Тайна гибели «Скорпиона»
25-летнее расследование американского военного журналиста Эда Оффли, в ходе которого он пришел к выводу, что атомная субмарина ВМС США «Скорпион» была уничтожена советской подлодкой, вызвало скандал в США. Как утверждает публицист, это была «месть» советских подводников за гибель дизель-электрической подлодки К-129. После чего правительства СССР и США договорились сохранить тайну гибели обоих лодок, списав это на аварии.
В США прошла громкая презентация книги-расследования «Scorpion Down» военного журналиста Эда Оффли, который 25 лет исследовал катастрофу американской атомной субмарины USS Scorpion (SSN-589). «Гибель «Скорпиона» была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129 в марте 1968 года», – пишет Оффли. По его мнению, СССР (а теперь – Россия) и США уже более 40 лет скрывают этот факт, опасаясь осложнения двусторонних отношений.
История гибели «Скорпиона» в официальном изложении звучит так. В мае 1968 года команда субмарины, возвращаясь с боевого дежурства в Средиземном море на базу в Норфолке (штат Виргиния), получила новое задание – следовать на Канарские острова, где «в поле зрения разведки ВМС попало загадочное соединение советских кораблей». Субмарина затонула через пять дней. Спустя более чем пять месяцев остатки потерпевшего крушение «Скорпиона» были обнаружены на глубине 3047 метров в Атлантике с помощью глубоководного аппарата Triest II. Все 99 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
Была создана авторитетная комиссия по расследованию причин трагедии подлодки, которая в 1968 году закончила работу и констатировала, что лодка превысила предельную глубину погружения и затонула «по неизвестной причине». Однако такой вердикт не устроил ни родственников погибших моряков, ни общественность. Были выдвинуты десятки версий, вот наиболее популярные из них: корабль мог столкнуться с советской субмариной или же погиб от взрыва собственной торпеды. По неустановленным причинам одна из находящихся в торпедном аппарате торпед пришла в боевое состояние. Командир приказал выстрелить ее за борт, но торпеда легла в циркуляцию вокруг субмарины и самонавелась на нее. В результате произошел взрыв, разрушивший прочный корпус лодки.
Пресс-секретарь ВМФ США командор Фрэнк Торп тогда заявил, что АПЛ Scorpion затонула в результате аварии при возвращении в порт приписки Норфолк. «В то время как точная причина гибели субмарины остается невыясненной, не имеется никаких оснований для выдвижения версии о том, что субмарина затонула после атаки или столкновения с советским кораблем или подводной лодкой», – заявил Торп. С тех пор советские и американские высшие военные чины версию столкновения с советскими кораблями категорически отрицают и дружно утверждают, что в радиусе 400 км в районе гибели «Скорпиона» советских атомоходов не было. Версия о взрыве торпеды позже подтвердилась, когда было проведено повторное обследование остатков АПЛ. Видеокамера «Триеста» запечатлела люки торпедных аппаратов, вырванных наружу мощным взрывом. То есть получилось так, что торпеда сработала внутри АПЛ (как в случае с гибелью российской АПЛ К-149 «Курск»). Тем не менее в среду на представлении своей книги в пригороде Вашингтона Фэйрфаксе журналист Эд Оффли заявил: «22 мая 1968 года имела место очень короткая и очень тайная схватка между нашими и советскими подводными силами».
«Возможно, что конфронтация между «Скорпионом» и советской подводной лодкой класса «Эхо-2» могла вспыхнуть как изолированная стычка местного значения, которая вышла из-под контроля», – пишет Оффли. Он подчеркивает, что «в любом случае, после того как «Скорпион» оказался на дне Атлантического океана, обе стороны достигли беспрецедентного соглашения похоронить правду и о К-129, и о «Скорпионе».
Кстати, сам журналист считает, что США не были причастны к гибели К-129 (за которую, якобы, советские подводники и «отомстили» американцам), но «многие аспекты инцидента с К-129 остаются спорными из-за сохраняющейся секретности с обеих сторон». Согласно одной из версий, ракетная дизельная подлодка К-129, поднятая позднее на поверхность американцами в результате секретной операции, затонула после столкновения с американской субмариной USS Swordfish (SSN-579) 8 марта 1968 года во время боевого дежурства в Тихом океане (то есть за три месяца до того, как затонула субмарина «Скорпион»).
Тогда погибли 97 советских моряков, тела которых с воинскими почестями были похоронены американцами. Документы и личные вещи погибших вместе с видеозаписью церемонии погребения власти США октябре 1992 года передали Борису Ельцину.
Отвечая на вопросы на презентации своей книги, Оффли рассказал, что никто из представителей Пентагона или ВМС США пока официально не отреагировал на выход новой книги, но, как сообщает РИА «Новости», он уже получил «десяток посланий» от американских ветеранов-подводников, которые сообщили ему, что для них настоящие причины гибели «Скорпиона» не были тайной.
Между тем несколько ветеранов российского подводного флота, которых опросил журналист газеты ВЗГЛЯД, дали практически одинаковые комментарии к «версии Оффли», сводящиеся к двум пунктам: «Автор – конспиролог, желающий «срубить капусты» на давних трагедиях. О причинах гибели советской и американской субмарин можно говорить лишь предположительно».
Видмантас Матутис
2011-07-18, 16:16
Атомные суда, как и электростанции, представляют опасность
Атомные установки чаще всего используют на крупных военных подводных лодках.
© Фото «Rpmedia.ask.com»
После аварии в Японии, когда взорвались реакторы электростанции в Фукусиме, возникает обоснованный вопрос: не представляют ли опасности смонтированные на судах атомные двигатели?
Из приблизительно 600 имеющихся в мире атомных реакторов третья часть их смонтирована на судах. В основном атомные двигатели установлены на военных кораблях и крупнотоннажных ледоколах.
По официальным данным, атомные двигатели обладают определенным преимуществом перед другими судовыми двигателями. Они не выбрасывают в атмосферу вещества, разрушающие озоновый слой. Удобно, что после «зарядки» судового реактора приблизительно в течение семи лет не придется заботиться о замене топлива.
Однако есть и другие нюансы использования атомных судовых двигателей, согласно которым атомные двигатели на торговых судах не устанавливают. Это слишком высокая их стоимость, отсутствие гарантий, что интенсивно эксплуатируемые суда не будут представлять опасности.
Могут встать и психологические проблемы – не все страны пожелают, чтобы в их порты заходили атомные суда.
На судах такого типа нужен и более опытный, дорого оплачиваемый персонал технических работников. Управление атомными судами значительно сложнее, чем обычными дизельными судами.
На фоне дорожающих нефтепродуктов, введения ограничений на содержание серы в судовом топливе опять могут вернуться к обсуждениям, не стоит ли наряду с дорогим топливом, таким как дизтопливо или газ, использовать и атомную энергию.
Первая в России плавучая АЭС будет построена в 2011 году
В своем пресс-релизе концерн «Росэнергоатом» сообщает о согласовании с правительством РФ переноса строительства плавучей АЭС с ОАО «ПО Севшмаш» (Северодвинск) на ОАО «Балтийский завод», контролируемый «Объединенной промышленной корпорацией».
Данное решение вызвано большой загрузкой Севмаша оборонными заказами. Завершение строительства первой в РФ плавучей АЭС «Академик Ломоносов» планируется на 2010 год. Стоимость постройки составляет 200 млн. долларов. Проект на 80% финансируется за счет «Росэнергоатома» и на 20% из средств «Севмаша». Ввод в эксплуатацию АЭС запланирован на 2011 год.
Плавучая АЭС будет представлять собой судно длиной 144 метра, шириной 30 метров и водоизмещением 21,5 тыс. тонн. Ее мощность составит 70 мегаватт. Вырабатываемой электроэнергией будет снабжаться «Севмаш», примерно пятая часть будет продаваться.
Плавучие АЭС могут базироваться в любом прибрежном районе и использоваться для выработки как электричества и тепла, так и для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 100 до 400 тысяч тонн пресной воды. Плавучая атомная станция может эксплуатироваться без перезагрузки топлива в течение 12-15 лет и имеет повышенный уровень радиационной безопасности.