Принципы технического регулирования

1. применение единых правил установления требований к продукции, её жизненным циклам, выполнению работ или оказанию услуг

2. соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развитию материально технической базы, а также уровню научно-технического развития

3. независимость органов по аккредитации, сертификации от изготовителей, продавцов и приобретателей

4. недопустимость совмещения полномочий органов государственного контроля и органов по сертификации

5. недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов

Технический регламент

Технический регламент – это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или межправительственным соглашением, заключенным в установленном порядке, федеральным законом, указом президента или постановлением правительства и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты применяются в целях:

1. защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества

2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений

3. предупреждение действий вводящих в заблуждение приобретателей

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технический регламент содержит обязательные требования, поскольку с учетом степени риска причинения вреда он устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности (пожарную, ядерную, радиационную, промышленную и так далее).

Технический регламент должен содержать помимо минимально необходимых требований перечень и описание объектов технического регулирования, их идентификацию, правила и форма оценки соответствия, а также требования к терминологии, упаковки, маркировке и правилам их нанесения.

Устанавливается четко прописанный порядок разработки, принятия, изменения, и отмены технического регламента.

В 2007 году в закон внесли изменения которыми установили что до 1 января 2010 года должны быть приняты первоочередные технические регламенты:

1. о безопасности машин и оборудования

2. о безопасности строительных материалов и изделий

3. о безопасности зданий и изделий

4. о безопасности лекарственных средств

5. о безопасности химической продукции

6. о безопасности пищевых продуктов

7. о безопасности упаковки

8. и ряд других

Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. Для разработки проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в системе интернет. В уведомление должна содержаться информация в отношение какой продукции или каких связанных с ней требованием по её жизненным циклам будут устанавливаться обязательные требования с кратким изложением цели регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент его разработки.

С момента уведомления данный проект регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. При получении отзывов разработчик дорабатывает проект с учетом полученных замечаний и проводит публичные обсуждения с кратким изложением полученных замечаний и их принятием либо отклонением. Срок с момента опубликования и до проведения публичных слушаний не может быть менее 2х месяцев. Со дня опубликования уведомления и проведения обсуждений доработанный проект должен быть доступны заинтересованным лицам в полном объеме. Проект вносится субъектом права законодательной инициативы в государственную думу при наличии следующих документов.

1. Обоснование необходимости принятия федерального закона

2. Финансово-экономическое обоснование

3. Документы, подтверждающие опубликование уведомления и подтверждающие завершение публичных слушаний.

4. Перечень замечаний полученных при обсуждении

Стандарты

Это документы, которыми в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов жизненного цикла, а также выполнения работ и оказания услуг.

Целями стандартизации являются:

1. Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья растений и животных

2. Содействие соблюдению требований технических регламентов

3. Повышение уровня научно-технического прогресса

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг

5. Рациональное использование природных ресурсов

6. Техническая и информационная совместимость

7. Сопоставимость результатов, исследований, измерений технических и экономико-статистических данных

К документам в области стандартизации относятся:

1. Национальные стандарты

2. Правила стандартизации

3. Нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке

4. Различные классификации и классификаторы технико-экономической и социальной информации

5. Стандарты организаций

Разработчиком национального стандарта также может быть любое лицо. В статье 17 Закона закреплена процедура разработки.

В отношении стандарта организации, организация самостоятельно устанавливает порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандарта организации. Необходимость разработки возникает тогда, когда требования, установленные в стандарте, превышают предусмотренные национальными стандартами. При этом стандарты организации должны содержать добровольные требования к продукции не определенные в технических регламентах и национальных стандартах, а по отношению к работам и услугам – требования по безопасности. Потому что к работам и услугам технические регламенты не разрабатываются.

Гарантии соблюдения требований технических регламентов, стандартов и условий договоров являются подтверждение соответствия, представляющие собой одну из форм оценки соответствия осуществляемая в целях удостоверения соответствия продукции, содействие приобретателю в компетентном выборе продукта, повышение конкурентоспособности на российском и международном рынках, при этом выделяются формы подтверждения соответствия:

1. добровольная форма в форме добровольной сертификации

2. обязательная форма в виде:

a. принятия декларации о соответствии

b. обязательной сертификации

Наши рекомендации