V. Употребление синонимов в речи

1. Диктант с лексическим заданием.

Бал на реке

Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал.

(М. Пришвин.)

Задания: 1. Рассказать о метафорах в этом тексте (см. памятку «Будь внимателен к метафорам»). 2. Указать синонимы, подумать, для чего они употреблены автором. 3. Пересказать текст.

Примечание. Беседуя о метафоричности заглавия миниатюры М. М. Пришвина, можно обратиться к воспоминаниям Валерии Дмитриевны Пришвиной, жены писателя. Однажды ей вместе с Михаилом Михайловичем посчастливилось увидеть такой «бал» на реке Векше (в Подмосковье):

Чистая вода на солнечном свету вся была покрыта ковром водяных лилий, белых и желтых. Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах[25] танцевали на волнах с кавалерами в желтом под музыку быстро бегущей реки; волны под ними переливались на солнце тоже как музыка.

Синонимы в миниатюре «Бал на реке» — глаголы распускаться — раскрываться. Значение их совершенно одинаково: ‘перестать быть свернутым, плотно сжатым, закрытым’ (третий глагол в этом синонимическом ряду — развернуться). Писатель использует глаголы-синонимы в этом тексте для того, чтобы избежать стилистически не мотивированного повторения слов.

2. Лингвистические эксперименты.

Первый эксперимент. На доске написана строфа из стихотворения Г. Граубина «В утреннем лесу».

От сырости ежится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи.

Дрожит изумрудная капля

В зеленой ладошке ольхи.

Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная его синонимом зеленая. Как от этого изменится текст? 2. Выучить последнее предложение текста наизусть и записать его по памяти.

Приведем наиболее интересные наблюдения детей:

— Если вместо слова изумрудная (капля) поставить его синоним зеленая, то капля сольется с листом, ее совсем не будет видно.

— Не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.

— Изумрудный — от слова изумруд. А изумруд не просто зеленый камень, а ярко-зеленый, прозрачный, драгоценный. Изумрудная капля — переливающаяся в лучах солнца, а не просто зеленая.

Вывод из наблюдений. Синонимы передают тончайшие оттенки в характеристике предметов, их признаков, действий и благодаря этому позволяют выразить мысль наиболее точно.

Второй эксперимент. На доске или на пленке для кодоскопа текст:

Петух

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зеленой травке и клевал букашек. И алый гребень, и пестрый хвост, и точеные шпоры на его желтых сапожках — все горело, сверкало, переливалось.

(Т. Белозеров.)

Задания: 1. Найти в этом тексте синонимы. 2. Понаблюдать, как изменятся смысл и звучание последнего предложения, если опустить сначала синоним переливалось, а затем сверкало. 3. Проследить связь предложений в тексте. 4. Пересказать текст.

Синонимы в миниатюре «Петух — глаголы гореть, сверкать, переливаться. По значению они очень близки. Для чего же автор употребил их именно так, поставив рядом, один за другим?

Опускаем третий, затем второй синонимы (см. задание 2) — создается впечатление незавершенности текста, предложение делается неблагозвучным, и петуха мы представляем не так ярко, как по авторскому тексту. Следовательно, употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их основное общее значение, исчерпывающе полно охарактеризовать предмет, выразить мысль наиболее благозвучно, завершенно.

При подготовке к пересказу текста ученики отмечают в нем сцепляющие слова (петуха — петух — его), при пересказе цепная связь предложений в этом тексте, естественно, сохраняется.

3. Обобщение результатов наблюдений над ролью синонимов в речи.

Домашнее задание: упр. 351, 356.

Урок 10. Контекстуальные синонимы

I. Словарно-орфографическая работа.

(91) Сия́ть. Ср.: си́ний (общеслав.)

Сия́ние.

Сия́ющий.

Прилагательное синий в момент своего рождения значило ‘блестящий’, ‘сияющий’. Это общеславянское слово образовано с помощью суффикса -н- от той же основы си-, что и глагол сиять. Родство слов синий и сиять несомненно.

(Н. М. Шанский.)

II. Изложение с лексическим заданием употребить синонимы.

Чудесный день

Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

(М. Ефетов.)

Задание: определить тему и основную мысль описания. Проследить, как она развивается в тексте. Указать синонимы, отметить сначала общее в их значении, затем оттенки значений.

Задание выполняется коллективно.

Основные моменты беседы.

1. Текст представляет собой описание в художественном стиле. Тема описания — «Зимний день», основная мысль — «День был чудесен». Эта мысль сжато выражена в первом предложении, а во всех последующих развертывается, конкретизируется.

Значит, данное описание — текст с параллельной связью предложений (схему строения его желательно оформить на доске до урока и только прокомментировать).

Характерно, что во втором предложении говорится о солнце: при его ярком свете блестел снег, сверкали сосульки, сияло небо.

2. Параллельная связь предложений в этом тексте усилена синонимами блестеть, сверкать, сиять. Общее в их значении — ‘издавать блеск, отражая свет, или излучать яркий свет’. Оттенки значений: блестеть — ‘издавать блеск’; сверкать — ‘издавать яркий, переливающийся блеск’; сиять — ‘излучать сильный, яркий, но ровный свет’.

Повторное чтение текста. Написание изложения.

III. Ознакомление учащихся с понятием текстовые (контекстуальные) синонимы на примере фрагмента.

Из мелколесья на поляну вышел огромный однорогий лось. Зверь постоял секунду, чутко прислушиваясь, и зашагал дальше.

(М. Фарутин.)

Основные моменты беседы с использованием данного фрагмента. В этом тексте слова лось и зверь обозначают одно и то же. В других словом зверь может быть назван и медведь, и волк, и кабан, и рысь — любое дикое животное. Здесь слова лось и зверь — текстовые синонимы. Как видно из нашего примера, текстовые синонимы могут быть сцепляющими словами.

IV. Творческий диктант. Задание: в каждой паре предложений заменить второе сцепляющее существительное текстовым синонимом, выбрав его из следующих слов: животное, зверь, новичок, новосел, птица.

1. Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями. 2. Из Беловежской Пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека. 3. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

Примечания: 1. Слова для выбора записываются на доске до урока. 2. Задание выполняется сначала коллективно (устно). При этом важно подчеркнуть: текстовые синонимы подбираются с учетом контекста и законов благозвучия (в первом предложении — животные, во втором — новоселы, в третьем — новичок).

V. Синонимы (и лексические, и контекстуальные) могут как бы пронизывать, «прошивать» весь текст, усиливая связь не только предложений, но и его смысловых частей.

Устное упражнение. Задание: постараться запомнить лексические и контекстуальные синонимы к слову медведь, «прошивающие» смысловые части и предложения в тексте, представляющем собою отрывок из очерков И. С. Соколова-Микитова «В горах Кавказа». (Шагая по таявшему снегу, путешественники, среди которых был и автор очерков, с трудом «подвигались набитой оленями тропинкой».)

Приятная встреча ожидала нас в пути. Спустившись в лощину, мы увидели медведя.

На ярком фоне снега отчетливо видна была его черная туша. Зверь стоял как бы задумавшись. Малейшего движения было достаточно, чтобы испугать мишку. С необычайной легкостью, метнулся косолапый в сторону и, вытягиваясь, быстро умчался.

Несколько мгновений мы наблюдали, как улепетывает по снегу перепуганный топтыгин, и, довольные приятной встречей, бодро двинулись дальше.

Домашнее задание: упр. 357.

Урок 11. Антонимы

I. Устная работа с использованием настенной таблицы «Антонимы».

Наши рекомендации