Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН
1. Впишите пропущенные буквы в скороговорки.
Чешуя у щ _ чки, щетинка у ч _ шки.
Тащ _ , не дотащ _ , боюсь, что выпущ _ .
Волки рыщ _ т, пищ _ ищ _ т.
2. Допишите правила с примерами.
Согласные звуки [ ч , ] , [щ ,] всегда мягкие, __ , а в буквосочетаниях пишутся буква ______________. Например: _____________
Согласные звуки всегда мягкие, а в буквосочетаниях всегда пишется буква_____________.
Например:__________________
3. Прочитайте отрывок из стихотворения В Суслова. Изучаемые буквосочетания подчеркните.
— Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
— Слышу. По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Ищут, ищут лягушат.
Выберите и запишите нужные советы лягушатам, чтобы они не попались цапле в клюв
Словосочетания для выбора: не шуршите, не дышите громко, не спешите наверх, не высовывайтесь, сторожите друг друга, не дрожите от страха, держитесь вместе.
4. Найдите в непонятном слове, придуманном А. Кочергиной, пять понятных, имеющих какое-либо значение. В каждом из них должно быть изучаемое буквосочетание. Запишите эти слова.
Лыжирафишалашипы
____
5.Отгадайте загадку. Выпишите по порядку все буквосочетания, связанные с изучаемой темой.
Веселюсь — свищу, грущу — молчу, Червячков ищу, в рощу лечу.
_____________
Найдите и подчеркните в загадке слова, противоположные по значению.
Проверочная работа 11
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)
1. В названиях сказок найдите и подчеркните буквосочетания, написание которых нужно запомнить.
«Курочка Ряба», «Снегурочка», «Красавица и чудовище», «Красная Шапочка», «Русалочка».
2. Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните изучаемые буквосочетания. Запишите отгадку.
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки —
Раздают всем огоньки
_____________
3. Вычеркните в каждом ряду слово, в котором нет изучаемых буквосочетаний.
Бочка, точка, листочек, почка.
Точно, срочно, нарочно, доченька.
Мощный, рукопашный, хищный, жилищный
4. Подчеркните слова, где есть изучаемые буквосочетания.
Три маленькие феечки сидели на скамеечке (С. Маршак)
5. Выпишите из стихотворения все изучаемые буквосочетания столько раз, сколько они в нём встречаются.
Мы купили дочке
Белые носочки,
А ещё отличные,
Прочные, практичные,
Очень симпатичные
Ба-шма-чки!
(С. Михайлова)
____________
Правильно ли поделено на слоги выделенное слово в тексте? Отметьте галочкой правильный ответ.
Да Нет
Выберите из скобок слово с одним из изучаемых буквосочетаний остальные зачеркните.
Конечно, мы выбрали башмачки (жёлтого, красного, коричневого) цвета.
Проверочная работа 12
Слог. Перенос слов
1. Подчеркните в тексте слова, которые нельзя переносить.
Когда я был маленьким, зимой термометр за окном показывал порой такие морозы, что становилось, что становилось жутко. Тогда я тёр градусник варежкой и дышал на него. Сразу становилось теплее.
(С. Георгиев)
2.Разделите слова сначала на слоги, а затем по правилам переноса.
Маленьким, зимой, порой, теплее.
___________________
3. Прочитайте и отгадайте загадку.
Б сказала:
— Слушай, А,
Побежим искать слова!
Смотрят — бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
Бочка сделалась легка,
Унеслась под облака.
Запишите слово-отгадку, разделив его на слоги.
____________
4. Запишите скороговорку по слогам.
На воротах — сорока, на заборе — ворона, на дороге — воробей.
__________________________
Как вы понимаете выражение считать ворон?
Укажите стрелкой правильный ответ.
Бездельничать, отвлекаться от чего – то
Считать ворон Быть очень внимательным
Заниматься математикой.
5. Запишите первые пять слов, разделив их по правилам переноса. Другие пять
слов запишите, разделив их по слогам.
Девочка, деревня, суббота, весело, спасибо.
Платок, город, ягода, урожай, скоро.
__________________
Проверочная работа 13
Ударение Ударный (слог)
1. Подчеркните слово, которое в данном
стихотворении произносится с неправильным ударением и пишется с ошибкой.
Сидела птичка на лугу,
Подкралась к ней корова.
И ухватила за нагу:
— Птичка, будь здорова!
Запишите слово правильно, поставьте знак ударения.
____________
2. Найдите два слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Выпишите ИХ, поставьте ударение.
«Рожь» мы пишем с МЯГКИМ знаком,
С этим я давно знаком.
(По А. Кочергиной)
_____________
3. Составьте и запишите простые предложения, чтобы проявилось разное значение слов в парах.
Жаркое — жаркое,
кружки — кружки.
_______
4. В выделенных словах поставьте ударение. В скобках после каждого слова укажите цифрой, на какой слог падает ударение.
Ему разрешили стрельнуть ( ) по мишени. Мальчик запыхался ( ) и хотел отдохнуть. Девочка напилась ( ) из ручья и догнала( ) ушедших вперёд товарищей. Не забудь положить ( ) вещь туда, где брала( ).
5. Поставьте в словах, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, правильное ударение, чтобы стихи и скороговорка читались в рифму и были
понятны.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука, —
Пекарям наука.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.
(Я. Козловский)
Теремок ломать не стоит, он ведь крепенько стоит и немалых денег стоит.
(С. Минайлова)