Характеристика опросных методов
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, а также феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации. Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера. Наибольший исследовательский эффект опросы дают в сочетании с контент-анализом, наблюдением, экспериментом или другими методами.
Опрос - метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.
Метод опроса является наиболее распространенным в социологии. Качество социологических данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых инструментов опроса. В самом общем плане опрос сводится к двум разным видам:
1) анкетирование — опосредованный, письменный опрос;
2) интервью — непосредственный, устный опрос.
Эти виды имеют множество вариантов. Они представлены в виде почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику. Социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока нет предельной ясности, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, введению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
Основным элементом опроса является вопрос. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется исследовательской программной.
Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих правил:
1.Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
2.Респондент заинтересован в опросе.
3.Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации
(говорит, то, что думает на самом деле).
4.Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
5.Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
6.Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
7.Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
8.Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
9.Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
10.Интревьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое
отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
11.Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
12.Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
Специфика социологического опроса состоит в следующем:
- информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;
- нацеленность на те стороны проблемы, которые недостаточно полно отражаются в документальных источниках и/или сложны для прямого наблюдения;
- опрос является разновидностью социально-психологического
общения анкетера с респондентом;
- возможность использования при изучении самых разных сфер общества;
- большие группы людей могут быть опрошены в короткие сроки;
- регистрация как мотивов деятельности индивидов, так и продуктов их деятельности;
- вербальная информация легче поддается количественной обработке, чем невербальная.
Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью в силу своей субъективности. Необходимо постоянно учитывать возможность ее искажения.
Основные этапы подготовки и проведения опроса:
1) определение целей и задач, проблемы, предмета и объекта, исходных понятий;
2) обоснование выборки: определение генеральной и выборочной
совокупности;
3) обоснование опросного листа;
4) содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов;
5) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника информации;
6) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса;
8) обоснование сроков опроса, тиражирования документов опроса, сбора контрольных листов и кодировки, обработки.
9) определение формы отчета.
Основы экологической грамотности (экологический минимум студента).
Задание.Заполните таблицу в соответствии со своими представлениями о необходимом количестве понятий для обозначения уровня социально-экологической грамотности. Продолжите её при необходимости своими примерами понятий.