В медицинском вузе процесс нравственного воспитания осуществляется в

двух основных направлениях: нравственно-этическом и нравственно-деонтологическом.Основой профессиональной деонтологии врача являются общечеловеческие ценности, выражающиеся в таких личностных качествах, как гуманизм, милосердие, долг, готовность к самопожертвованию, любовь к профессии, осознанность профессионального выбора и ответственность, коммуникативная компетентность, уважение к людям, эмпатия.

Нравственные и профессиональные категории смыкаются в выполнении врачом профессионального долга, являющегося и правовой нормой по отношению к медицинским работникам.

Закрепление навыков профессионального и этического выбора – также важнейшая составляющая нравственно-гражданского воспитания.

Цель: формирование глубокой нравственной культуры личности, проявляющейся в повседневной жизни и врачебной деятельности, межличностном и профессиональном общении.

Задачи:

1. Освоение основ этических знаний.

2. Изучение истории и теории профессиональной биомедицинской этики.

3. Определение взаимозависимости морального сознания и врачебного профессионализма.

4. Раскрытие механизма взаимосвязи личности и общества, этики и науки, морали и религии.

5. Определение взаимозависимости морального сознания и здорового образа жизни.

6. Утверждение нравственных принципов в сознании и поведении студентов.

7. Создание условий нравственного выбора в процессе учебной и профессиональной практической деятельности.

Формы и методы:

· Изучение курсов философии, культурологии, биомедицинской этики, истории медицины, психологии и педагогики.

· Включение вопросов медицинской деонтологии в тематические планы лекций и практических занятий теоретических и клинических кафедр.

· Регулярное проведение научно-практических университетских конференций «Этика и медицина: проблемы взаимодействия».

· Расширение тематики научных студенческих работ по проблемам этических оснований врачебной деятельности, например:

Ø философия любви,

Ø эволюция философских взглядов на сущность медицины у врачей-философов,

Ø проблема эвтаназии в истории философии,

Ø альтруизм во врачебной деятельности,

Ø эвтаназия – моральные, правовые и социальные аспекты,

Ø анализ различных аспектов проблемы эвтаназии,

Ø этика в медицине критических состояний,

Ø демография: биоэтический аспект,

Ø этические проблемы в трансплантологии,

Ø биоэтические проблемы СПИДа,

Ø проблема эвтаназии в мировых религиях,

Ø биоэтическая проблема использования стволовых клеток,

Ø проблема клонирования.

· Закрепление студентами этических медицинских навыков в процессе прохождения врачебной практики.

· Проведение выставок и подготовка обзоров литературы по проблемам этики и медицинской деонтологии в библиотеке РГМУ.

· Публикация в газете «Медицинский вестник» материалов по вопросам врачебной этики и медицинской деонтологии.

· Пропаганда здорового образа жизни (борьба с алкоголизмом, курением и наркоманией).

· Создание условий для формирования благоприятного нравственного климата в студенческих группах.

· Закрепление знаний, полученных по медицинской этике и деонтологии в процессе прохождения медсестринской и врачебной практики.

· Заключение договора о сотрудничестве и организация шефства студентов РГМУ над пациентами Первого Московского хосписа.

· Проведение занятий в Московском хосписе №1 по теме «Смерть и умирание. Проблемы эвтаназии».

· Привлечение студентов к участию в волонтерском движении по уходу за пациентами в хосписе, за детьми-сиротами и т.д.

· Проведение диспутов «Нравственность и мораль в современном обществе».

· Изучение нравственных аспектов врачебной и научной деятельности выдающихся ученых-медиков. Проведение диспутов и круглых столов на эту тему.

· Проведение конференций, диспутов, круглых столов на тему «Мораль и религия».

· Клубные занятия по теме профессионального и бытового этикета.

Физическое воспитание направлено на развитие здоровой личности, для которой характерно состояние полного физического, психологического и социального благополучия, т.е. высокое качество жизни. Главным резервом здоровья человека является образ жизни, соединяющий человека с обществом, включающий его в систему общественных отношений, определяющий качество, уклад и стиль жизни.

Подготовка будущего врача предполагает не только организацию собственного здорового образа жизни, но и его становление как пропагандиста и проводника наряду с общей культурой, физической культурой, знаниями, умениями и навыками ведения здорового образа жизни.

Физическое здоровье является основой успешной личности:

- планирующей свою жизненную карьеру,

- соблюдающей гигиену тела,

- имеющей высокую общую физическую подготовку,

- осуществляющей рациональное сбалансированное питание и профилактику заболеваний,

- реализующей сексуальную активность и психоэмоциональную регуляцию,

- ведущей борьбу со стрессами и вредными привычками,

- широко использующей здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии.

Цель: главным резервом укрепления здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, формирование здорового образа жизни - основная цель воспитания физически крепкого человека (Приложение 5).

Задачи:

1. Формирование взгляда на здоровье как на одну из главных жизненных ценностей.

2. Воспитание чувства долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих.

3. Формирование мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

4. Обеспечение возможностей для занятий физкультурой и спортом.

5. Обеспечение безопасной и здоровой среды обучения.

6. Организация работы по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.

7. Обучение методам самоконтроля физической подготовки, физического развития и функционального состояния организма.

Формы и методы:

· Изучение теоретических, методических и организационных основ физического воспитания и оздоровления в курсах реабилитации и спортивной медицины, физического воспитания, общественного здоровья и здравоохранения, гигиены и основ экологии человека.

· Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

· Подготовка и чтение цикла лекций "Новая идеология воспитания врача как проводника здорового образа жизни".

· Подготовка и проведение научно-практической конференции «Наркомания: причины и последствия».

· Подготовка и чтение лекционного курса по истории Олимпийского движения и успехов российских спортсменов.

· Регулярный мониторинг состояния здоровья студентов и студенческих коллективов.

· Организация работы спортивных клубов и секций.

· Организация встреч ректората с ведущими спортсменами Университета.

· Систематическое привлечение контингента студентов РГМУ к занятиям физической культурой и спортом.

· Проведение спортивно-патриотического праздника, посвященного Дню Победы.

· Проведение турнира по сумо на кубок ректора РГМУ.

· Организация выступлений сборных команд РГМУ на городских, всероссийских и международных соревнованиях.

· Организация регулярных сборов для подготовки сборных команд на базе "Конаково".

· Организация и проведение акции "День без сигареты".

· Организация работы туристического клуба "Кукушка".

· Организация отдыха студентов в период зимних и летних каникул на базе «Конаково» и других спортивных базах.

Наши рекомендации