Методические указания к выполнению контрольной работы

ЭКОЛОГИЯ

Методические указания

к контрольной работе

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

Составитель:

Юртаева С.С.

Кумертау

Содержание

1 Общие положения……………………………………………..
2 Методические указания к изучению дисциплины…………..
3 Методические указания к выполнению контрольной работы…………………………………………………………  
4 Контрольные задания…………………………………………
5 Требования к оформлению контрольной работы…………...
6 Список литературы……………………………………………
Приложение А Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)……………  
Приложение Б Образец оформления титульного листа контрольной работы……………………………….  
Приложение В Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Экология»……….  

Общие положения

Дисциплина входит в блок естественнонаучных дисциплин учебного плана. Овладение основными понятиями дисциплины позволяет не только осмыслить качественную суть процессов, происходящих в окружающей человека природной среде, но и оценить экологическую значимость исторических процессов преобразования природы, понять философскую суть жизненных процессов.

Цель освоения дисциплины - формирование у студентов знаний по общей экологии, охране окружающей среды и рациональному природопользованию, экологии человека, города; последних открытий в области экологии.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать: принципы рационального и безопасного использования природных ресурсов, энергии и материалов;

уметь: применять принципы обеспечения экологической безопасности при решении практических задач в области конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств

владеть: методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды.

Заключительная форма контроля знаний по дисциплине «Экология» – экзамен.




Методические указания к изучению дисциплины

Главным итогом изучения дисциплины «Экология» должно стать неформальное овладение ключевыми терминами данной науки, чтобы обучаемый понимал экологическую информацию и не допускал в своей профессиональной деятельности ошибок, ведущих к экологическим кризисным ситуациям.

Следует четко понимать: экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов (от единичного до популяций и сообществ) с окружающей средой. Окружающая среда – другие живые организмы и компоненты неживой природы. Современный человек должен так организовать свою социальную деятельность, чтобы не привносить в биосферу возмущения, превышающие допустимый предел. В противном случае для него же (человека) на Земле не найдется экологической ниши, что подтверждает ход сегодняшних событий: эпидемии, наркомания, терроризм.

Принципы и логика построения дисциплины отражены в Приложении А «Содержание дисциплины». Здесь представлены темы в той логической последовательности, в которой следует изучать дисциплину. Текст «Содержания» вмещает все дидактические единицы, необходимые для овладения соответствующими знаниями. Расшифруйте для себя все термины содержания. Для этого используйте словарь по экологии. Наиболее полную информацию содержат следующие словари-справочники: [6.6] и [6.8], а также учебники списка литературы.

При ответах на вопросы темы 4 «Антропогенное воздействие на природу» (см. Приложение А), желательно использовать материалы статей научных журналов: [6.9] – [6.13].

Методические указания к выполнению контрольной работы

Письменная контрольная работа по дисциплине «Экология», выполняемая студентами заочной формы обучения, предусмотрена учебным планом КФ УГАТУ.

Целью выполнения контрольной работы является самостоятельное приобретение знаний студентами по экологии, знакомство с особенностями функционирования живой материи, критическое осмысление экологической обстановки в конкретном регионе и в биосфере в целом, усвоение сути основных экологических (жизненных) критериев рационального природопользования, выработка экологической морали.

Использован следующий принцип построения вариантов заданий. Учитывая чрезвычайную популярность экологии, такую, что компетентными в ней себя считают от искусствоведов и юристов до математиков и механиков, мы выносим три ключевых понятия дисциплины для ознакомления всем без исключения обучаемым, это: экологическая система, фактор экологический, круговорот биогенов.

После ответов на общие вопросы, каждый должен ответить на индивидуальные вопросы в соответствии с вариантом. В каждом из вариантов вопросы посвящены разделам общей экологии.

Процесс работы над контрольной работой является важнейшим этапом подготовки к экзамену.

Ответы на вопросы заданий должны представлять собой краткое изложение содержания рассматриваемой проблемы. Приведенные формулировки определений сопровождаются пояснениями студента, как он это понимает, и дополняются информацией из литературы.

Качество работы оценивают по тому, на сколько глубоко и адекватно даны ответы на поставленные вопросы. На каждую контрольную работу преподаватель кафедры представляет краткую письменную рецензию, в которой указывает достоинства и недостатки работы. Дает общую оценку «зачтена» или «не зачтена». Если работа не зачтена, в нее необходимо внести исправления с учетом сделанных замечаний. Повторную проверку осуществляет тот же преподаватель, который рецензировал работу в первый раз. Студенты, не выполнившие контрольную работу или не получившие зачета по ней к экзамену не допускаются.

Вариантконтрольного задания определяют по двум последним цифрам шифра студенческого билета. Например, студенты, у которых шифр студенческих билетов оканчивается цифрами 72, выполняют задания по тридцать второму варианту, цифрой 99 – по 19 варианту, цифрой 10 – по 10 варианту и т.п.

Контрольные задания

Данные контрольные задания подготовлены в соответствии с образовательным стандартом и рабочей программой по дисциплине «Экология», содержат основные дидактические единицы учебного курса.

Независимо от варианта задания, каждый студент должен дать письменные ответы на следующие три вопроса:

1. Основные понятия, встречающиеся при оценке качества природной среды. Изобразите и объясните блок-схему мониторинга по Ю. А. Израэлю

2. Причины нарастания экологической напряженности в России. Ответ пояснить.

3. Изобразите и обсудите модель биотического (биологического) круговорота веществ - биогенов с участием продуцентов, консументов, редуцентов. Поясните названия организмов и их роль в круговороте.

Далее выполните работу по вариантам.

Наши рекомендации