Межрегиональное и международное сотрудничество
Забайкальский край занимает особое геополитическое положение в азиатской части России, по своему периметру граничит с четырьмя субъектами Российской Федерации. Здесь на южных границах области сомкнулись политические, экономические и экологические интересы России, Монголии и Китая.
Забайкальский край как субъект Российской Федерации обязан выполнять на региональном уровне международные и национальные обязательства России по сохранению уникальных мест обитания мигрирующих животных, сохранять виды, внесенные в международные, национальные и региональные Красные книги, а также природные комплексы, в том числе трансграничные.
Забайкальский край имеет ряд Соглашений с приграничными территориями Китая и Монголии, субъектами Российской Федерации по совместным усилиям в сфере охраны природы.
Являясь активным участником межправительственного переговорного процесса, представители Забайкальского края приняли участие в ряде международных заседаний и совещаний.
В апреле 2014 года (г. Москва) состоялось очередное заседание Рабочей группы по предотвращению загрязнения окружающей среды и взаимосвязям при чрезвычайных ситуациях экологического характера Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая и Экспертной группы по экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях экологического характера.
28-29 мая 2014 года в г. Цзинхун (КНР) состоялось 8-ое заседание российско-китайской Рабочей группы по мониторингу качества водных объектов и их охране Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств Российской Федерации и Китайской Народной Республики, где одним из вопросов повестки дня - экологическое состояние трансграничное реки Аргунь и пути решения по улучшению качества ее вод.
3-5 июня 2014 года в г. Москве состоялось 8-ое заседание российско-китайской Рабочей группы по предотвращению загрязнения окружающей среды и чрезвычайным ситуациям экологического характера Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств Российской Федерации и Китайской Народной Республики, где в том числе рассматривались экологические вопросы трансграничного воздействия.
В августе-сентябре 2014 года на территории Российской Федерации состоялось очередное заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
С 01 по 07 ноября 2014 года министр природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края в составе официальной делегации Губернатора Забайкальского края принял участие в российско-китайских переговорах (г.Харбин, КНР).
01-05 декабря 2014 года в г. Прага (Чехия) в обучающем семинаре с работающей системой стратегической экологической оценки Протокола по стратегической экологической оценке в составе официальной делегации Российской Федерации принял участие министр природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер СЗЗ определяется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на время проектирования и ввода в эксплуатацию объекта. в зависимости от класса опасности предприятия (всего пять классов опасности, с I по V).
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства:
· промышленные объекты и производства первого класса I — 1000 м;
· промышленные объекты и производства второго класса II— 500 м;
· промышленные объекты и производства третьего класса III— 300 м;
· промышленные объекты и производства четвертого класса IV— 100 м;
· промышленные объекты и производства пятого класса V— 50 м.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классифицирует промышленные объекты и производства тепловые электрические станции, складские здания и сооружения и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I—III классов опасности, и предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.
В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Карта Республики Бурятия.
Фактор опасности
составляющая какого-либо опасного процесса или явления, вызванная источником опасности (т.е. опасной ситуацией) и характеризуемая физическими, химическими ибиологическими действиями, которые определяются соответствующими параметрами.
Классификация
Ф.о.может быть построена либо по источникам, обусловливающим существование или появление в окружающейсреде того или иного опасного фактора, либо по особенностям реакции живых организмов (включаячеловека) или других составляющих окружающей среды, подвергшихся воздействию этих
факторов, либо накакой,либо другой основе. Основными Ф.о. служат
экологические, социально_экономические, техногенные и_военные. Эти
факторы и их воздействия приходится рассматривать комплексно с учетом их взаимноговлияния и связей иерархического характера. Этот принцип
должен лежать в основе решения проблемыобеспечения безопасности
человека и окружающей его среды.
Экологические ресурсы — средообразующие компоненты, которые обеспечивают экологическое равновесие в природе, в том числе энергия, вещества и организмы.
Частным случаем экологических ресурсов являются природные ресурсы — это те экологические ресурсы, которые человек непосредственно использует.
В различных отраслях своей деятельности используется разные природные ресурсы, при этом экологические ресурсы определяются применительно к этим отраслям, например:
1. Экологические ресурсы сельского хозяйства — экологические факторы, оказывающие определяющее влияние на возможность возделывания растений.
2. Экологический ресурс воздушного бассейна — возможность совокупности предприятий не превышать допустимую по санитарно-гигиеническим нормам концентрацию вредных веществ в воздухе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной курсовой работы была исследована экологическая обстановка в моем регионе.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 2014 г. составили около 146,9 тыс. т. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха – около 40% выбросов по области – вносят предприятия электроэнергетики: Харанорская ГРЭС, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в г. Чита, Приаргунская и Шерловогорская ТЭЦ. На АООТ “Приаргунское производственное горно-химическое объединение” в г. Краснокаменск приходится около 10% выбросов по области, на многочисленные котельные, работающие на твердом топливе, – более 40% . Снижение выбросов загрязняющих веществ по сравнению с предыдущим годом на 12,1 тыс. т обусловлено сокращением расхода топлива на ТЭЦ и котельных, спадом производства на ряде промышленных предприятий, а также выполнением природоохранных мероприятий.
Выбросы от автотранспорта составляют около 40 тыс. т.
В поверхностные водные объекты области в 2014 г. сброшено 401,9 млн м3 сточных вод (2001 г. – 457,1 млн м3), из них загрязненных – 76,7 млн м3 (2001 г. – 93,6 млн м3). Крупнейшие загрязнители водных ресурсов – ЖКХ Читы, АООТ ППГХО Краснокаменска, Харанорский, Тугнуйский, Тигнинский, Уртуйский угольные разрезы.
За отчетный период в области образовалось 16,7 млн т отходов (исключая отходы вскрыши). Полигоны, предприятия по переработке отходов производства и потребления в области отсутствуют.
Ежегодно на территории области с наступлением весны начинается пожароопасный период, горимость лесов наблюдается практически во всех районах. За 2002 г. чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями не выявлено. Тем не менее, пожароопасный период начался с марта; к сентябрю в области было зарегистрировано 1186 лесных и нелесных пожаров на площади 58,3 тыс. га.
На протяжении ряда лет на р. Аргунь в ноябре – декабре возникает дефицит растворенного кислорода в воде, что сопровождается гибелью рыбы
В особенности данной работы хотелось бы добавить, что источник информации все таки 2014 года. В настоящее время изменилась обстановка в лесной промышленности, и в добыче полезных ископаемых. По распоряжению существующего губернатора Забайкальского края, была отдана земля в аренду на пользование китайцам. В свою очередь они производят разработки. И для меня это печально. Потому что нас простым образом пытаются вытравить из нашей земли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Доклад об экологической ситуации в Забайкальском крае за 2014 год.
2) Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М., 2007.
3) Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. - СПб: Химия, 1998.
4) Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. - М. Издательство БЕК, 2005. - 557 с.
5) Хотулеева М.З., Заика Е.А., Молчанова Я.П., Дайман С.Ю. Общественная экологическая экспертиза: вчера, сегодня, завтра. - М.: Эколайн, 2008.
6) Сайт «Forest.ru» Все о российских лесах / Электронный ресурс: Режим доступа: #"justify">15.Сайт Всероссийского общества охраны природы / Электронный ресурс: Режим доступа: #"justify">.Сайт прокуратуры Забайкальского края / Электронный ресурс: Режим доступа: http://prokuratura.chita.ru/press-service/news/?id=4379