Новые механизмы финансирования охраны ркружающей среды

Финансирование затрат, на восстановление и охрану nри­родной среды осуществляется Jilo основном за счет 'bh-.еБЮД)l,(ет­ных средств и в первую очt:1редь за счет собстщ:нных средствnриродоnользователей.

Платностьпри родных ресурсов- важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного нары­ноч»ые ре,фОРМЫ. Ко, числу других существенных ЭКQномиче­ских СТИМУЛQвследует отнtсти экологическое стра,хо:iание. Ис­точником фйнаНСИРOlза»ия nриродоохранной деятельности яg­ляются также региональные и мест»ые бюджеты и в М,еньшейстепени средство федералы,ЮГО бюджета.

Плата за использо'ваниеприрод_ых, ресурсов:Еще За­коном РСФ@Р ;:Об охране окружюощеi;:J среды» (1991) предус­матривалась плата, не только за загрЯЗцение окружающейсре.;,

ды, но и, за исnользdваfше'ПРИРОД!-lЫХресурсов. СоглаСНQ СТ. 20 этого Закона>:нлата ,за природные рее урсь! (земля, вода, ле_ и др.) взималась: а) в пределах устаНО13ленны?о' лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное иеПОЛ ьзование,дриродныIх;ре­сурсов; в) наих'воспроиз_одство и OXP_HY. Сtйчас эти ПОJtоже­. ния пересматриваются, о однако I;IРЙНЦИ::П платности за ИСfl0ЛЬ" зование природных ресурсов безуслоВ_о сохраняtТ'ся.

Формы платежей за природные pe_ypcы в зависимостИ от их видан назначения могут быть разJtичными. НаfJ:ример, за'

пользование лесными ресурсами плату взимают в'видедtсных податей (налога) и арендной платыI, з<::l" пользование'воц:ными объектами.-,в виде регулярных платежей в течение срока во­допользования, за l'Iользование земле й - в виде'земельногоналога; арендной платы. ПоступаlOЩИ е платежи пере"JИСЛЯЮТв месtньiй 'бюджет(города или района), в фонды воспроизвод­ства'Й охраны прирор,НБIХ ресурсов.

Платность пр'ирод»ых ресурсов не(;;,;омненно повыi1Jает ма­т'ериальную заинтересованность прИРО..допользователяв сохра­нении ресурсов и их рацио»альном И9l::10льзовани_.

Плаtа зазагрязнени_окружаЮ_ей среды.Законом РФ

«Об _xpaHe окружающей средыI» (2002) предусмотренщtJдата за

В6Iбросы' (сбросы) загрязняющих веЩ_ств иразмещенЙео'fХО­дов как в пределах, так и сверхусmaНОс:зленных лимитов. В пер­вом с:Лучаеnлатежи производятся за (;;,;чет себестоимости пj:ю­дукции пр_дприяtия, во gTOPOM -за "счет прибыли, котораяполучена предnриятием-загрязнителе_.

:е случаеубы'гочности преДПРllЯТИ я-загрязнителя платежи пр6изводятся за счет.всех имеЮЩllХСЯ у него средств, на кото­рые может быть обращено взыскание. Территорnальные орга­ны Минприроды России и органы саН::)пиднадзора вправе при_ остановить (пли прекратить) деятеЛЬ_6сть предприятий;' для которыIхразм7р платежей ПР<1вышает _рибыль, осtавляемую 13 их распоряжении.

Пd'скольку платежи J;}зи;маются за счет себестоимости про_

ДУКЦИИ или прибыли, они должны стимулировать предпр_ятие­загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющихвеществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят глав­ный ключ экологизации хозяйственной щ;ятельности, пользу­ясь которым можно сделать охрану окружающей среды эконо­

мически выгодным делом.

Вместе с тем, по мнению,Г. С. Голицына, А. Ю. Ретеюма и др. (1995), трехлетн_й опыт применения. системы платежей за загрязнение в России показал, что плата, реализующая на, логовый принцип, не выполняет автоматически стимулирую­щих функций. Ученые предлагают параллельно с ее внедрени­ем создавать институциональную среду, где плата выступитважным эффективным :wементом процесса принятия рещения. ТОЛЬК9 тогда, как считают Г. С. Голицын, А. Ю. Ретеюм и др., реализация принципа «загрязнитель платит» послужит осно­вой для внедрения другого классического.принципа рыночнргохозяйства - «желания платить». Следует также О1;,метить, чтоприменяемые ныне коэффициенты индексации нормативов пла­ты за загрязнение .окружающей среды не соответствуют реаль­ной инфляции в страае, что существенно СНИЖilет роль платыза загрязнение как экономического рычага ститмулированияприродоохранной деятельности природопользователей.

Экологические фОНДЫ.Для реализации различныIх при­родоохранных задач: восстановления потерь'в природной сре­де,.компенсадии вредаздоровью'граждщ, строительства очи­стных сооружений, материального обеспечения эколого-просве­тцтельскного направления и т. д. была создана единая системавнебюджетных государственных экологических фондов. Фон- .

ды функционировали за счет отчислений предприятий /jI виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализа­ции конфискованных орудий охоты и рыболовства и других ис­точников, Большая часть средств экологиче_ких фондов направ­лялась на реализацию природоохранныхмероприятий.

Экологические фонды способствовали также развитию та­ких прогрессивных механизмов финансирования природоохран­ной деятельности, как:

- вложение средств в формирование начального капитала пред­приятий, создаваемых для производствапродукции ЩНlI10 доохранного назначения;

- выдача"'гарантий коммерческим банкам поссудам.икре)(II'I'II_ предприятиям на реализацию природоо_ранных проеКТОII.

Таким образом, в современных условиях экощогичеОКИl: фОIlды являлись важным элементом поддержкн щшестиций 11 ох рану окруvкающей среды. Только в 1997т. _актические ПЩ'ТУ" ления в фонды составили 1792, 2 млрд руб.; 4:;!-,2'% Э1ШХ СРС)(("I расходовалось на строительство природоохранныIх об'I.('I('I'ОIl I внедрение эколо_ически чистых технолЩ'ий.

Тем не менее в. бюджете 2001 г. Федерa.JJ:Ь_ЫЙ ЭКОIIОI'II'II'С. кий'фОНДРОССИЙСКОЙ Федерации был уцразднен, что стl'Щllо цринятием нового Налогового кодексаРФ. Возникла Щ'оГщ, дим ость создания новой структуры, способной КООРДИIIИрОII/lI' инвестиционную деятельность в области охра:ны ОКРУЖ/lIOII\С' среды;

Экологическое страхование.Предприятия, а Т::К)I((' 1'1111 ждане имеют нраво на получение страхового возмеЩl'/II'" (111' добровольном и обязательном страховании) в случаl: T_'XIIIIIC'II ныiх катастроф, аварий' и стихийного бедствия. ОДllако Щ'С)I при-ятие может быть лишено права на страховое BO:_M_'II\C'1111I если оно неоднократно предупреждал ось о ВОЗМОЖНОС')'II /111.1 рии, но.. не приняло никаких предупредительных Ml:I1, Tlllillr образом_ эк()логическое страхование выполняет (ЭКОIIОМII'IС'С 101 стимулирующие функции, побуждая предприятия к (_IIXI111111 ниюприродных ресурсов и охране природной среды.

Все БОЛ,ееактуальными становятся и такие ваЖIIЫ_' 11111111« доохраНН},Iе проблемы, как страхование,риска заГрЯ111t'1I111I 01' ружающей среды, страхование инвестициЙ в ЭКОЛОI'И'lUСIОI 1'111 ковые проекты, в;ыбор приоритетных объектов ЭКОlJOI'IIЩ't'liОI страхования. Развиваются и другие формы ЭКОЛОГИЧl:СI(Oj'О (1111 хования.

Эко_омический механизм природопользованин 11 1I('pI'Xtl/ ный ,пеРJЮД к рыночной экономике нуждается в ПОСТШIIIIII)! совершенствовании. По А. Голубу (1991), в условиях IIt'РСХО)I К pынку комплекс экономических мер-'ПО отношению к OI(ру 11'ющей среде должен носить поэтапный характер. Всего преду­

сматривается четыре этапа.

На первом этапе - подготовка к введению платежей за вы­бросы и платы заприродные ресурсы; пересмотр нормативоввременно согласованных выбросов; решение вопроса о возоб­новлении деятельности предприятий, закрытых на основанииэкспресс-эколого-экономическ_й экспертизы; освоение выпус­ка новой природоохранной техники; создание основы службыэкологическогg мониторинга.

Очевидно, что первый этап в основном преодолен.

На втором этапе - совершенствование платежного режи­ма природопользования; формирование рынка экологическихуслуг; определение приоритетных проблем с.точки зрения дол­госрочного развития приватизации части природно-ресурсногопотенциала; реформа механизма 'ценообразования на пр и род­ное сырье; усиление служБыI государственной экологическойэкспертизы.

На третьем этапе - формирование рынка природоохранного оборудования и экологических технологий, и на четвертом (заключительном) этапе - начало реализациц долгосрочной эколого-экономической стратегии.

Наши рекомендации