Немного классической теории
Основные теоретические подходы к решению подобных конфликтных ситуаций следующие (табл. 16.10):
· При оценке проекта надо прежде всего отталкиваться от соблюдения критерия Парето-эффективности. Согласно этому критерию, только то решение является оправданным, при котором ни одна из групп, интересы которой данным решением затрагиваются, не ухудшает своего положения при одновременном улучшении положения кого-либо из участников данного процесса. Однако на практике такая ситуация мало достижима, поскольку любое сколько-нибудь значимое решение (а строительство скоростной железной дороги относится к их числу), принимаемое в пользу интересов одних лиц, неминуемо затрагивает интересы других.
· В подобных ситуациях возможно применение критерия Калдора-Хикса, который несколько ослабляет жесткость требований Парето-оптимума. В соответствии с этим критерием управленческое решение должно анализироваться с позиции его воздействия на благосостояние. Решение (в нашем случае – согласие на строительство дороги) оценивается как приводящее к увеличению благосостояния и потому желательное, если лицам, несущим убытки вследствие намечаемой деятельности, потери полностью компенсируются теми, кто в выигрыше. И при этом потенциально выигрывающие лица (по меньшей мере один из субъектов) и после производимой ими компенсации все еще увеличивают свое благосостояние.
· Критерий Калдора-Хикса тесно связан с подходом Р. Коуза. В основе подхода Р. Коуза лежит компенсация негативных экстерналий (внешних эффектов), вызываемых ущербом от нарушения окружающей среды, на основе прямых частных переговоров между виновником загрязнения среды и жертвой / жертвами загрязнения. Условием проводимых таким образом рыночных переговоров служит четкая определенность имущественных прав на природный объект. Результатом переговоров является согласование позиций и нахождение устраивающего обе стороны компенсационного режима, который одновременно отвечает и интересам общества в целом, позволяя обеспечить достижение общественно оптимального качества природной среды Получаемый при этом результат не зависит как от распределения имущественных прав на природный ресурс, так и от того, кто является виновником возникновения экстерналий и кто оказывается в положении их жертвы.
Есть пример положительно разрешенный при возведении гаража внутри обжитого микрорайона, против чего активно выступило местное население. Согласовать позиции и снять напряжение, грозящее вообще остановить стройку, удалось только в результате активного диалога с жителями микрорайона. С его представителями были проведены своеобразные прямые рыночные переговоры (прямо как рекомендует Р. Коуз) и предложены различные варианты компенсации. Речь, шла, в частности, о возможности проведения одновременно со строительством ремонта подъездных путей. Обсуждались и предложения по внесению существенных изменений в проект. В их числе были следующие: либо превращение гаража в полуподземный с озеленением внутридворовой детской площадки, либо предоставление возможности населению микрорайона пользоваться гаражом по льготным тарифам. Взаимоприемлемый вариант был найден и согласован. И хотя в результате стоимость строительства была довольно существенно увеличена, на это пришлось пойти. Прибыль, хотя и резко уменьшенную, инвесторы все же получили.
Таблица 16.10. Система режимов компенсации по Шельске / Сайдль
Отрицательные экстерналии | Положительные экстерналии | ||||||
Загрязнитель – жертва загрязнения | Загрязнитель компенсирует ущерб? | Выгодополучатель компенсирует выгодопроизводителю? | |||||
Да, право собственности определено (Коуз) | Нет, экстерналии не персонифицированы (Пигу) | Да / нет по праву ответственности через суд | Да, право собственности определено (Коуз) | Нет, экстерналии не персонифицированы (Пигу) | Нет, отсутствует право на компенсацию | ||
Загрязнитель – вмешивающееся государство | Государство компенсирует? | Государство компенсирует? | |||||
Да | нет | да | нет | ||||
Таким образом можно удовлетворить интересы всех заинтересованных сторон: реализовать инвестиционный проект, улучшить транспортную обеспеченность между двумя столицами, сохранить природу, одновременно укрепив местные бюджеты и улучшив транспортную доступность района, получить дополнительные средства в развитие других заповедников.
Кроме того, существует и еще один, «классический», вариант компенсации на основе налогов А. Пигу. В нашем случае негативные экологические экстерналии, связанные с прокладкой и строительством железной дороги, могут быть компенсированы, например, путем включения в цены билетов дополнительных экологических налогов, компенсирующих соответствующий ущерб.
Не менее важна в данном случае эколого-экономическая грамотность предпринимателей, депутатов, поддерживающих «зеленое» движение и отсутствие законов об ответственности предприятий-загрязнителей за экологический ущерб. Внедрение в жизнь обязательного страхования предприятий и экологическая ответственность их поможет решить проблемы сохранения биоразнообразия окружающей среды.