Характеристика полномочий государственных органов РФ.
Перечень полномочий государственных органов, закрепленный в статье 5, раскрывает данное в ст. 1 комментируемого Закона понятие "охрана окружающей среды", поскольку на ином уровне и в специфическом аспекте объясняет, какие виды деятельности понимаются под природоохранной деятельностью.
5.1. Обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации. Установление основ федеральной политики в области регулирования экологических отношений - полномочие, присущее только Российской Федерации. Федеральная политика в указанной сфере основывается на положениях Конституции РФ, устанавливающей:
1) в статье 9 - что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также многообразия форм собственности на землю и другие природные ресурсы;
2) в статье 42 - право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
3) в статье 55 - возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
4) в статье 57 - обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;
5) в статье 58 - обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пунктом 3 ст. 80 Конституции РФ основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ. Правительство РФ в соответствии со статьей 114 Конституции РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики, в связи с чем также может принимать нормативные правовые акты.
Например, распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации. Одним из основных направлений государственной политики в области экологии названо обеспечение устойчивого природопользования. Основными задачами в указанной сфере являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Для этого необходимы:
- внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития Российской Федерации, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов;
- сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;
- сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
- максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;
- минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;
- внедрение систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
- поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;
- предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и их незаконного оборота.
30 апреля 2012 года были утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Их разработка обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития.
К числу основных задач государственной политики в области экологического развития страны относятся:
- формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
- восстановление нарушенных естественных экологических систем;
- развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;
- развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- и др.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 2423-р был утвержден план действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года <201>.
--------------------------------
<201> СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7561.
5.2. Разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением. Данное полномочие, являясь самостоятельным направлением государственного экологического управления в области охраны окружающей среды, одновременно выступает средством реализации иных направлений деятельности государственных органов. Среди федеральных законов, регулирующих отдельные аспекты нормотворческой экологически значимой деятельности, можно назвать сам комментируемый Закон, а также другие федеральные законы - см. комментарий к ст. 2.
Надзор за применением федеральных законов и иных нормативных актов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426 "О Федеральном государственном экологическом надзоре" <202> возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
--------------------------------
<202> СЗ РФ. 2014. N 20. Ст. 2535.
5.3. Разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации. Федеральные программы в области экологического развития являются первичным звеном в практической реализации природоохранной деятельности государственных органов. Так, в России Постановлениями Правительства РФ были приняты Федеральные целевые программы от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы" <203>, от 13 сентября 1996 г. N 1098 "Отходы" <204>, от 21 августа 2012 г. N 847 "О федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 гг." <205>, от 10 августа 1998 г. N 919 "Мировой океан" <206>, от 20 февраля 2006 г. N 99 "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" <207>, от 27 октября 2008 г. N 791 "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы)" <208>, от 22 декабря 2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 1017 гг." <209>.
--------------------------------
<203> http://www.pravo.gov.ru
<204> СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4565.
<205> СЗ РФ. 2012. N 36. Ст. 4899.
<206> СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 4024.
<207> См.: Постановление Правительства РФ от 7 июня 1996 г. N 654 "О создании Государственного центра экологических программ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 10. Ст. 1101.
<208> СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 5093.
<209> СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 603.
Данные программы имеют многочисленные и специфические цели и задачи. Их выполнение возлагается на определенный государственный орган (органы), а финансирование предусматривается в федеральном бюджете.
По содержанию природоохранные программы могут быть разделены на две группы, показанные на рисунке.
┌─────────────────────────────────┐
│Целевые природоохранные программы│
└───────┬──────────────┬──────────┘
│ │
┌───────────────\/────┐ ┌───\/────────────────┐
│По охране конкретного│ │Комплексные программы│
│ природного ресурса │ │ │
└─────────────────────┘ └─────────────────────┘
Программы по защите конкретного природного ресурса могут быть направлены на сохранение какого-либо водоема, ландшафта, представителя животного или растительного мира, минерала и т.д. Они довольно часто бывают связаны с международными соглашениями. При их реализации иногда возникает потребность в значительных строительных работах, особенно при защите водоемов.
Недостатком программ по сохранению конкретного природного ресурса является некоторая их односторонность. Отдельные мероприятия по защите какого-либо ресурса могут ставить под угрозу состояние другого ресурса, что далеко не всегда очевидно, и для выяснения подобных вопросов могут требоваться специальные исследования. По этой причине наиболее эффективными являются комплексные программы, лишенные этого недостатка. В них можно наилучшим способом учесть взаимовлияние всех антропогенных и природных факторов, установить их приоритетность, достигнуть оптимальности планируемых мероприятий. Как правило, они связаны с конкретным регионом, где все эти факторы имеют свою специфику.
Составлению и реализации целевых экологических программ обычно предшествуют обширные научные исследования. В особой степени это касается комплексных программ. Работа разделяется на три крупных этапа, показанных на рисунке.
┌──────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────────────┐
│Изучение экологической├─>│Реализация программы├─>│Составление целевой│
│ обстановки в регионе │ └────────────────────┘ │ программы по │
└──────────────────────┘ │улучшению природной│
│ среды региона │
└───────────────────┘
При изучении экологической обстановки используются материалы ранее проводившихся исследований, в том числе экологических изысканий, экологического мониторинга, данные санитарных служб, постов Росгидромета и т.д. Так как экологические проблемы трудно поддаются количественной оценке, широко используются экспертные оценки. Во многих случаях полезные результаты дает компьютерное моделирование, особенно в вопросах прогнозирования изменений экологической обстановки.
При составлении самой целевой программы ищутся конкретные способы решения возникающих задач. Обычно работа организуется путем поэтапной конкретизации. Сначала намечаются общие направления, например строительство природоохранных сооружений, внедрение "чистых" технологий, лесопосадки, мелиоративные работы и т.д. На следующем этапе эти направления конкретизируются применительно к группам районов, затем по отдельным районам, и в конечном итоге разрабатываются конкретные мероприятия с установлением их мест проведения, стоимости, сроков исполнения, источников финансирования и т.д. Эти мероприятия и становятся содержанием комплексной программы, которая представляется к утверждению и последующей реализации.
Реализация программ является основным этапом решения экологических проблем. Практика показывает, что это наиболее "уязвимый" этап работы, ибо организационно-экономические проблемы этого периода в условиях отечественной экономики значительно хуже поддаются решениям, чем задачи предшествующих этапов. Изучение экологической обстановки и разработка самих программ в нашей стране обычно проводятся на достаточно высоком научно-техническом уровне, однако при реализации таких программ зачастую получаются результаты, слабо отражающие замыслы экологов. Главной причиной является трудность совмещения решений долгосрочных экологических задач с решениями первоочередных производственно-экологических и социально-бытовых вопросов, отвлекающих на себя почти все денежные ресурсы. Существенное значение имеет также степень разработанности и детализация планируемых природоохранных мероприятий. Как бы глубоки ни были предшествующие исследования, при неполноте проектной документации, непродуманности всех организационных вопросов реализация целевой программы обычно не дает ожидаемого эффекта.
В целях разработки и реализации программ был создан Государственный центр экологических программ <210>, который существует в качестве государственного унитарного предприятия.
--------------------------------
<210> СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2931.
5.4. Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации, координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия. В целях упорядочения порядка объявления и установления правового статуса и режима зон экологического бедствия Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 6 февраля 1995 г. N 45 был утвержден Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации (действующий по настоящее время). В соответствии с данным Приказом территория объявляется зоной экологического бедствия указом Президента РФ по представлению (инициативе) органов государственной власти РФ, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления этих территорий с учетом государственной экологической экспертизы материалов о состоянии окружающей природной среды, представленных инициатором.
При оценке ситуации на территории, которую предлагается объявить зоной экологического бедствия, должны учитываться положения Методики "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия", утвержденные Минприроды 30 ноября 1992 г. Конкретный режим зоны должен устанавливаться в указе Президента РФ применительно к каждой зоне в индивидуальном порядке.
В целях восстановления благоприятной экологической обстановки необходимо разрабатывать комплекс мер для каждой зоны. Реализация таких мер требует совместных действий органов государственной власти РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Учитывая, что законодательство о зонах экологического бедствия до сих пор не оформлено и содержит многочисленные пробелы, следует руководствоваться положениями названных выше актов (см. также комментарий к ст. ст. 1, 57).
5.5. Установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы. Данный порядок предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" <211>. В соответствии с ним объектами государственного мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов, озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.
--------------------------------
<211> СЗ РФ. 2013. N 24. Ст. 3000.
Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Полученные в ходе осуществления мониторинга сведения обеспечивают право граждан на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ) (см. комментарий к ст. 63).
5.6. Определение порядка организации и осуществление государственного экологического надзора. Государственный экологический надзор осуществляет Росприроднадзор, руководствуясь Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 <212>. Согласно данному Постановлению должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются государственными инспекторами по надзору в сфере охраны окружающей среды (см. комментарий к ст. 65).
--------------------------------
<212> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3347.
5.7. Установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией; создание и эксплуатация государственного фонда данных. Указанные полномочия осуществляются на основе Постановления Правительства от 21 декабря 1999 г. N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении" <213>.
--------------------------------
<213> СЗ РФ. 1999. N 52. Ст. 6404.
Положением устанавливается порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. Основная его задача - накопление и сохранение информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении в целях обеспечения такой информацией отраслей экономики, Вооруженных Сил Российской Федерации и населения страны.
Единый государственный фонд данных составляют документы, содержащие информацию общего назначения и специализированную информацию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Информация, содержащаяся в Едином государственном фонде данных, подлежит включению в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном Правительством РФ.
Информация Единого государственного фонда данных является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории информации ограниченного доступа. Централизованный учет документов Единого государственного фонда данных, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации - Мировым центром данных в порядке, установленном Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, а также нормативными правовыми актами Федеральной архивной службы России.
Участники деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях обязаны представлять информацию общего назначения, отнесенную к составу Единого государственного фонда данных, в Мировой центр данных. Контроль за формированием Единого государственного фонда данных и обеспечением сохранности его документов осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с привлечением специалистов Федерального архивного агентства, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).
5.8. Установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды. Данное полномочие обеспечивает реализацию права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
В сентябре 2012 года Правительством РФ утверждено новое Положение о подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды <214>. Доклад представляет собой документированный систематизированный свод аналитической информации о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, о происходящих в них процессах, явлениях, результатах оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов.
--------------------------------
<214> СЗ РФ. 2012. N 40. Ст. 5448.
Доклад подготавливается в целях обеспечения реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц и физических лиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Доклад служит основой для формирования и проведения государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, определения приоритетных направлений деятельности органов государственной власти в этой области, а также разработки мер, направленных на предупреждение и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Доклад подготавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе информации, содержащейся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с методическими рекомендациями, согласованными с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Российской академией наук.
Проект методических рекомендаций размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе для общественного обсуждения, результаты которого рассматриваются общественным советом при Министерстве и представляются в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации для рассмотрения и экспертной оценки. С учетом результатов указанной экспертной оценки Министерство утверждает методические рекомендации.
Доклад содержит:
- основные показатели фактического состояния окружающей среды;
- показатели, характеризующие взаимосвязь показателей состояния окружающей среды и показателей социально-экономического развития Российской Федерации (показатели экологической эффективности). В качестве основы для определения показателей экологической эффективности используются экологические показатели, рекомендованные решениями Европейской экономической комиссии ООН и Организации экономического сотрудничества и развития;
- сведения о природных и антропогенных факторах, в том числе основных отраслях экономической деятельности, влияющих на состояние окружающей среды, анализ, тенденции и прогноз их воздействия на окружающую среду;
- оценку достижения целевых показателей качества окружающей среды, предусмотренных программными документами (концепциями, доктринами, стратегиями, государственными (федеральными) целевыми программами);
- сведения об осуществляемых экономических, правовых, социальных и иных мерах в области охраны окружающей среды и анализ их эффективности;
- результаты научных исследований в области охраны окружающей среды;
- сведения о международной деятельности в области охраны окружающей среды и о выполнении Российской Федерацией обязательств по международным договорам Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
- предложения о предотвращении, ограничении и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Доклад подготавливается по отдельным видам экономической деятельности, по каждому компоненту природной среды, в том числе по видам природных ресурсов, и структурируется по субъектам Российской Федерации, федеральным округам и Российской Федерации в целом.
Проект доклада и результаты его общественного обсуждения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации представляются в Экспертный совет при Правительстве РФ для экспертной оценки. После рассмотрения Экспертным советом при Правительстве РФ и доработки с учетом экспертной оценки и рекомендаций общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации проект доклада вносится Министерством в Правительство РФ не позднее 1 августа для одобрения.
По поручению Правительства РФ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обеспечивает распространение доклада до 31 декабря года, следующего за отчетным, путем размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в интерактивном режиме с обеспечением визуализации информации, содержащейся в докладе, и направления на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Последний опубликованный доклад - это Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году".
В течение 2013 года информация о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях размещалась на официальных сайтах в сети Интернет:
- Минприроды России - www.mnr.gov.ru;
- Росгидромета - www.meteorf.ru, www.meteosochi2014.ru;
- Росводресурсов - voda.mnr.gov.ru;
- Рослесхоза - www.rosleshoz.gov.ru;
- Роснедр - www.rosnedra.gov.ru;
- Росприроднадзора - www.rpn.gov.ru;
- охраны озера Байкал - www.geol.irk.ru/baikal/baikal.htm;
- особо охраняемых природных территорий - www.zapoved.ru.
5.9. Установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
После создания в России специального органа в области охраны окружающей среды в 1989 г. он претерпел ряд преобразований, не считая последней административной реформы (см. Таблицу 1 ниже):
Таблица 1
- | Госкомитет РСФСР по охране природы (Госкомприрода РСФСР); | |
- | Госкомитет РСФСР по экологии и природопользованию (Госкомэкология РСФСР) | |
1991, июль | - | Министерство экологии и природопользования Российской Федерации (Минэкология России) |
1991, ноябрь | - | Министерство по экологии и природным ресурсам РФ |
1992, сентябрь | - | Министерство по охране окружающей среды и природным ресурсам (из Министерства вышли все комитеты, кроме Комитета по водным ресурсам) |
1993, март | - | Министерство по охране окружающей среды и природных ресурсов (уже без Комитета по водным ресурсам) |
- | создаются одновременно два ведомства: Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР) и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология). В МПР России вошли Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству | |
1997, декабрь | - | Принят ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и появляется новая структура управления: образовано Министерство сельского хозяйства и продовольствия, в него вошел Комитет по рыболовству; образовано Министерство по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству |
1998, август | - | Государственный комитет по охране окружающей среды и гидрометеорологии |
1998, сентябрь | - | Государственный комитет по охране окружающей среды |
2000, май | - | Упраздняется Госкомэкология |
2000, май | - | Министерство природных ресурсов (с включением в него службы по охране окружающей среды) |
- | МПР России преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ |
Структура органов исполнительной власти устанавливается Президентом РФ. Их полномочия закрепляются в положении об определенном государственном органе, утверждаемом Правительством РФ, а также в иных нормативных актах. В связи с проведением административной реформы в настоящее время система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, состоящей из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Территориальные подразделения данных структур имеются в каждом из регионов.
5.10. Обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Охрана этих объектов, входящих в экосистему Мирового океана, их неживых и живых ресурсов, а также правомерных видов пользования ими и экологической безопасности регулируется многочисленными актами международного, регионального и национального права в области морского, экологического, торгового, уголовного и иных отраслей законодательства. Постоянное внимание к практике реализации имеющихся норм и их совершенствованию объясняется значением ресурсов моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны как средообразующих элементов, производителей кислорода и иным вкладом в процессы жизни на Земле, ролью, которую они играют в экономике многих стран, опасностью катастроф и другими факторами. Российское законодательство последних лет детально регламентирует понятия, статусы, режимы охраны, дозволения, ограничения и запреты в использовании морской среды, открытого, внутреннего и территориального моря, прилегающей зоны, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, взятых в целом как компонент окружающей среды, их живые и неживые ресурсы и порядок предметно выраженных видов деятельности, например по добыче нефти на шельфе, прокладке подводных трубопроводов.
5.11. Установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.
Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения закреплены в Федеральном законе от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" <215>. Наряду с ним действуют многочисленные Постановления Правительства РФ, например от 11 октября 1997 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" <216> и многие другие <217>. В соответствии с ними осуществляется государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности. Деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения является лицензируемым видом деятельности <218>.
--------------------------------
<215> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.
<216> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4782.
<217> О правовом регулировании обращения с радиоактивными отходами подробнее см.: Гирусов Ф.Э. Эколого-правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2005.
<218> См.: Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
Кроме государственного надзора, существует также производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, осуществляемый самими организациями, и общественный контроль, осуществляемый общественными объединениями (см. комментарий к ст. 51).
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ было определено, что с 1 января 2016 года в абзаце 14 ст. 5 комментируемого Федерального закона слова "и опасными отходами" будут исключены.
5.12. Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды - см. выше в комментариях к данной статье.
5.13. Установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Данные нормативы позволяют государству регулировать воздействие на окружающую среду, уменьшить негативное влияние на нее хозяйственной и иными видами деятельности, обеспечивать ее благоприятное состояние и экологическую безопасность для населения. В комментируемом Законе установлены различные виды нормативов (см. комментарий к ст. 1 и гл. V).
5.14. Утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним.
В настоящее время действует Порядок, установленный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" <219>, а сами нормативы закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" <220> (см. комментарий к ст. 16).
--------------------------------
<219> СЗ РФ. 1992. N 10. Ст. 726.
<220> СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2528.
С 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются коэффициенты, установленные пунктом 8 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ.
5.15. Организация и проведение государственной экологической экспертизы. Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе&qu