Характеристика опросных методов

Основное предназначение социологических опросов - получе­ние информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, а также феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и фено­мены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, по­стольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации. Данные, полученные опросными методами, выражают субъектив­ные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с ин­формацией объективного характера. Наибольший исследовательский эффект опро­сы дают в сочетании с контент-анализом, наблюде­нием, экспериментом или другими методами.

Опрос - метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обраще­ние к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание ко­торых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.

Метод опроса является наиболее распространенным в социоло­гии. Качество социологических данных, полученных в результате ис­следования, в значительной мере зависит от качества применяемых инструментов опроса. В самом общем плане опрос сводится к двум разным видам:

1) анкетирование — опосредованный, письменный опрос;

2) интервью — непосредственный, устный опрос.

Эти виды имеют множество вариантов. Они представлены в ви­де почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику. Социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока нет предельной ясности, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, введению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Основным элементом опроса является вопрос. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщатель­но продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, ес­ли ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обяза­тельно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между ин­тервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих правил:

1.Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2.Респондент заинтересован в опросе.

3.Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации
(говорит, то, что думает на самом деле).

4.Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5.Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких во­просов.

6.Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно бы­ло дать обоснованный и точный ответ.

7.Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8.Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры рес­пондента.

9.Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респон­дента смысла, не унижает его достоинства.

10.Интревьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое
отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11.Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

12.Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

Специфика социологического опроса состоит в следующем:

- информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

- нацеленность на те стороны проблемы, которые недостаточно полно от­ражаются в документальных источниках и/или сложны для пря­мого наблюдения;

- опрос является разновидностью социально-психологического
общения анкетера с респондентом;

- возможность использования при изучении самых разных сфер общества;

- большие группы людей могут быть опрошены в короткие сроки;

- регистрация как мотивов деятельности индивидов, так и продуктов их деятельности;

- вербальная информация легче поддается количест­венной обработке, чем невербальная.

Однако информация, полученная с помощью опроса, не отлича­ется большой надежностью и достоверностью в силу своей субъективности. Необходимо постоян­но учитывать возможность ее искажения.

Основные этапы подготовки и проведения опроса:

1) определение целей и задач, проблемы, предмета и объекта, ис­ходных понятий;

2) обоснование выборки: определение генеральной и выборочной
совокупности;

3) обоснование опросного листа;

4) содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов;

5) обоснование вопросника относительно возможностей опраши­ваемой совокупности людей как источника информации;

6) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и ин­тервьюеров по ведению опроса;

8) обоснование сроков опроса, тиражирования документов опроса, сбора контрольных листов и кодировки, обработки.

9) определение формы отчета.

Основы экологической грамотности (экологический минимум студента).

Задание.Заполните таблицу в соответствии со своими представлениями о необходимом количестве понятий для обозначения уровня социально-экологической грамотности. Продолжите её при необходимости своими примерами понятий.

Наши рекомендации