III. Краткая беседа — объяснение нового материала
— Укажите число существительного ворота. Можно ли слово ворота употребить в форме единственного числа? Какой отсюда вывод? (В русском языке есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.)
Во второй части беседы используется вспомогательная запись на доске.
Существительные,
Имеющие форму только множественного числа
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы вещества | Отрезки времени |
бутсы ножницы ворота | жмурки переговоры выборы | дрожжи чернила очистки | сумерки каникулы будни |
IV. Тренировочные упражнения.
1. Словарный диктант с грамматическим заданием. Задание и методика проведения те же, что и на предыдущем уроке.
(Существительные, обозначающие отрезки времени, т. е. слова для четвертой колонки, в диктант не включаются.)
Качели, горцы, горелки, концы, консервы, счетчики, счеты, щипцы, вопросы, расспросы, обеды, макароны, конфеты, фабрики, ворота, выборы, чернила.
Дополнительное задание: произвести морфемный разбор слова расспросы; устно просклонять существительное выборы (следить за ударением); составить предложение со словом чернила; проговорить хором строки из стихотворения А. Барто Теперь я ученица, чернилами пишу.
2. Творческий диктант. Задания: 1. Проследить, как связаны предложения в тексте. 2. Продолжить ряд однородных членов в третьем, четвертом и пятом предложениях; употребить существительные, имеющие форму только одного числа (единственного или множественного).
В продовольственном магазине
На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом — большой выбор молочных продуктов: кефир, ... Во втором отделе можно купить макароны, ... В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, …
Задание: отметить существительные, которые имеют форму только одного числа (надписать над ними: ед. ч. или мн. ч.); проследить, употребление каких слов помогает избежать повторения глагола продаются.
V. Об особенностях морфологического разбора имен существительных, имеющих форму только множественного числа: они не обладают категорией рода, не различаются по типам склонения.
VI. Домашнее задание: (по выбору).
Урок 9. Три склонения имен существительных
I. Словарно-орфографическая работа.
(133) Ча́ры. Ча́ры — ‘волшебство’, ‘колдовство’ (рус.)
Чарова́ть.
Очарова́ть.
Очарова́ние.
Устно: корень -чар- входит в состав ряда других слов, например: очароваться, разочароваться, разочарование, очаровательный, чарующий, чаровница и др. Есть слова, в которых этот корень выделяется только этимологически: чародей, чародейка.
II. Самостоятельная работа учащихся – чтение § 96 (с. 197)
III. Беседа по содержанию параграфа: 1) Что такое склонение имен существительных? 2) Почему текст о склонении существительных начинается словами: «Большинство существительных...» 3) Какие существительные по типам склонения не различаются? (Существительные, которые имеют форму только множественного числа.) Почему? (Типы склонения существительных различаются по окончаниям в единственном числе, а у существительных типа сумерки, каникулы единственного числа нет.) 4) Расскажите о трех склонениях имен существительных. (Вызванный к доске ученик рассказывает о типах склонения существительных, а все другие ребята с места приводят примеры существительных каждого склонения.)
IV. Классификация существительных по типам склонения. Элемент занимательности: расставьте цветы по корзинам. На доске — сплетенные из полосок бумаги 3 корзины, под ними написано: 1-е скл., 2-е скл., 3-е скл.; на стенде рисунки или открытки с изображением цветов: гвоздики, герани, гладиолуса, ландыша, лилии, мимозы, нарцисса, ромашки, сирени. Задание: расставить цветы по корзинам, т. е. определить склонение существительных, являющихся названиями цветов. Открытки или рисунки ставятся в соответствующую корзину, существительные записываются в три колонки по склонениям.
V. Подготовка к зрительному диктанту.
Постарайтесь вспомнить, в каком стихотворении А. Пушкина употреблено слово очарованье. (Учитель читает наизусть VII строфу из стихотворения А. С. Пушкина «Осень».)
VI. Зрительный диктант.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твои прощальная краса —
Люблю, я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
(А. Пушкин.)
Задания: 1. Указать имена существительные 2-го склонения. 2. Отметить особенности слова очей. 3. Назвать как можно больше слов с корнем -багр-. 4. Назвать синонимы к слову багрянец (багрец, пурпур).
VII. Объяснительный диктант с грамматическими заданиями.
В зарослях зеленых отзвенели трели,
И березы тронуты желтой акварелью.
Жухлые колеблются травы в первом инее,
Улетают лебеди в дали синие,
И усталый ветер жалуется где-то:
— Отзвенело лето! До свиданья, лето!
(С. Маршак.)
Задания: 1. Произвести пунктуационный разбор предложений. 2. Указать имена существительные 3-го склонения. 3. Произвести морфологический разбор существительного (в) инее.
Домашнее задание: § 96; упр. 515 (указать склонение существительных), 516.
Урок 10. Падеж имени существительного