихся в отходах производства и потребления;
- создание условий для привлечения средств частных инвесторов в сферу обращения с отходами производства и потребления;
- организация эффективной работы по повышению информированности и вовлеченности населения в сферу обращения с отходами производства и потребления;
- усовершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- обеспечение переработки с применением наилучших доступных технологий промышленных токсичных отходов;
- и т.д. <266>.
--------------------------------
<266> Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2012 г. N 524 "О Программе "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012 - 2020 годов".
Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
Комментарий к статье 8
1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из двух пунктов, которые определяют круг органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. В пункте 1 содержится отсылочная норма к источникам права, устанавливающим статус субъектов государственного управления в области охраны окружающей среды. Пункт 2 фиксирует одно из полномочий субъектов Российской Федерации, а именно: самостоятельно определять органы, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Ее целью является создание системы государственного управления в области охраны окружающей среды.
Сфера действия данной статьи довольно широка: она распространяется на все виды деятельности по осуществлению государственного экологического управления: от нормотворчества до контроля, от организации мониторинга до введения систем экологической регистрации и т.д. Соответственно, адресатами статьи являются должностные лица, а также граждане и юридические лица, в отношении которых реализуются функции государственного экологического управления.
3. Основные понятия. Центральным понятием данной статьи является специальный термин экологического права - управление в области охраны окружающей среды.
Государственное управление в области охраны окружающей среды - один из видов экологического управления. Оно осуществляется государством и его уполномоченными органами, а поэтому является реальным инструментом охраны окружающей среды на территории Российской Федерации. Оно выражается в законотворческой деятельности в области охраны окружающей среды, в разработке мероприятий по охране окружающей среды (программ), контроле за исполнением норм в области охраны окружающей среды, нормативных актов всех уровней.
4. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды. К общим органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ. К органам законодательной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, относятся Государственная Дума (Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии) и Совет Федерации (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды). Решением Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии от 15 марта 2012 г. было утверждено положение о Высшем экологическом совете Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Высший экологический совет Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии является постоянно действующим общественным органом экспертного и научно-консультационного обеспечения деятельности Комитета в области экологического развития, охраны окружающей среды и экологической безопасности <267>.
--------------------------------
<267> http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/052054053.html
Как глава государства Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, в том числе и в области охраны окружающей среды.
Конституция РФ в статье 114 определяет основы полномочий Правительства РФ как федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды: Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.
Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды конкретизированы Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <268>. В соответствии со статьей 18 этого Закона Правительство РФ:
--------------------------------
<268> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
а) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
б) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
в) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
г) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Также к числу федеральных органов, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, относятся: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации <269>, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования <270>, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды <271>, Федеральное агентство водных ресурсов <272>, Федеральное агентство лесного хозяйства <273>, Федеральное агентство по недропользованию <274> и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору <275>.
--------------------------------
<269> См.: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2581.
<270> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347.
<271> См.: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3262.
<272> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.
<273> См.: Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5068.
<274> См.: Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669.
<275> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.