Питание без мяса и кармы

Программы ИСККОН по защите коров и использованию во­ловьей тяги тесно связаны с принятой в Обществе духовной

вегетарианской диетой. Как мы уже убедились, мясоперера­батывающая промышленность — одна из основных причин ухудшения во всем мире экологической ситуации. Поэтому, спасая коров от скотобойни, мы окажем планете неоценимую помощь. Ниже перечислены некоторые аспекты деятельности Международного общества сознания Кришны по популяриза­ции вегетарианского питания, не влекущего кармических по­следствий.

Прежде всего, Движением сознания Кришны открыто более пятидесяти ресторанов в двадцати странах. В этих рес­торанах подают только прасад, вегетарианскую пищу, приго­товленную с любовью и преданностью для удовольствия Вер­ховного Господа, Кришны. В «Бхагавад-гите» Кришна советует есть лишь ту пищу, которая вначале была поднесена Ему, и до­бавляет, что примет только вегетарианские продукты. Пред­лагая такую пищу Господу, человек освобождается от ответ­ственности за убийство растений и вдобавок, как объясняют Веды, получает несомненное духовное благо.

Помимо этого, Движение сознания Кришны предлагает освященные вегетарианские блюда в более чем трехстах цен­трах по всему миру, а также на сотнях ежегодных крупных фестивалей. Подсчитано, что с 1966 года Движение распрост­ранило около 900 миллионов порций прасада. Более того, сот­ни тысяч людей, поклоняющихся Кришне, готовят прасад у се­бя дома.

Давний друг Движения сознания Кришны «экс-битл» Джордж Харрисон однажды сказал: «Вам нужно открыть рес­тораны или храмы в каждом городе и деревне, на всех главных улицах — и вытеснить оттуда торговцев гамбургерами и жа­реными цыплятами».

На протяжении многих лет ИСККОН сотрудничает с раз­ными организациями, включая Движение за изменение отно­шения фермеров к животным. Это делается с целью пропа­ганды духовного вегетарианства на таких мероприятиях, как Всемирный день Земли, Международный день вегетарианца и День борьбы с мясоедением (США).

Члены Движения сознания Кришны стали авторами ряда популярных вегетарианских кулинарных книг. Так, в книге «Высший вкус», в создании которой участвовали ваши покор­ные слуги, приведено философское обоснование духовного, не

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩИНЫ ИСККОН |

создающего кармы вегетарианства, а также дана подборка ре­цептов. Книга ориентирована на широкую аудиторию и уже разошлась на разных языках тиражом более десяти миллио­нов экземпляров.

В 1988 году Ямуна Деви написала по индийской вегетари­анской кулинарии книгу «Кухня Господа Кришны. Искусство приготовления индийских вегетарианских блюд». (См. «Они думают о будущем», с. 36) «Кухня Господа Кришны» стала пер­вой вегетарианской поваренной книгой, которая удостоилась престижной премии «Лучшая кулинарная книга года» Меж­дународной ассоциации поваров-профессионалов. А газета «Чикаго Трибьюн» назвала ее «Тадж-Махалом поваренных книг». Другая книга, «Стол Ямуны», вышла в 1992 году и тоже отмечена наградами. Кроме того, Ямуна регулярно пишет за­метки для кулинарной страницы газеты «Вашингтон Пост».

В 1990 году Курма Даса, имеющий опыт открытия ресто­ранов Движения сознания Кришны в Мельбурне (Австралия), выпустил книгу «Лучшие вегетарианские блюда». Помимо этого, он снялся в тринадцатисерийной телепрограмме «Гото­вим с Курмой», которую уже просмотрели миллионы зрите­лей по всему миру.

Издают кулинарные книги и другие члены ИСККОН. Те­левидение ИСККОН (Ай-Ти-Ви) выпускает видеофильмы о необходимости заботиться о коровах и духовной вегетари­анской диете Движения.

В колледжах, университетах, частных домах, а также хра­мах, ресторанах и сельских общинах ИСККОН по всему миру регулярно организуют курсы духовной кулинарии, на кото­рых слушателям, помимо прочего, рассказывают об экологи­ческом аспекте вегетарианства.

Более того, о вреде мяса говорится во всех книгах по веди­ческой философии издательства «Бхактиведанта Бук Траст», а общим тиражом их продано уже более четырехсот миллио­нов. В этих книгах пропагандируются духовные ценности, приняв которые человечество могло бы предотвратить эколо­гическую катастрофу.

В 1972 году Шрила Прабхупада, глядя на бенгальских де­тей, роющихся на помойке в поисках еды, сказал ученикам, что в радиусе пятнадцати километров от любого центра ИСККОН не должно быть ни одного голодного. Выполняя это

пожелание, ученики Прабхупады организовали программу помощи голодающим и начали с масштабной раздачи пищи в майяпурском (Западная Бенгалия) центре ИСККОН. Жите­ли окрестных деревень приходили, чтобы получить порцию горячей питательной вегетарианской пищи, приготовленной с любовью к Господу Кришне. Зал для раздачи прасада был на­бит битком. Однако Шрила Прабхупада предостерегал, что та­кая духовная благотворительность не должна вырождаться в обычную гуманитарную помощь, и подчеркивал духовное значение прасада: питаясь этой пищей, любой человек, богат он или беден, освобождается от кармы и обретает духовное счастье. Шрила Прабхупада приглашал всех приходить в цен­тры ИСККОН и просил учеников бесплатно раздавать прасад везде, где бы они ни оказались. ИСККОН прилагает немало усилий, чтобы благо от прасада могли получить как можно больше людей. Программа помощи голодающим — лишь один из аспектов такой деятельности.

Сегодня программа помощи голодающим называется «Ха­ре Кришна. Пища жизни». Зародившись в Индии, она получи­ла широкое распространение по всему миру. Добровольцы, участвующие в работе «Пищи жизни», рассказывают об эко­логических преимуществах прасада. Для полного решения проблемы голода «Пища жизни» предлагает вернуться к само­достаточным сельским общинам, построенным на заботе о ко­ровах, отказаться от экономически расточительного и вредного для окружающей среды производства мяса, возродить созна­ние Бога и духовные ценности, а также питаться только пра-садом.

Деревенская жизнь

В постиндустриальном мире первичной единицей экономики будут не городские предприятия или крупные специализиро­ванные хозяйства, а самодостаточные сельские общины.

«Создание сельскохозяйственных общин — очень важная составляющая нашего Движения, — писал Шрила Прабхупа­да в декабре 1974 года. — Нам нужно стать независимыми, вы­ращивая свой хлеб и обеспечивая себя молоком. Тогда не бу­дет и речи о бедности. Сельские общины надо развивать по образцу идеального общества, которое основано на произ­водстве натуральных продуктов, а не на промышленности...

Пусть все повторяют Харе Кришна, хорошо питаются и под­держивают тело бодрым и здоровым. Это идеальный образ жизни».

В США, штат Миссисипи, в общине Движения сознания Кришны Нью-Талаван живет и семья. В их распоряжении на­ходится свыше 500 гектаров леса, пастбищ и посевов.

В 1975 Г°ДУ Шрила Прабхупада посоветовал общине стре­миться к самодостаточности: выращивать свое зерно, фрукты и овощи; завести несколько коров и делать из молока йогурт, масло и творог; для пахотных работ и перевозки грузов ис­пользовать волов; получать сахар из сахарного тростника и масло для ламп из касторовых бобов; возделывать хлопок и самостоятельно ткать полотно; сооружать постройки из бре­вен и кирпича. И, наконец, он попросил жителей Нью-Тала-вана возвести в центре общины величественный храм.

Шрила Прабхупада снова посетил Нью-Талаван в том же 1975 году и дал дополнительные указания относительно ор­ганизации общины: «Откажитесь от машин. Пусть каждый найдет себе применение как брахман [учитель], кшатрий [ру­ководитель], вайшья [земледелец или торговец] или шудра [рабочий]. Никто не должен сидеть без дела». Он рассказал о ве­дической социальной системе с ее естественным делением людей на классы в зависимости от индивидуальных качеств и склонностей.

«Брахманы, — говорил Шрила Прабхупада, — изучают духовную литературу, такую как «Бхагавад-гита» и Упаниша-ды, читают лекции и дают наставления, а также поклоняются Божеству в храме. Из уважения к их возвышенным качествам другие классы предоставляют им пищу и кров». Кшатрии управляют общиной в соответствии с советами брахманов и наделяют землей вайшьев. Те, в свою очередь, выращивают зерно, фрукты и овощи, разводят молочных коров и отдают двадцать пять процентов продукции или прибыли кшатри-ям, которые используют эти средства на нужды поселка. Шуд­ры (рабочие и ремесленники) помогают первым трем классам.

На сегодня жители Нью-Талавана еще не добились полной самодостаточности и не полностью внедрили ведическую со­циальную систему. Но они работают в этом направлении.

В августе 1976 года Шрила Прабхупада посетил сельскую общину Нью-Майяпур неподалеку от местечка Люкэ-ле-Маль

в центральной Франции. Как и везде, Прабхупада подчеркивал важность перехода к самодостаточности и просил членов об­щины строить дома из своего леса, держать коров, а также вы­ращивать злаки, овощи, фрукты и цветы. «Постарайтесь сде­лать поселок независимым», — говорил он.

По данным на 1996 год, на шведской ферме ИСККОН в се­лении Алмвикс Гард, что в семидесяти километрах от Сток­гольма, живет 15 семей: 41взрослый и 20 детей. В их распоря­жении 6 дойных коров, 6 волов для пахотных работ и перевозки грузов и, кроме того, 18 телят и старых, уже не дающих молока коров. Община возделывает около трети из 65 гектаров сельскохозяйственных земель и, пользуясь собственным по­севным материалом, обеспечивает себя сеном, пшеницей, ов­сом, рожью, картофелем, морковью, свеклой, капустой, фрук­тами (яблоками, грушами, сливами, вишней) и цветами. Есть там и пасека. Местные жители аккуратно прореживают около 100 гектаров леса и используют полученную древесину в стро­ительстве. В поселке есть своя школа, пекарня и ткацкий цех. «Наша цель, — говорят ее жители, — показать пример эко­номически самодостаточной жизни в сознании Кришны». Есть у общины и комната для приезжих.

В Польше, неподалеку от Чарнова, расположился Нью-Шан-типур. Его площадь — примерно 50 гектаров, еще 6о община арендует у государства. В Нью-Шантипуре проживает около 6о человек. Для большинства сельскохозяйственных работ ис­пользуются волы. (См. «Они думают о будущем», с. 46)

Еще одно сельское поселение ИСККОН площадью 700 гек­таров, Шаранагати-дхама, находится в 40 километрах от го­родка Ашкрофт, в горах канадской провинции Британская Ко­лумбия. В 1996 году община состояла из 12 супружеских пар и нескольких холостяков. В поселке не проведено электричест­во, хотя у некоторых семей есть небольшие генераторы, и от­сутствует телефонная связь. Жители Шаранагати-дхамы полу­чают в пожизненную аренду 2 гектара земли, которая может переходить к наследникам. 40 гектаров отведены под луга, 8о — под пастбища, 1,5 — под овощные посадки. У общины 8о фруктовых деревьев и посевы самых разнообразных ягод­ных культур. Жители также выращивают пшеницу, рожь, овес и ячмень, разводят пчел. Небольшое стадо состоит из шес­ти коров и четырех волов. Древесина обрабатывается на мест-

ной пилораме и идет на строительство. Некоторые семьи обхо­дятся без сельскохозяйственной техники. Другие пользуются ею, но в незначительном объеме. Дома строятся нетрадицион­но, включая соломенные и глиняные конструкции. Детей обу­чают в группах, используя одобренные правительством посо­бия для заочного образования.

Ферма Гита-Нагари, получившая свое имя в честь идеаль­ной модели общины, о которой Шрила Прабхупада говорил еще в 1948 году, раскинулась на территории площадью 130 гек­таров неподалеку от Порт-Рояля, штат Пенсильвания. Около 6о гектаров отданы под фуражные культуры, на 3 гектарах с использованием экологически чистых технологий выращи­вают самые разнообразные овощи. У общины несколько дой­ных коров и рабочих волов, а также около сотни голов непро­дуктивного скота. Гита-Нагари первоначально замышлялась как коммерческая молочная ферма, и теперь ей предстоит трудный переход к самодостаточному хозяйствованию.

В декабре 1976 года Шрила Прабхупада посетил фермерс­кую общину ИСККОН площадью 240 гектаров под Хайдера-бадом в Центральной Индии. С помощью этой общины он на­деялся возродить духовность села, которая в Индии пришла в упадок. Отбросив традиционную культуру и ценности, мно­гие деревенские жители отправлялись на заработки в город. «Пусть они приезжают сюда, живут, хорошо питаются, полу­чают все, что нужно для жизни, и развивают сознание Криш­ны», — сказал во время своего пребывания здесь Прабхупада.

Сто сорок мужчин, женщин и детей живут на бразильской ферме Движения сознания Кришны Нова-Гокула, располо­женной в горном районе в окрестностях Пиндамонхангабы, что в 2оо километрах к северо-востоку от Сан-Паулу. В Нова-Гокуле растет 500 апельсиновых, 50 манговых деревьев, 500 са­женцев папайи, 5 ооо банановых пальм и большое количество винограда, ю гектаров отведено под кукурузу, около 4 — под ячмень, 2 — под зеленые овощи, 1 — под дал (чечевицу), 4 — под фуражные культуры и 4 — под рис. 70гектаров отданы под пастбища для 56 коров, быков и телят Нова-Гокулы.

В общине также выращивают цветы. Джаяпрабхупада Дас (см. «Они думают о будущем», с. 22) объясняет: «Некоторые из растущих здесь видов орхидей находятся под угрозой исчез­новения, мы решили их спасти».

Нова-Гокула расположена на важном участке бассейна ре­ки Параиба. «Наши старания улучшить экологическую ситу­ацию на этой территории приносят благо всему региону, — говорит Джаяпрабхупада Дас. — Два года назад мы предста­вили властям соседнего города план по сохранению бассейна реки и встретили у них поддержку и понимание».

Около половины земель Нова-Гокулы занимает Ведичес­кая деревня, основой которой стали полностью самодостаточ­ные семейные фермы. Остальные хозяйства все еще исполь­зуют машинные технологии и зависят от внешней экономики.

Австралийская ферма Нью-Нандаграм, вблизи Мельбур­на, была создана в 1987 году. На ее территории (более юо гек­таров леса и лугов) сейчас живут 23 человека. Еще 20 посели­лись неподалеку.

Планируя развитие Нью-Нандаграма, члены общины об­ратились за помощью к одному из авторов концепции «пер-макультуры», системы интегрированного проживания и зем­леделия, Дэвиду Холмгрену. Пятидесятистраничный отчет Холмгрена показывает, что Нью-Нандаграм может стать само­достаточной общиной, взяв за основу защиту коров.

Важной составляющей плана Холмгрена был подсчет ко­личества животных, которое община сможет прокормить с учетом наличной площади земель. Получилось, что на каж­дую корову потребуется 1 гектар. Имея чуть меньше 8о гек­таров сельхозугодий, Нью-Нандаграм может позволить себе 90 голов скота, в расчете на 15 лет жизни каждого животного. Холмгрен сосчитал, что ежегодно в распоряжении общины будет не больше шести дойных коров, но этого достаточно, чтобы обеспечить себя молоком (включая 30 детей).

«Использование рабочих волов — ключевой фактор, не­обходимый для достижения общиной самодостаточности без нарушения религиозных требований», — добавляет Холм­грен.

Так как вода из источника на ферме имеет неприятный привкус, Холмгрен посоветовал собирать дождевую воду, и община разработала необходимые приспособления.

План развития фермы предусматривает также посадку бо­лее 50 000 деревьев, которые станут добавкой к рациону скота и привлекут птиц, уничтожающих вредных насекомых. Под лесотводится 40% всей площади.

Холмгрен также предлагает использовать волов для пере­возки бревен на лесопилку. «Такой прием экологически гра­мотного лесоводства был бы очень показателен и, помимо это­го, вполне отвечал бы ведическим традициям отношения к животным», — поясняет он.

Нью-Нандаграм — не единственная сельская община ИСККОН, в основу развития которой положена тщательно продуманная экономическая стратегия. Хотя на достижение самодостаточности может уйти много лет или даже десятиле­тий, община шаг за шагом приближается к намеченной цели.

Австралийские члены ИСККОН намерены применить концепцию «пермакультуры» и на других фермах, таких как Нью-Гокула под Сиднеем (240 гектаров) и Нью-Говардхана не­подалеку от Брисбена (400 гектаров).

В 1993 году жители канадской общины Шаранагати орга­низовали недельную конференцию по проблеме развития са­модостаточного сельского хозяйства. В ней приняло участие более 50 энтузиастов естественных методов хозяйствования. В заключение участникам было предложено составить для об­щины пробный экономический план. Это событие рассматри­вается как важная веха в деле развития сельских поселений ИСККОН.

Наши рекомендации