Экономика и экология - «заклятые друзья»
В январе 2008 года состоялось заседание Совета Безопасности по вопросу обеспечения экологической
безопасности России (см. «Приложения»). Экологическая безопасность была обозначена, как тема общенационального значения. На заседании было заявлено, что качество среды обитания прямо влияет на развитие
демографического потенциала и здоровья нации. В конечном итоге
свидетельствует об отношении к будущему нашей страны, к сегодняшним и
будущим поколениям.
Проблемы охраны окружающей среды стоят сегодня перед всеми экономически
развитыми странами мира. И на саммите «восьмёрки» в 2006 году они были
отнесены к числу глобальных вызовов современности. В России приняты Экологическая
доктрина и Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
В наше время все лучшие умы России бьются над одной проблемой: как породнить экономику и экологию. В принципе, проблема не нова. Еще в семидесятые годы прошлого столетия все ведущие центральные издания периодически публиковали материалы, призывающие к «экологизации» экономики и «экономизации» экологии, однако этим призывам так и не суждено было воплотиться в жизнь. Более того, безудержная и безоглядная эксплуатация природных ресурсов привели к печальным последствиям, которые тяжелым грузом легли на плечи реформаторов. Только перечень всех экологических противоречий, напряженностей и катастроф во всех сферах нашего хозяйства занял бы ни одну страницу печатного текста. Ситуация подошла к критическому пределу, особенно явственному в условиях рыночной экономики и стремлению страны стать достойной частью цивилизованного мира.
Современные медиакоммуникации, в том числе и экологические, все чаще анализируют взаимодействие компонентов новой триады – «Власть – Бизнес – Экология», которая пришла на смену бытовавшей ранее – «Общество – Экономика – Природа». Во всех цивилизованных странах на бизнес возлагают серьезную ответственность – не только заниматься своим прямым делом, то есть предлагать обществу качественные и конкурентоспособные товары и услуги, но и нести социальную, экологическую и этическую ответственность. Корпоративная социальная ответственность бизнеса приносит ему не только моральное удовлетворение, но и реальную материальную выгоду. Такой бизнес активно поощряется государством, которое предоставляет ему дополнительные льготы, и обществом, которое охотнее потребляет его товары и услуги. Для российской экономики это тяжелый путь, но его предстоит пройти всем российским производителям товаров и услуг, особенно учитывая их стремление стать наравне с мировыми производителями.
Ростки новой экономической политики в реальном секторе экономики в нашей стране уже существуют, ведущие компании награждаются почетными дипломами «Лидер природоохранной деятельности в России». В этих компаниях высокие производственные и финансовые успехи тесно корреспондируются с постоянным улучшением качества природоохранных мероприятий. Однако даже им повседневно приходится сталкиваться с объективными и субъективными препятствиями.
С сожалением приходится констатировать, что отечественные «общие» и «зеленые» СМИ еще не в полной мере осознали актуальность и жизненную важность этой проблематики. Серьезные эколого-экономические материалы – редкие гости в нашей журналистике. Во многом это происходит и потому, что не хватает журналистов, умеющих писать на сложные эколого-экономические темы. Перед обществом и журналистикой сегодня стоит серьезная проблема – «квалификации» как «общих», так и «зеленых» журналистов, повышения их профессионализма. Журналистам массовых изданий бывает достаточно сложно разобраться в системах рейтингов предприятий и компаний: какие из них настоящие, реальные, а какие появляются лишь для «отмывания имиджа». А «зеленые» журналисты по инерции считают, что все производители имманентно плохи, так как существует «презумпция экологической опасности любого производства». А поэтому писать что-либо хорошее про «Них» - значит, лить воду на мельницу «зеленого камуфляжа».
Однако после заседания Совета Безопасности России, о котором мы говорили выше, по всем радио- и телеканалам, по всем агентствам, газетам и журналам, в том числе и в интернет-изданиям, буквально прокатилась волна эколого-экономических сюжетов и материалов. Многие из них были действительно актуальными, острыми и профессиональными, а некоторые откровенно слабыми и неквалифицированными. Кого винить в том, что даже некоторые главные редакторы до сих пор путают проблему озоновой дыры и проблему изменения климата. Но событие завершилось, и все встало на круги своя.
Издания, преимущественно ориентированные на анализ взаимодействия бизнеса и экологии, можно пересчитать по пальцам одной руки. Аудитории достаточно давно известны такие журналы, как: «Экология и промышленность России» (Москва), «Экология производства» (Москва), «Экология и бизнес» (Владивосток), «Ставрос – ЮГ» (Ставрополь), «Экологический консалтинг» (Казань), «Лесной бюллетень» (Москва).
Появляются и новые издания, причем либо в бумажном, либо в интернет-варианте, либо в обоих вариантах одновременно. Например, в двух вариантах выходит ежемесячный информационно-аналитический бюллетень «Мосты» - совместное издание Центра по торговле и устойчивому развития и Центра «Эко-согласие» (http://trade.ecoaccord.org/bridges). «Эко-согласие» - Центр по проблемам окружающей среды и устойчивого развития» (http://accord.cis.lead.org/).
Выходит в свет и «Деловой экологический журнал» (www.comagazine.ru) - издание для деловых людей, главной идеей которого является продвижение и информационная поддержка инвестиционно-привлекательных проектов в области экологии. Журнал – полноцветное, иллюстрированное издание объемом 68 полос, тираж – 10 000 экземпляров. Периодичность – 4 номера в год, распространяется по подписке. Целевая аудитория журнала – экологически ориентированные бизнес-структуры всех уровней, торгово-промышленнные палаты, торговые представительства зарубежных стран, органы власти и управления, предприниматели, общественность, научные круги. В феврале 2007 года журналу был присвоен статус коллективного члена Российской Академии Естественных наук. Задача журнала – дать читателю беспристрастную оценку основных тенденций развития экологически ориентированных секторов экономики, показать экономическую привлекательность экологически безопасных решений и подходов. Однако редакция отдает себе отчет в том, что вопросы экологии интересны не только деловому сообществу, поэтому в издании публикуются материалы, рассчитанные на обычных, рядовых людей.
Существует и электронная газета «Экологическая безопасность», (http://www.eco.groteck.ru/rass.php), в которой часто анализируются проблемы взаимодействия экономики и экологии, Газета появляется два раза в месяц. Выходит и «Panda Times» - ежеквартальное приложение к московскому выпуску Ведомостей.
Необходимо отметить и важную тенденцию развития российских медиакоммуникаций: проблемы взаимодействия экономики и экологии становятся реальностью в профессиональной деятельности многих отраслевых СМИ страны. Экологические рубрики, тематические разделы, отдельные публикации все чаще появляются на их полосах. Журналы «Мировая энергетика», «Энергия», «Нефть России» (Москва), «Лес и бизнес», «Энергонадзор-информ» (Санкт-Петербург), «Нефтегазовое дело» (Уфа), «Сибирское богатство» (Тюмень) и многие другие постоянно обращаются к проблемам рационального использования природных богатств. Активно представлена эта проблематика и в интернет-изданиях. Например, в электронном научном журнале «Нефтегазовое дело» (Уфа) постоянным является направление «Экология и промбезопасность».
Сегодня все чаще говорят о социологизации и экономики, и экологии как приоритетном векторе развития нашего государства. Вот почему идея рационального и гуманного отношения к среде обитания, которой несколько десятилетий назад были одержимы лишь «продвинутые» экологи и некоторые общественные деятели, сейчас приобретает все более осязаемую форму. Речь идет уже не просто о выживании в эпоху экономических и экологических потрясений, а достойной жизни для миллионов наших сограждан и будущих поколений.