Питание без мяса и кармы
Программы ИСККОН по защите коров и использованию воловьей тяги тесно связаны с принятой в Обществе духовной
вегетарианской диетой. Как мы уже убедились, мясоперерабатывающая промышленность — одна из основных причин ухудшения во всем мире экологической ситуации. Поэтому, спасая коров от скотобойни, мы окажем планете неоценимую помощь. Ниже перечислены некоторые аспекты деятельности Международного общества сознания Кришны по популяризации вегетарианского питания, не влекущего кармических последствий.
Прежде всего, Движением сознания Кришны открыто более пятидесяти ресторанов в двадцати странах. В этих ресторанах подают только прасад, вегетарианскую пищу, приготовленную с любовью и преданностью для удовольствия Верховного Господа, Кришны. В «Бхагавад-гите» Кришна советует есть лишь ту пищу, которая вначале была поднесена Ему, и добавляет, что примет только вегетарианские продукты. Предлагая такую пищу Господу, человек освобождается от ответственности за убийство растений и вдобавок, как объясняют Веды, получает несомненное духовное благо.
Помимо этого, Движение сознания Кришны предлагает освященные вегетарианские блюда в более чем трехстах центрах по всему миру, а также на сотнях ежегодных крупных фестивалей. Подсчитано, что с 1966 года Движение распространило около 900 миллионов порций прасада. Более того, сотни тысяч людей, поклоняющихся Кришне, готовят прасад у себя дома.
Давний друг Движения сознания Кришны «экс-битл» Джордж Харрисон однажды сказал: «Вам нужно открыть рестораны или храмы в каждом городе и деревне, на всех главных улицах — и вытеснить оттуда торговцев гамбургерами и жареными цыплятами».
На протяжении многих лет ИСККОН сотрудничает с разными организациями, включая Движение за изменение отношения фермеров к животным. Это делается с целью пропаганды духовного вегетарианства на таких мероприятиях, как Всемирный день Земли, Международный день вегетарианца и День борьбы с мясоедением (США).
Члены Движения сознания Кришны стали авторами ряда популярных вегетарианских кулинарных книг. Так, в книге «Высший вкус», в создании которой участвовали ваши покорные слуги, приведено философское обоснование духовного, не
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩИНЫ ИСККОН |
создающего кармы вегетарианства, а также дана подборка рецептов. Книга ориентирована на широкую аудиторию и уже разошлась на разных языках тиражом более десяти миллионов экземпляров.
В 1988 году Ямуна Деви написала по индийской вегетарианской кулинарии книгу «Кухня Господа Кришны. Искусство приготовления индийских вегетарианских блюд». (См. «Они думают о будущем», с. 36) «Кухня Господа Кришны» стала первой вегетарианской поваренной книгой, которая удостоилась престижной премии «Лучшая кулинарная книга года» Международной ассоциации поваров-профессионалов. А газета «Чикаго Трибьюн» назвала ее «Тадж-Махалом поваренных книг». Другая книга, «Стол Ямуны», вышла в 1992 году и тоже отмечена наградами. Кроме того, Ямуна регулярно пишет заметки для кулинарной страницы газеты «Вашингтон Пост».
В 1990 году Курма Даса, имеющий опыт открытия ресторанов Движения сознания Кришны в Мельбурне (Австралия), выпустил книгу «Лучшие вегетарианские блюда». Помимо этого, он снялся в тринадцатисерийной телепрограмме «Готовим с Курмой», которую уже просмотрели миллионы зрителей по всему миру.
Издают кулинарные книги и другие члены ИСККОН. Телевидение ИСККОН (Ай-Ти-Ви) выпускает видеофильмы о необходимости заботиться о коровах и духовной вегетарианской диете Движения.
В колледжах, университетах, частных домах, а также храмах, ресторанах и сельских общинах ИСККОН по всему миру регулярно организуют курсы духовной кулинарии, на которых слушателям, помимо прочего, рассказывают об экологическом аспекте вегетарианства.
Более того, о вреде мяса говорится во всех книгах по ведической философии издательства «Бхактиведанта Бук Траст», а общим тиражом их продано уже более четырехсот миллионов. В этих книгах пропагандируются духовные ценности, приняв которые человечество могло бы предотвратить экологическую катастрофу.
В 1972 году Шрила Прабхупада, глядя на бенгальских детей, роющихся на помойке в поисках еды, сказал ученикам, что в радиусе пятнадцати километров от любого центра ИСККОН не должно быть ни одного голодного. Выполняя это
пожелание, ученики Прабхупады организовали программу помощи голодающим и начали с масштабной раздачи пищи в майяпурском (Западная Бенгалия) центре ИСККОН. Жители окрестных деревень приходили, чтобы получить порцию горячей питательной вегетарианской пищи, приготовленной с любовью к Господу Кришне. Зал для раздачи прасада был набит битком. Однако Шрила Прабхупада предостерегал, что такая духовная благотворительность не должна вырождаться в обычную гуманитарную помощь, и подчеркивал духовное значение прасада: питаясь этой пищей, любой человек, богат он или беден, освобождается от кармы и обретает духовное счастье. Шрила Прабхупада приглашал всех приходить в центры ИСККОН и просил учеников бесплатно раздавать прасад везде, где бы они ни оказались. ИСККОН прилагает немало усилий, чтобы благо от прасада могли получить как можно больше людей. Программа помощи голодающим — лишь один из аспектов такой деятельности.
Сегодня программа помощи голодающим называется «Харе Кришна. Пища жизни». Зародившись в Индии, она получила широкое распространение по всему миру. Добровольцы, участвующие в работе «Пищи жизни», рассказывают об экологических преимуществах прасада. Для полного решения проблемы голода «Пища жизни» предлагает вернуться к самодостаточным сельским общинам, построенным на заботе о коровах, отказаться от экономически расточительного и вредного для окружающей среды производства мяса, возродить сознание Бога и духовные ценности, а также питаться только пра-садом.
Деревенская жизнь
В постиндустриальном мире первичной единицей экономики будут не городские предприятия или крупные специализированные хозяйства, а самодостаточные сельские общины.
«Создание сельскохозяйственных общин — очень важная составляющая нашего Движения, — писал Шрила Прабхупада в декабре 1974 года. — Нам нужно стать независимыми, выращивая свой хлеб и обеспечивая себя молоком. Тогда не будет и речи о бедности. Сельские общины надо развивать по образцу идеального общества, которое основано на производстве натуральных продуктов, а не на промышленности...
Пусть все повторяют Харе Кришна, хорошо питаются и поддерживают тело бодрым и здоровым. Это идеальный образ жизни».
В США, штат Миссисипи, в общине Движения сознания Кришны Нью-Талаван живет и семья. В их распоряжении находится свыше 500 гектаров леса, пастбищ и посевов.
В 1975 Г°ДУ Шрила Прабхупада посоветовал общине стремиться к самодостаточности: выращивать свое зерно, фрукты и овощи; завести несколько коров и делать из молока йогурт, масло и творог; для пахотных работ и перевозки грузов использовать волов; получать сахар из сахарного тростника и масло для ламп из касторовых бобов; возделывать хлопок и самостоятельно ткать полотно; сооружать постройки из бревен и кирпича. И, наконец, он попросил жителей Нью-Тала-вана возвести в центре общины величественный храм.
Шрила Прабхупада снова посетил Нью-Талаван в том же 1975 году и дал дополнительные указания относительно организации общины: «Откажитесь от машин. Пусть каждый найдет себе применение как брахман [учитель], кшатрий [руководитель], вайшья [земледелец или торговец] или шудра [рабочий]. Никто не должен сидеть без дела». Он рассказал о ведической социальной системе с ее естественным делением людей на классы в зависимости от индивидуальных качеств и склонностей.
«Брахманы, — говорил Шрила Прабхупада, — изучают духовную литературу, такую как «Бхагавад-гита» и Упаниша-ды, читают лекции и дают наставления, а также поклоняются Божеству в храме. Из уважения к их возвышенным качествам другие классы предоставляют им пищу и кров». Кшатрии управляют общиной в соответствии с советами брахманов и наделяют землей вайшьев. Те, в свою очередь, выращивают зерно, фрукты и овощи, разводят молочных коров и отдают двадцать пять процентов продукции или прибыли кшатри-ям, которые используют эти средства на нужды поселка. Шудры (рабочие и ремесленники) помогают первым трем классам.
На сегодня жители Нью-Талавана еще не добились полной самодостаточности и не полностью внедрили ведическую социальную систему. Но они работают в этом направлении.
В августе 1976 года Шрила Прабхупада посетил сельскую общину Нью-Майяпур неподалеку от местечка Люкэ-ле-Маль
в центральной Франции. Как и везде, Прабхупада подчеркивал важность перехода к самодостаточности и просил членов общины строить дома из своего леса, держать коров, а также выращивать злаки, овощи, фрукты и цветы. «Постарайтесь сделать поселок независимым», — говорил он.
По данным на 1996 год, на шведской ферме ИСККОН в селении Алмвикс Гард, что в семидесяти километрах от Стокгольма, живет 15 семей: 41взрослый и 20 детей. В их распоряжении 6 дойных коров, 6 волов для пахотных работ и перевозки грузов и, кроме того, 18 телят и старых, уже не дающих молока коров. Община возделывает около трети из 65 гектаров сельскохозяйственных земель и, пользуясь собственным посевным материалом, обеспечивает себя сеном, пшеницей, овсом, рожью, картофелем, морковью, свеклой, капустой, фруктами (яблоками, грушами, сливами, вишней) и цветами. Есть там и пасека. Местные жители аккуратно прореживают около 100 гектаров леса и используют полученную древесину в строительстве. В поселке есть своя школа, пекарня и ткацкий цех. «Наша цель, — говорят ее жители, — показать пример экономически самодостаточной жизни в сознании Кришны». Есть у общины и комната для приезжих.
В Польше, неподалеку от Чарнова, расположился Нью-Шан-типур. Его площадь — примерно 50 гектаров, еще 6о община арендует у государства. В Нью-Шантипуре проживает около 6о человек. Для большинства сельскохозяйственных работ используются волы. (См. «Они думают о будущем», с. 46)
Еще одно сельское поселение ИСККОН площадью 700 гектаров, Шаранагати-дхама, находится в 40 километрах от городка Ашкрофт, в горах канадской провинции Британская Колумбия. В 1996 году община состояла из 12 супружеских пар и нескольких холостяков. В поселке не проведено электричество, хотя у некоторых семей есть небольшие генераторы, и отсутствует телефонная связь. Жители Шаранагати-дхамы получают в пожизненную аренду 2 гектара земли, которая может переходить к наследникам. 40 гектаров отведены под луга, 8о — под пастбища, 1,5 — под овощные посадки. У общины 8о фруктовых деревьев и посевы самых разнообразных ягодных культур. Жители также выращивают пшеницу, рожь, овес и ячмень, разводят пчел. Небольшое стадо состоит из шести коров и четырех волов. Древесина обрабатывается на мест-
ной пилораме и идет на строительство. Некоторые семьи обходятся без сельскохозяйственной техники. Другие пользуются ею, но в незначительном объеме. Дома строятся нетрадиционно, включая соломенные и глиняные конструкции. Детей обучают в группах, используя одобренные правительством пособия для заочного образования.
Ферма Гита-Нагари, получившая свое имя в честь идеальной модели общины, о которой Шрила Прабхупада говорил еще в 1948 году, раскинулась на территории площадью 130 гектаров неподалеку от Порт-Рояля, штат Пенсильвания. Около 6о гектаров отданы под фуражные культуры, на 3 гектарах с использованием экологически чистых технологий выращивают самые разнообразные овощи. У общины несколько дойных коров и рабочих волов, а также около сотни голов непродуктивного скота. Гита-Нагари первоначально замышлялась как коммерческая молочная ферма, и теперь ей предстоит трудный переход к самодостаточному хозяйствованию.
В декабре 1976 года Шрила Прабхупада посетил фермерскую общину ИСККОН площадью 240 гектаров под Хайдера-бадом в Центральной Индии. С помощью этой общины он надеялся возродить духовность села, которая в Индии пришла в упадок. Отбросив традиционную культуру и ценности, многие деревенские жители отправлялись на заработки в город. «Пусть они приезжают сюда, живут, хорошо питаются, получают все, что нужно для жизни, и развивают сознание Кришны», — сказал во время своего пребывания здесь Прабхупада.
Сто сорок мужчин, женщин и детей живут на бразильской ферме Движения сознания Кришны Нова-Гокула, расположенной в горном районе в окрестностях Пиндамонхангабы, что в 2оо километрах к северо-востоку от Сан-Паулу. В Нова-Гокуле растет 500 апельсиновых, 50 манговых деревьев, 500 саженцев папайи, 5 ооо банановых пальм и большое количество винограда, ю гектаров отведено под кукурузу, около 4 — под ячмень, 2 — под зеленые овощи, 1 — под дал (чечевицу), 4 — под фуражные культуры и 4 — под рис. 70гектаров отданы под пастбища для 56 коров, быков и телят Нова-Гокулы.
В общине также выращивают цветы. Джаяпрабхупада Дас (см. «Они думают о будущем», с. 22) объясняет: «Некоторые из растущих здесь видов орхидей находятся под угрозой исчезновения, мы решили их спасти».
Нова-Гокула расположена на важном участке бассейна реки Параиба. «Наши старания улучшить экологическую ситуацию на этой территории приносят благо всему региону, — говорит Джаяпрабхупада Дас. — Два года назад мы представили властям соседнего города план по сохранению бассейна реки и встретили у них поддержку и понимание».
Около половины земель Нова-Гокулы занимает Ведическая деревня, основой которой стали полностью самодостаточные семейные фермы. Остальные хозяйства все еще используют машинные технологии и зависят от внешней экономики.
Австралийская ферма Нью-Нандаграм, вблизи Мельбурна, была создана в 1987 году. На ее территории (более юо гектаров леса и лугов) сейчас живут 23 человека. Еще 20 поселились неподалеку.
Планируя развитие Нью-Нандаграма, члены общины обратились за помощью к одному из авторов концепции «пер-макультуры», системы интегрированного проживания и земледелия, Дэвиду Холмгрену. Пятидесятистраничный отчет Холмгрена показывает, что Нью-Нандаграм может стать самодостаточной общиной, взяв за основу защиту коров.
Важной составляющей плана Холмгрена был подсчет количества животных, которое община сможет прокормить с учетом наличной площади земель. Получилось, что на каждую корову потребуется 1 гектар. Имея чуть меньше 8о гектаров сельхозугодий, Нью-Нандаграм может позволить себе 90 голов скота, в расчете на 15 лет жизни каждого животного. Холмгрен сосчитал, что ежегодно в распоряжении общины будет не больше шести дойных коров, но этого достаточно, чтобы обеспечить себя молоком (включая 30 детей).
«Использование рабочих волов — ключевой фактор, необходимый для достижения общиной самодостаточности без нарушения религиозных требований», — добавляет Холмгрен.
Так как вода из источника на ферме имеет неприятный привкус, Холмгрен посоветовал собирать дождевую воду, и община разработала необходимые приспособления.
План развития фермы предусматривает также посадку более 50 000 деревьев, которые станут добавкой к рациону скота и привлекут птиц, уничтожающих вредных насекомых. Под лесотводится 40% всей площади.
Холмгрен также предлагает использовать волов для перевозки бревен на лесопилку. «Такой прием экологически грамотного лесоводства был бы очень показателен и, помимо этого, вполне отвечал бы ведическим традициям отношения к животным», — поясняет он.
Нью-Нандаграм — не единственная сельская община ИСККОН, в основу развития которой положена тщательно продуманная экономическая стратегия. Хотя на достижение самодостаточности может уйти много лет или даже десятилетий, община шаг за шагом приближается к намеченной цели.
Австралийские члены ИСККОН намерены применить концепцию «пермакультуры» и на других фермах, таких как Нью-Гокула под Сиднеем (240 гектаров) и Нью-Говардхана неподалеку от Брисбена (400 гектаров).
В 1993 году жители канадской общины Шаранагати организовали недельную конференцию по проблеме развития самодостаточного сельского хозяйства. В ней приняло участие более 50 энтузиастов естественных методов хозяйствования. В заключение участникам было предложено составить для общины пробный экономический план. Это событие рассматривается как важная веха в деле развития сельских поселений ИСККОН.