Требования к уровню подготовки. · Общие признаки живого организма
Называть:
· Общие признаки живого организма
· Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений, подцарств, типов и классов животных
· Причины и результаты эволюции
Приводить примеры:
- Усложнение растений и животных
Приводить примеры:
- Усложнения растений и животных в процессе эволюции
- Природных и искусственных сообществ
- Изменчивости и наследственности, приспособленности растений и животных к среде обитания
- Наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных
Характеризовать:
- Строение, функции клеток бактерий, грибов, растений, животных
- Деление клеток, роль клеточной теории
- Обмен веществ и энергии
- Воль ферментов и витаминов в организме
- Особенности питания авто-, гетеротрофов
- Дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме
- Иммунитет, его значение в жизни человека
- Размножение, рост и развитие организмов
- Вирусы как неклеточные формы жизни
Сравнивать:
- Строение и функции клеток растений и животных
- Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы
- Семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы
Обосновывать:
- Взаимосвязь строений и функций органов и систем органов, организма и среды
- Родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас
- Особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью
- Влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство
- Меры профилактики появления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), нарушении еосанки, плоскостопия
- Влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных на среду их обитания
Распознавать:
- Организмы бактерий, грибов, растений, животных и лишайников
- Клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных и человека
- Наиболее распространенные виды растений и животного своего региона, растений разных семейств, классов, типов, съедобные и ядовитые грибы
Делать выводы:
- О клеточном строении организмов всех царств живой природы
- О родстве и единстве органического мира
- Об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции
- О происхождении человека от животных
Наблюдать:
- Сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних животных
- Результаты опытов по изучению деятельности живых организмов
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом
- Наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и с\х животных
- Изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека
- Проведением простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведением животных
- Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам поведение в природе
- Здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями
В программе предусмотрено:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Лабораторные работы Практические работы | ||||
Экскурсии | ||||
Контрольные работы | ||||
Календарно- тематическое планирование
Раздел программы | дата | № Урока | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Формы контроля, Лабораторные, практические работы | Домашнее задание |
Введение | Биология – наука о животных | вводный | Биология, биофизика, биохимия, микробиология, генетика, радиобиология | Беседа, самостоятельная работа с текстом | Подготовить сообщение | ||
Методы исследования в биологии | Изучение нового материала | Научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент,. Закон, теория | Фронтальный опрос, сообщения учащихся | ||||
Сущность жизни и свойства живого | Комбинированный | Материала жизнь, обмен веществ, процессы синтеза и распада, «открытая система», размножение, наследственность, изменчивость, развитие | Фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом | ||||
Молекулярный уровень | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень | Изучение нового материала | Биологическая система, уровни организации: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видововй, экосистемный, биосферный | Заполнение таблицы | 1.1 Вопросы | ||
углеводы | комбинированный | Углеводы, сахара, моносахариды, дисахариды, полисахариды, рибоза, глюкоза, дезоксирибоза, галактоза, сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал, гликоген, хитин | Индивидуальный опрос, заполнение таблицы | 1.2 | |||
липиды | Комбинированный | Липиды, жиры, гормоны, функции липидов: запасающая, защитная, строительная, регуляторная | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 1.3 | |||
Состав и строение белков | Изучение нового материала | Белки, протеины, простые и сложные белки, аминокислоты, полипептид, первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом | 1.4 Заполнить таблицу | |||
Функции белков | комбинированный | Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, сигнальная, регуляторная, энергетическая, каталитическая, гормон, фермент | Индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом | 1.5 Ответить на вопросы | |||
Нуклеиновые кислоты | Изучение нового материала | Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, азотистые основания, аденин, гуанин, тимин, цитозин, комплементарность, нуклеотид, двойная спираль | Фронтальная беседа, заполнение таблиц и схем | 1.6 Заполнить таблицу | |||
АТФ и другие органические соединения | комбинированный | АТФ, АДФ, АМФ, макроэнергетическая связь | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом | 1.7 Повторить 1.5 | |||
Биологические катализаторы | Изучение нового материала | Катализатор, фермент, кофермент, активный центр ферментов | Опрос, беседа, демонтсрация опыта | 1.8 | |||
вирусы | комбинированный | Вирусы, каспид | Фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом | 1.9 Повторить главу | |||
Молекулярный уровень | Контрольно-обобщающий урок | Тесты, микроскопы, письменная работа | |||||
Клеточный уровень | Основные положения клеточной теории | Изучение нового материала | Микроскоп, клеточная теория, ядро | Лабораторная работа | 2.1 | ||
Общие сведения о клетках, клеточная мембрана ЛАБ.РАБ.№1 – 15 МИН | комбинированный | Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы | 2.2 | |||
ядро | комбинированный | Прокариоты, эукариоты, хроамтин, ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный набор, гомологичные хромасомы, гаплоидный набор, гаметы | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом и сборником понятий | 2.3. Ответить на вопросы | |||
Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи | Изучение нового материала | Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы | 2.4 | |||
Лизосомы, митохондрии, пластиды | Изучение нового материала | Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды, лейкопласты, хлоропласты, хромопласты, граны | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом | 2.5 | |||
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | Изучение нового материала | Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа, заполнение таблицы | 2.6 | |||
Различие в строении клеток эукариот и прокариот | Изучение нового материала | Анаэробы, споры | Индивидуальный опрос | 2.7 Заполнить таблицу | |||
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | комбинированный | Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белков, фотосинтез | Фронтальный опрос | 2.8 Повторить 1.7 | |||
Энергетический обмен в клетке | комбинированный | АТФ, макроэргическая связь, неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, полное кислородное расщепление глюкозы | Индивидуальный опрос, заполнение таблицы, самостоятельная работа с текстом | 2.9 | |||
Типы питания клетки | Изучение нового материала | Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы | Индивидуальный опрос, заполнение таблицы | 2.10 | |||
Фотосинтез. Хемосинтез | Изучение нового материала | Световая и темновая фазы фотосинтеза, фатолиз воды, хемотрофы, хемосинтез, нитрофицирующие бактерии, серобактерии | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом | 2.11, 2.12 | |||
Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция | комбинированный | Ген, генетический код, триплет, кодон | Индивидуальный и фронтальный опросы | 2.13 | |||
Синтез белков в клетке. Транспортная РНК. Трансляция | комбинированный | антикодон, трансляция, полисома | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с с текстом | 2.13 | |||
Деление клетки. Митоз | Изучение нового материала | Митоз, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, репродукция, хроматиды, центромера, веретено деления | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы и схемы | 2.14 подготовиться к контрольной работе | |||
Клеточный уровень организации живой природы | Контрольно-обобщающий | семинар | Повторить главу 2 | ||||
Организменный уровень | Размножение организмов. Оплодотворение | Урок- лекция | Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение | Записи по ходу лекции, конспектирование | 3.1, 3.2 | ||
Развитие половых клеток. Двойное оплодотворение | Изучение нового материала | Гаметы, гермафродиты, период размножения, роста, созревания, конъюгация,, направительные тельца | Заполнение таблицы, схема митоза и мейоза, индивидуальный опрос | 3.2, 3.3 | |||
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | комбинированный | Онтогенез, дробление, бластомера, бластула, гаструла, эктодерма, эндодерма, мезодерма | Индивидуальный и фронтальный опросы, тесты | 3.4 | |||
Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание | Изучение нового материала | Гибридолог8ический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантное и рецессивные признаки, расщепление | Фронтальный опрос | 3.5 | |||
Закон чистоты гамет. Цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании | комбинированный | Закон чистоты гамет | Фронтальный и индивидуальный опрос | 3.5 | |||
Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Анализирующее скрещивание | комбинированный | Неполное доминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание | Индивидуальный опрос | 3.6 | |||
Дигибридное скрещивание | Изучение нового материала | Дигибридное скрещивание, решетка Пиннета, закон независимого наследования признаков | Индивидуальный опрос решение задач | 3.7 | |||
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана | Изучение нового материала | Сцепленное наследование. Закон Моргана, локус гена, перекрест | Словарный диктант, решение задач | 3.8, 3.9, | |||
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | комбинированный | Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков, сцепленных с полом | Решение задач на сцепленное с полом наследование | 3.10, таблицы | |||
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость ЛАБ.РАБ.№2 – 10 МИН | Урок практикум | Изменчивость, модификации, норма реакции | Лабораторная работа | 3.11 | |||
Мутационная изменчивость | Комбинированный | Генные, хромосомные, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества | Словарный диктант, заполнение таблицы, самостоятельная работа с текстом | 3.12 Таблицы | |||
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова | Комбинированный | Селекция, центры многообразия и происхождения культурный растений, закон гомологических рядов | Индивидуальный опрос | 3.13 Таблицы | |||
Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов | Изучение нового материала | Гибридизация, массовый отбор, индивидуальный отбор, чистые линии, гетерозис, близкородственное скрещивание, межвидовая гибридизация, биотехнология | Индивидуальный опрос | 3.14 Повторить главу 3 | |||
Организменный уровень | Контрольно-обобщающий урок | Систематизация знаний | Контрольная работа, тесты | Глава 3 | |||
Популяционно-видовой уровень | Вид. Критерии вида ЛАБ.РАБ.№3 – 20МИН | Урок практикум | Вид, критерии вида, морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, ареал | Лабораторная работа | 4.1 Таблицы, гербарий | ||
популяция | комбинированный | Популяция, самовоспроизводство, биологические сообщества, экология, демографические показатели | Индивидуальный и фронтальный опросы | 4.2, 4.3 | |||
Экосистемный уровень | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз | Изучение нового материала | Биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера | Индивидуальный опрос | 5.1 | ||
ЭКСКУРСИЯ «Состав и структура сообщества» (экскурсия в биоценоз) | комбинированный | Автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, ярусность, пищевая цепь, жизненные формы, трофический уровень | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом | 5.2 | |||
Потоки вещества и энергии в экосистеме | Изучение нового материала | Пирамида численности и биомассы | Фронтальный и индивидуальный опрос | 5.3 | |||
Саморазвитие экосистемы | комбинированный | Экологическая сукцессия, равновесие, первичная сукцессия | Опрос по дидактическим карточкам | 5.5 | |||
Экологический уровень | Контрольно-обобщающий урок | Обобщение знаний | Тесты, индивидуальный опрос | Повторить главу | |||
Биосферный уровень | Биосфера. Среды жизни | Изучение нового материала | Биосфера, водная среда, наземно-воздушная среда, почва, организмы, как среда обитания | Самостоятельная работа с текстом | 6.1 Ответить на вопросы, заполнить таблицу | ||
Круговорот веществ в биосфере | комбинированный | Биогеохимический цикл, биогенные вещества, микротрофные и макротрофные организмы, микроэлементы | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом | 6.3 | |||
Биосферный уровень. | Комбинированный | биосфера | Индивидуальный опрос, | Повторить главу | |||
Обобщение по теме «Уровни организации живой природы» | Обобщающий урок | тесты | |||||
Эволюция органического мира | Развитие эволюционного учения | Изучение нового материала | Изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существования | Самостоятельная работ ас текстом, сообщения | 7.1 Подготовить сообщения | ||
Изменчивость организмов ЛАБ.РАБ. №4 – 10 МИН | комбинированный | Ненаследственная изменчивость, наследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип | Индивидуальный и фронтальный опросы | 7.2 | |||
Борьба за существование. Естественный отбор | Изучение нового материала | Борьба за существование, естественный отбор, приспособленность | Индивидуальный опрос | 7.4, 7.5 | |||
видообразование | Урок лекция | Микроэволюция, географическое видообразование, барьеры, полиплоидия | Запись конспекта, беседа | 7.7 | |||
макроэволюция | Изучение нового материала | Макроэволюция, микроэволюция, филогенетические ряды | Индивидуальный опрос | 7.8 | |||
Основные закономерности эволюции | комбинированный | Параллелизм, конвергенция, дивергенция, гомология, аналогия, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Индивидуальный опрос, заполнение таблицы | 7.9 Таблицы | |||
Возникновение и развитие жизни на Земле | Гипотеза возникновения жизни | Изучение нового материала | Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции | беседа | 8.1 | ||
Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина. Гипотезы происхождения. Современные гипотезы происхождения жизни | Изучение нового материала | Каоцерваты, пробионты | Индивидуальный опрос | 8.2, 8.3, 8.4 | |||
Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое Лаб.раб.№6 – 10мин | Изучение нового материала | Прогеном, эубактерии, архебактерии, эра, период, эпоха, архей, протерозой, палеозой, палеонтозой | Индивидуальный опрос, заполнение таблицы | 8.5, 8.6 | |||
Развитие жизни в мезозое и кайнозое Лаб.раб.№6-10мин | Изучение нового материала | Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые и плацентарные млекопитающие | Индивидуальный опрос | 8.7, 8.8 | |||
Основы экологии. Организм и среда | Экологические факторы Условия среды | Изучение нового материала | Абиотические, биотические, антропогенные, экологические условия | Фронтальный опрос | 9.1 | ||
Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | Изучение нового материала | Толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума | Индивидуальный опрос | 9.2, 9.3 | |||
Адаптация организмов к различным условиям среды существования | Изучение нового материала | Жизненные формы, морфологические приспособления, ритмы жизни | Индивидуальный опрос | 9.4,9.5 | |||
Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | комбинированный | Динамика популяций, рождаемость, смертность, регуляторные механизмы, циклические колебания численности | Фронтальный опрос | 9.6 Глава 9 | |||
Обобщающий урок за курс 9 класса | обобщающий | Доклады, тестовые задания |
Используемая литература
Литература для учителя:
- Программа для общеобразовательных школ «Биология 6-9» москва, «Просвещение», 2008 год.
- Учебник «Биология 9. Введение в общую биология и экологию», Е,А.Криксунов, А.А.Каменский, В.В.Пасечник, «Дрофа», 2006 год
- Тематическое и поурочное планирование по общей биологии 9 класс, В.В.Пасечник, 2004 год «Дрофа»
- Контрольные и проверочные работа по биологии 9 – 11 классы, Т.С.Сухова «Дрофа»,, 1997 год
- Тестовые задания по общей биологии А.В.Теремов «Сфера»., 2000 год
- Тесты по биологии 6 – 11 классы Т.с.Сухова «Дрофа», 1997 год
Литература для учащихся:
- Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию.9 класс А.А.Каменский. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Издательство Дрофа, 2006 год
- Рабочая тетрадь «Биология, Введение в общую биологию и экологию.9 класс» А.А.Каменский. Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Издательство Дрофа Издательство «Дрофа»
Дополнительная литература:
1. Биология. Справочник школьника. АНК, 1995год
2. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Издательство «Мир», 1993 год
3. Опорные конспекты по биологии. НГПУ, Новосибирск, 1996 год
4. Основы биологии С.Г.Мамонтов, Просвещение, 1992 год