По характеру обязательности:
· Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, организационных и хозяйственных решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы реализация проекта запрещается. Выводы и предложения заключения государственной экологической экспертизы после его принятия центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
· Общественная экологическая экспертиза может проводиться по усмотрению лица, которое будет осуществлять ту или иную хозяйственную деятельность. Заключение общественной экспертизы носит информационный и рекомендательный характер.
3. По процедуре проведения:
Процедура государственной экологической экспертизы включает (ст. 24):
a. регистрацию заявления о проведении государственной экологической экспертизы;
b. предварительную экспертизу (предэкспертизу), заключающуюся в проверке наличия и полноты переданных на экспертизу необходимых материалов, реквизиты, включая оценку воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, и установлении их соответствия действующему законодательству Республики Казахстан и нормативным требованиям;
c. основную стадию экспертизы, предусматривающую необходимый уровень экспертизы, аналитическую обработку материалов, проведение сравнительного анализа и частных оценок степени экологической опасности планируемой либо осуществляемой деятельности, достаточности и достоверности обоснованной реализации объектов экспертизы;
d. заключительную стадию экспертизы, включающую обобщение отдельных экспертных оценок и результатов экологической экспертизы, подготовку экспертного заключения с выводами о согласовании материалов или их отклонении.
Процедура общественной экологической экспертизы включает:
1) государственную регистрацию проведения общественной экологической экспертизы;
2) заявление о ее начале в средствах массовой информации (в заявлении сообщается инициатор проведения общественной экологической экспертизы, сведения о местонахождении общественного экспертного формирования и объектах экологической экспертизы);
3) подготовку заключения общественной экологической экспертизы; сообщение о результатах массовой информации.
4. По срокам проведения:
Для государственной экологической экспертизы установлен срок проведения до трех месяцев с возможным продлением в зависимости от объема и сложности рассматриваемой документации, но не более шести месяцев. Продление срока проведения государственной экологической экспертизы свыше шести месяцев осуществляется просьбе заказчика документации и при наличии его гарантий на дополнительную оплату экспертных работ.
Для проведения общественной экологической экспертизы срок не устанавливается, следовательно, он может быть определен по усмотрению заказчика и экспертной комиссии, которая проводит экологическую экспертизу.
5. По источнику финансирования:
· Государственная экологическая экспертиза финансируется за счет средств республиканского и местного бюджетов, платежей за проведения экспертных работ, а также предусмотренных на эти цели средств фондов охраны природы.
· Общественная экологическая экспертиза финансируется за счет собственных средств общественных экономических объединений и фондов или на общественных началах.
· Результаты экспертной комиссии оформляются в виде заключения.
Заключение государственной экологической экспертизы- документ, в котором, содержаться выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объектов экологической экспертизы. Выводы и предложения заключения государственной экологической экспертизы после его принятия центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить их доработку в соответствии с предложениями экспертного заключения и в установленный им срок представить все материалы на повторную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой деятельности. Кроме того, в случае если заключение государственной экологической экспертизы является отрицательным, то не может производиться финансирование и реализация проектов финансовыми учреждениями любой формы собственности. В случае если заключение государственной экологической экспертизы является положительным, то оно действительно:
1) для проектной документации - в течение двух лет со дня его выдачи до начала строительства;
2) для документации действующих и строящихся предприятий – до пяти лет.
Экологическая экспертиза может быть признана не действительной если:
· нарушена процедура проведения экологической экспертизы;
· не выполнены или искажены экологические нормы и правила, требования экологической безопасности, охраны окружающей среды, эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов;
· нарушены права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, другие экологические права и интересы населения, права участников эколого-экспертного процесса;
· установлены иные случаи, нарушающие права сторон, участвующих в экологической экспертизе.
На наш взгляд, экологический контроль можно понимать и в “широком” смысле, (когда речь идет о соблюдении экологической безопасности общества) и в “узком” смысла – как проверка исполнения экологических норм и требований действующего законодательства с целью предотвращения вредных воздействий на окружающую среду, ее объекты, жизнь и здоровье человека. В законе “Об охране окружающей среды” в ст. 76 дается определение экологического контроля как наблюдения за состоянием окружающей среды и ее изменения под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверку выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, соблюдение законодательства об охране окружающей среды, нормативов ее качества и экологических требований. Нетрудно заметить, что данное определение несколько объемное ряд и включает в себя ряд самостоятельных компонентов - мониторинг, надзор. Нам представляется, что определение, данное в “узком” смысле наиболее верное.
Экологический контроль имеет свои виды и формы.
Согласно действующему законодательству экологический контроль подразделяется:
1) государственный контроль;
2) ведомственный контроль;
3) производственный контроль;
4) общественный контроль.
Государственный контроль является деятельностью специально уполномоченных органов, он независим от каких-либо ведомственных интересов и наделен определенными правомочиями. Осуществление его возлагается на Министерство охраны окружающей среды. В качестве объектов экологического контроля выступают: состояние и степень изменений окружающей среды и ее отдельных объектов под влиянием хозяйственной и иной деятельности; соблюдение экологического законодательства; деятельность юридических и физических лиц по выполнению природоохранных мероприятий, а также предписаний государственной экологической экспертизы; выполнение экологических требований по охране окружающей среды, условий, предусмотренных в договорах (контрактах), лицензиях на специальное природопользование.
“В зависимости от объектов различают формы экологического контроля: интегрированный, охватывающий всю окружающую среду; комплексный, связанный с охраной группы объектов и комплексов; дифференцированный, направленный на охрану отдельных объектов природы.
Различаются также информационной, предупредительной, текущей, карательной формы экологического контроля, закрепленные в законодательстве. Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи ее соответствующим органам государства с целью принятия предупредительных либо карательных мер.
При осуществлении предупредительного и текущего контроля принимаются необходимые меры по предотвращению возможных вредных последствий, которые могут возникнуть вследствие нарушений экологического законодательства, невыполнения природоохранных мероприятий.
Применение мер государственного принуждения к лицам, виновным в причинении вреда окружающей среды, нарушениях экологического законодательства составляют содержание карательной формы контроля или самостоятельной организационно-правовой формы экологического контроля.[6]
Все названные формы контроля тесно связанны между собой, взаимодополняют друг друга. В отличие от информационного и текущего контроля, карательная форма контроля осуществляется только специально уполномоченными государственными органами.
Существенным элементом в характеристике экологического контроля являются его методы.
Понятие методов экологического контроля соответствует принятому в юридической литературе определению способов воздействия на участников общественных отношений. С помощью методов осуществляется реализация на практике деятельность соответствующих контролирующих инспекций. К методам экологического контроля следует отнести:
- наблюдение за качественным состоянием окружающей среды и отдельных объектов природы;
- проверка исполнения предписаний экологических и санитарных органов;
- проверка соблюдения норм и требований экологического законодательства;
- ограничение, приостановление, прекращение экологически вредных производств;
- привлечение виновных лиц к ответственности.
Осуществление ведомственного и производственного экологического контроля является существенным условием в обеспечении охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов и, несомненно, этот вопрос является предметом отдельного изучения. Нынешние министерства, акционерные общества, предприятия частной формы собственности обязаны осуществлять контроль за использованием природных ресурсов в пределах своих полномочий. Круг форм и методов ведомственного и производственного экологического контроля значительно “уже”, чем государственный надведомственный контроль. Задачи и цели осуществления ведомственного и производственного экологического контроля также определяются государством. Именно специально уполномоченный государственный орган должен определить по каким параметрам, какими способами и методами будет осуществляться ведомственный и производственный экологический контроль, какой должна быть форма отчетности ведомственных и производственных служб.
Отличительным признаком ведомственного контроля является то, что сфера его действия распространяется только на подведомственные объекты, указания обязательны для исполнения должностными лицами и работниками уполномоченных объектов.
Производственный экологический контроль ставит своей задачей обеспечение выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды в пределах отдельного производства или предприятия. Данный вид контроля производится в случаях, если деятельность предприятия оказывает вредное воздействие на окружающую среду и ее отдельные компоненты.
Правовой основой производственного экологического контроля являются Закон РК “Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 года (ст. 78), а также специальные правовые акты, определяющие права и обязанности хозяйствующих субъектов. К ним следует отнести Указы Президента РК “О государственном предприятии” от 19 июня 1995 года, “О производственном кооперативе” от 5 октября 1995 года, “О хозяйственных товариществах” от 2 мая 1995 года. В них предусматривается общее положение - основные цели и задачи, права и обязанности предприятия определяются в их уставах, следовательно, полномочия, задачи органов производственного контроля определяются уставом предприятия.
Общественный контроль завершает систему видов экологического контроля. В отличие от государственного, он не имеет обязательной силы, его заключения носят рекомендательный характер, но государственные органы обязаны реагировать на деятельность общественных экологических организаций.
Правовой основой осуществления является ст. 38 Конституции РК ст. 79 Закона РК “Об охране окружающей среды”, а также нормы Закона РК “Об общественных объединениях”, уставы, положения данных организаций.
Общественный контроль представляет собой одну из форм участия общественности в деле охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Его цель - оказать содействие государственным органом мероприятий в проведении по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в выявлении, предупреждении и установлении вредных воздействий на окружающую среду и ее отдельные объекты.
Правовой статус государственного экологического инспектора закреплен в ст.77 Закона “Об охране окружающей среды”. Согласно ему они имеют право:
· беспрепятственно посещать организации и другие объекты;
· запрашивать необходимые материалы;
· проверять выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
· вносить предложение о проведении государственной экологической экспертизы;
· выносить предписания об ограничении и приостановлении работы предприятий, сооружений, осуществляющих деятельность с нарушением экологических требований;
· выносить предписания о запрещении ввоза на территорию Казахстана, а также транзита экологически опасных грузов, отходов и сырьевых ресурсов;
· рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и направлять материалы в правоохранительные органы;
· определять размеры ущерба, нанесенного окружающей среде.
Деятельность общественного экологического инспектора в действующем законодательстве не урегулирована.
Невыполнение предписаний государственного экологического инспектора влечет применению мер юридической ответственности.