Х. Написание изложения
Домашнее задание: контрольные вопросы по лексике (с. 142); упр. 364; слова по словарю № 60—82.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (24+3)
Урок 1. Морфема — наименьшая значимая часть слова
I. Эвристическая беседа о разграничении понятий часть слова и значимая часть слова.
— Вдумайтесь в смысл словосочетаний часть слова и значимая часть слова. Можно ли назвать частью слова слог? А слог или несколько слогов, которые не уместились, предположим, на первой строчке и перенесены на вторую?
— Да, конечно, и слог, и несколько слогов — это части слова. Но учитывается ли при делении слова на такие части его смысл? И обладают ли части слова, полученные в результате такого деления, каким-либо смыслом? Понаблюдаем!
II. Осложненное списывание. Задание: списать слова разделив их на слоги.
Гитара, диван, жюри, пьеса, много, ручьев, шоссе, шофер.
Итак, слог — часть слова, но каким-либо значением слог не обладает; для слога важно другое — наличие одного гласного звука.
А теперь разделим слова на части, учитывая их смысл, и значение.
III. Осложненное списывание. Задание 1. Списать слова, обозначить в них корни и суффиксы.
Иней, матч, мотор, моторист, трактор, тракторист, планер, планерист.
Задание 2. Заменив приставку, образовать от данных глаголов антонимы. Образец: набросить (платок на плечи) — сбросить.
Разбежаться, раздвинуть, разжать, выехать, соединить.
Задание 3. Списать словосочетания, заменив единственное число зависимого существительного множественным.
Рассказ о космонавте, фильм о разведчике, статья о тренере.
IV. Беседа с использованием материала предыдущего упражнения (см. III).
— Определите значение корней в словах задания 1. Укажите, что общего в значении слов с суффиксом -ист-. Какой вывод отсюда следует? Подумайте, почему замена приставок в словах задания 2 привела к изменению смысла слов. Чем различаются словосочетания рассказ о космонавте и рассказ о космонавтах? Чем это различие создается? Сделайте общий вывод из своих наблюдений.
— Корень, суффикс, приставка, окончание — это такие части слова, которые обладают своим смыслом, своим значением, поэтому их называют значимыми. Наименьшая часть слова — морфема (или морф).
V. Словарно-орфографическая работа.
(93)Морф. Морф — ‘форма’ (греч.)
Морфе́ма.
Морфе́мика.
Морфе́мный.
Устно: морф — это морфема, в которой есть чередование звуков, например: пух — пушок.
VI. Составление и запись предложений о морфеме и морфемике по схеме сущ. им. п. — сущ. им. п.
1. Морфема — наименьшая значимая часть слова.
2. Морфемика — раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы.
VII. Ознакомление учащихся с таблицей.
Определение морфем | ||||
Части определения | Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
1. Родовые понятия | Значимая часть слова | |||
2. Видовые признаки | Находится перед корнем, служит для образования слов | Главная часть; в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов | Находится после корня; служит для образования слов | Изменяемая часть; образует формы слова; служит для связи слов |
VIII. Словарный диктант с последующим заданием по морфемике.
Предобрый, премьера, примула, приехать, соловей, соавтор.
Задание: разделить слова на слоги; указать, в каких словах первый слог — морфема, т. е. наименьшая значимая часть слова.
IХ. Диктант на материале мини-текста с последующими комплексными заданиями.
Разговор тропинки и речки
— Речка, речка, где тут брод?
— Вот!
(И. Токмакова.)
Задания: 1. Объяснить постановку знаков препинания. 2. Указать слова, состоящие из одной морфемы, из двух, из трех.
Х. Творческий диктант с лексическим заданием: закончить вторую часть пословицы, учитывая, что в ней должен быть антоним к тому глаголу, который есть в первой части.
1. Легко встречаться, трудно ... (расставаться).
2. Плохо медлить, но нельзя и ... (торопиться).
3. Сумел провиниться — сумей ... (извиниться).
Задания по морфемике 1. Указать слова, состоящие из двух морфем, из пяти. 2. Вспомнить слова, в которых корневая морфема -вин- (от слова вина) находится в сильной позиции (неви́нный, безви́нный, прови́нность).
Домашнее задание: § 69; упр. 368, 363, 364.
Р Урок 2. Образование и изменение слов
I. Материал для наблюдений[26].
И. гитара
Р. гитары
Д. гитаре
В. гитару
Т. гитарой
П. о гитаре
В результате образования слов В результате изменения слова
получаем новые однокоренные получаем новые формы того
слова. же слова.
II. Беседа и выводы.
— Определите лексическое значение слова гитара (струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом-резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом), слова гитарист (музыкант, играющий на гитаре). Подчеркнем разницу в лексическом значении этих слов: 1) название инструмента; 2) название человека. Перед нами два совершенно разных слова. А что общего между этими словами?
Как образовались слова гитарист, гитаристка, гитарный? Вывод из наблюдений — запись под первой колонкой слов. (Аналогично ведется беседа с использованием второй колонки записи.)
III. Углубление знаний учащихся по теме урока с использованием таблицы (см. с. 146).
Однокоренные (но разные!) слова | Формы одного и того же слова |
имеют | |
разные лексические значения | одно и то же лексическое значение |
отличаются по составу друг от друга | |
приставками, суффиксами, окончаниями | только окончаниями |
могут относиться | |
к одной и той же части речи и к разным частям речи | только к одной и той же части речи |