Проекции времени на сознание человека
Время не есть чистое бытие, но именно оно создает проекции на человеческое сознание тех изменений, которые происходят в телесном мире и составляют суть бытия каждого человека. Народная мудрость гласит: «Вре-
мя надо наполнять событиями, иначе оно летит незаметно». Поэтому все большие и малые события человек воспринимает исключительно через время. Ярчайший тому пример — библейская «Книга Екклесиаста»:
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать,- и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».
Долгие годы часы красовались на городских башнях, потом их стали носить на руке. Мы сверяем наши часы, так как общество существует за счет согласованного действия на разных уровнях своей организации. Однако каждая клетка нашего организма оказывается достаточно обособленной пространственно-временной системой, в которой осуществляются процессы обмена веществ. Интенсивность этого обмена у каждого организма индивидуальна. Имеются гипотезы об ускорении и замедлении самого времени в биологических системах. Люди, родившиеся в один день и год, выглядят совершенно по-разному. В 30 паспортных лет один выглядит на 25, а другой — на 40. Это потому, что каждый из нас живет по своим биологическим часам, в своем времени и старится вместе с ним, а социальное время существует для рациональной организации нашей жизни.
Проблема времени еще в древности волновала человеческий ум. Начиная с мифологических представлений о боге времени Кроносе, пожирающем своих детей, и о вневременном бытии, вопросы, связанные с этим понятием, так или иначе ставились и обсуждались почти всеми философами. С другой стороны, в естественных науках понятие времени подвергалось детальному теоретическому исследованию. В последние десятилетия, начиная с 50-х гг., проблема времени вызывает очень сильный интерес. В 1966 г. было создано Международное общество по изучению времени, которое прове-
260
ло множество конференций, где рассматривались функционирование и эволюция сложных материальных систем.
Понятие времени используется везде и всюду. Все исторические события, все процессы протекают во времени. Время «течет» безостановочно. Настоящее — это неуловимое мгновение, разграничивающее прошлое и будущее («Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь»). Реально именно это мгновение, а вместе с ним мы все и весь наш мир непрерывно движемся в будущее, оставляя позади себя нарастающие «пласты» прошлого. Вот мы ожидаем некоторое событие, пока оно пребывает в будущем и еще не произошло. Но наступает момент, и событие свершилось, и теперь это уже история, которая со временем будет все больше отдаляться от нас в прошлое. Недаром говорят о «неумолимом ходе времени». Неспроста возникает безотчетное желание остановить этот ход: «Остановись, мгновенье, — ты прекрасно!» Поэтому мы не расстаемся с фантастическими мечтами о путешествии во времени: если нельзя остановить этот ход, то возможно ли хотя бы в отдельных случаях двигаться навстречу времени, навстречу этому ходу: из будущего — в прошлое? Вот почему каждое поколение людей зачитывается фантастическими романами о путешествии во времени: «Машина времени» Г. Уэллса, «Конец вечности» А. Азимова и т.п.
Следя за событиями, описанными в фантастических романах, мы размышляем над проблемами причинности, взаимосвязи событий. Мы видим, как вмешательство в прошлое приводит к изменениям в будущем. Фантастические экскурсы в прошлые столетия чреваты разрушением прежних связей, они изменяют историю, порождают новую реальность. Уже это говорит о принципиальной невозможности этих путешествий.
Не менее удивительно присущее человеку чувство времени. Тренированный человек может приказать себе проснуться в нужное время — и он действительно проснется в это время. Создается впечатление, что человек обладает своеобразными внутренними часами. Именно так считают физиологи и психологи: ритмично бьется сердце, ритмично работает система дыхания, недавно
были обнаружены ритмы головного мозга. Основоположник кибернетики Н. Винер (1894—1964) считал, что именно ритмы головного мозга объясняют нашу способность чувствовать время.
Формирование времени связано у человека с пространством. Термины «сейчас» и «скоро» появились по образу и подобию понятий «здесь» и «близко». Зенон Элейский в V в. до н. э. говорил: «Летящая стрела одновременно и находится в данный момент времени в данной точке пространства и нет». У Гегеля: «Двигаться — означает быть в данном месте и в то же время — не быть в нем, — следовательно, находиться в обоих местах одновременно, в этом состоит непрерывность времени и пространства, которая только и делает возможным движение».
Два события, одновременных в одной системе отсчета, будут одновременны вообще. Слово «сейчас» имеет абсолютный смысл для всего мира: и для нас и для далеких галактик.
Умозаключение Зенона об отсутствии движения как такового вызвало большие толки в научном мире, и имя его не было затеряно в веках. Его нужно благодарить за то, что он заставил ученых пристальнее всматриваться в окружающий мир, поставил вопросы, задевшие за живое и в конце концов позволил продвинуть науку дальше. А она, в свою очередь, давала ответы на вопрос: «Время движется по прямой или по окружности?» Аристотель объединил круг и прямую — получилась спираль. Правда, Аристотель не предполагал свое изобретение в качестве нового образца времени. Но спираль соединяет то, что раньше казалось несопоставимым, что противопоставлялось друг другу, когда говорили о наглядном представлении времени. Однако временная спираль завершает сейчас свой очередной виток...
Социальное время
Особенности жизнедеятельности отдельного человека, а также общество в целом находят выражение в свойствах длительности, порядке следования и сосуществования объектов и процессов. Пространственно-временная проблематика тесно связана с системой ценностей человека. Атомные и песочные часы не в состоянии вы-
262
разить сущность общественных процессов. Например, Столетняя война во Франции — какова продолжительность по существу происходящих процессов? Календарная длительность вытесняется здесь другим, новым типом временных отношений, передать которые можно при помощи нового понятия — социального времени.
Социальное времяхарактеризует длительность, последовательность этапов материальной и духовной деятельности человека. Главным фактором, определяющим ход социального времени, является деятельность человека, направленная на преобразование среды и самого себя. Календарь, основанный на природных процессах, чередовании дня и ночи, смене времен года и т.д., безучастен к происходящим переменам в обществе. Однако широкое распространение и использование календарного времени объясняется возможностью точно количественно исчислять промежутки. Все известные единицы календарного времени — секунды, минуты, часы, дни могут быть достаточно точно измерены.
Совсем другое дело — исчисление длительности социальных процессов. Это эпоха, эра, сессия, сезон, семестр и т.п. Все они не могут быть не только определены, но не образуют соотношений между собой. Еще древнегреческий философ Сенека в работе «Письма к Луцилию» писал: «Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут, между тем правильно жить — доступно всем, жить долго — почти никому». В том же направлении размышляет и Плиний Старший, римский писатель и ученый, автор афоризма «Не считать надо дни, а взвешивать». Очевидно, что значимые для человека и общества характеристики длительности должны стать компонентами социального времени.
С социальным временем связано и время человека, свободного от участия в общественном производстве. Это личное время.Можно встретить два типа людей, которые по-разному относятся к своему личному времени: одни им вполне самостоятельно распоряжаются, другие не знают, как его провести, чем заполнить. Являясь атрибутом индивидуальной жизни, личное время субъективно, но вместе с тем непосредственно связано с социальным времени, так как история отдельного человека не может быть оторвана от всей истории общества («Жить в обществе и
быть свободным от общества нельзя»). Личностное время используется непосредственно при определении многих ценностей человеческой жизни, и прежде всего его деятельности. Леонардо да Винчи считал удавшейся независимо от ее длительности всякую жизнь, прожитую хорошо и достойно.
Личностному времени присуще чувство ритма, так, например, в жизни каждого человека устанавливается определенная последовательность событий: детство, юность, получение образования, начало творческой деятельности, вступление в брак, рождение детей и т.д. Такая последовательность выражает ритмическую организацию индивидуальной жизни, но не всякая последовательность носит ритмический характер. Несовпадение важнейших этапов социальной зрелости человека с его календарным возрастом или общепринятым ритмом организации общественной жизни является проявлением аритмии личностного времени. Ритмичность личностного времени устанавливается выбором начала отсчета и соответствующих единиц измерения. Традиции ежегодно праздновать дни рождения, годовщины свадеб, других особо значимых для человека событий означают отсчет и измерение длительности и последовательности индивидуальной жизни.
Важно отметить, что у каждой достаточно автономной системы своя собственная хронология происходящего. Внутреннее время таких систем обычно не совпадает с внешним. Известный французский философ и гуманист М. Монтень приложил немало усилий для обоснования своего подхода к взаимосвязи внутреннего и внешнего времени. Согласно его рассуждениям, изложенным в статье «О том, что нельзя узнать, счастлив кто-нибудь, пока он не умер», жизнь человека проходит в едином внутреннем времени. Нельзя назвать кого-либо счастливым, пока жизнь продолжается и внутреннее время ведет отсчет. Непостоянство фортуны может проявиться как раз после высказывания суждений о ней. «Шаткость и изменчивость дел человеческих таковы, что достаточно ничтожного толчка, как они немедленно изменят свой облик». Здесь акцент делается на вероятностном, не всегда достоверном характере всяких оценок со стороны. Жизнь человека — это суверенная длительность и описывается
она прежде всего внутренним, а не внешним... Именно о внешнем времени говорят: «провести время», «бесцельно потратить время» и т.п. Такие понятия, как «времяпрепровождение», «развлечение», означают отвлечение или отчуждение человека от самого себя. И если внешнее время может превратиться в пустыню скуки, которую необходимо «разгонять», то время внутреннее образует свободное пространство духовного роста человека. Оно становится атрибутом индивидуальной жизни и в этом его абсолютная ценность.
Необходимо отметить сложность и неоднозначность пространственно-временных отношений на уровне отдельного человека. Личностные время и пространство обусловлены особенностями восприятия самого человека. Именно с ними приходится соизмерять свои поступки, строить планы. Научный подход в этом вопросе необходим для более целостного видения мира.