И занятости населения до 2004 года
В основу прогнозных оценок социально-экономического развития Российской Федерации до 2004 года положены основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2004 года (письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2001 г. № ИМ-511/09), проект Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Прогноз составлен с учетом анализа тенденций развития и новых возможностей, сложившихся в послекризисный период, итогов работы за 2000 год и первые месяцы 2001 года.
Исходя из анализа факторов и проблем экономического развития в посткризисный период, включая 2000 год, и с учетом необходимости достижения целей, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочный период в качестве главной цели политики Правительства Российской Федерации в социальной сфере ставится последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, реализация задач по снижению масштабов бедности и сокращению дифференциации доходов населения.
В существующих экономических условиях Правительство Российской Федерации[2] считает безусловным приоритетом в области социальной политики инвестиции в человека.
В среднесрочный период социальная политика станет неотъемлемым элементом системы мер, направленных на стимулирование экономического роста, и будет способствовать формированию благоприятной социальной среды для экономического развития страны и защиты населения от социально-экономических рисков.
Предстоит предпринять конкретные действия по устранению серьезных социальных ограничений экономического развития страны, главными из которых являются:
1) высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения;
2) неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низким уровнем рождаемости, высокой младенческой смертностью, низким уровнем ожидаемой средней продолжительности жизни, демографическим старением, а также сокращением численности населения вследствие естественной убыли;
3) широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей, приведшее к чрезмерно высокому уровню патернализма со стороны государства и распространению иждивенческих настроений среди населения;
4) существенное недофинансирование организаций социально-культурной сферы.
Таблица 1
Показатели | 1999 г. отчет | 2000 г. отчет | 2001 г. оценка | 2002 г. прогноз | 2003 г. прогноз | 2004 г. прогноз | ||||
1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | |||
Валовой внутренний продукт (прирост в % к предыдущему году) | 5,4 | 8,3 | 4,0 | 4,0 | 3,5 | 4,3 | 2,6 | 4,0 | 4,0 | 4,7 |
Фонд заработой платы, млрд руб. в % к предыдущему году | 934,7 143,8 | 146,0 | 127,5 | 127,5 | 121,3 | 124,1 | 119,4 | 119,9 | 117,1 | 117,8 |
Доля фонда заработной платы к ВВП, в% | 19,7 | 19,3 | 20,2 | 20,2 | 20,8 | 21,0 | 21,5 | 21,6 | 21,9 | 22,1 |
Номинальная заработная плата, руб. в % к предыдущему году | 144,9 | 148,3 | 128,2 | 128,2 | 120,9 | 123,7 | 119,1 | 119,6 | 116,5 | 117,3 |
Реальная заработная плата, в % к предыдущему году | 78,0 | 122,8 | 106,7 | 106,7 | 107,0 | 110,0 | 106,3 | 107,7 | 105,9 | 107,6 |
Доля денежных доходов в ВВП, в % | 59,1 | 53,0 | 55,8 | 55,8 | 56,3 | 56,3 | 56,8 | 56,7 | 57,7 | 57,5 |
Индекс потребительских цен (в среднем за год, в % к предыдущему году) | 185,7 | 120,8 | 119,5-120,7 | 119,5-120,7 | 112-114 | 112-113 | 111-113 | 110-112 | 109-111 | 108-110 |
Продукция промышленности (прирост в % к предыдущему году) | 8,1 | 9,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,5 | 3,2 | 4,2 | 4,0 | 4,7 |
В целях устранения данных социальных ограничений Правительство Российской Федерации направит основные усилия на решение следующих социальных проблем:
• обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышение доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшение пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы, усиление адресности социальной поддержки населения, перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам;
• значительное сокращение социальной бедности и ликвидация экономической бедности по мере роста денежных доходов населения, в первую очередь минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности и наступления бедности;
• осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке;
• усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, риске потери работы;
• создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
• создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов;
• обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское, социальное обслуживание и общее образование. В этих целях предусматривается опережающий рост ассигнований на цели образования, здравоохранения и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов;
• улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости.
Приоритетным направлением в деятельности Правительства Российской Федерации в сфере трудовых отношений будет поэтапное приведение трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики.
Принятие Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в его развитие станут основой обеспечения гармонизации интересов работников, работодателей и государства, повышения гибкости трудовых отношений. При этом особое внимание будет уделено усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника.
Государственные меры по повышению эффективности защиты трудовых прав граждан будут осуществляться в следующих основных направлениях:
• совершенствовании досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав;
• введении новых законодательных норм, расширяющих возможности граждан в защите трудовых прав;
• поддержке общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан;
• информационно-методической поддержке гражданской самозащиты в сфере труда и занятости;
• оказании государственной поддержки развитию системы негосударственной защиты трудовых прав.
В среднесрочный период получит дальнейшее развитие система социального партнерства, прежде всего на уровне организаций, с тем чтобы способствовать повышению роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.
Особое место в области трудовых отношений принадлежит вопросам оплаты труда. Предстоит обеспечить функционирование механизма регулирования заработной платы, основанного на взаимодействии системы социального партнерства и государственного управления.
В среднесрочном периоде важнейшими задачами должны стать:
1) максимальное поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения;
2) опережающий рост заработной платы и других видов доходов по сравнению с ростом потребительских цен;
3) формирование принципов и организационных основ системы тарифного регулирования, учитывающего различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающей гарантии оплаты труда и обоснованные соотношения между ставками (окладами) профессионально-квалификационных групп работников для использования в системе социального партнерства;
4) обеспечение ускоренного повышения заработной платы работников бюджетной сферы, которая позволила бы преодолеть отставание уровня тарифных ставок на средних разрядах Единой тарифной сетки от прожиточного минимума;
5) совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы на основе уточнения статуса Единой тарифной сетки, имея в виду расширение прав субъектов Российской Федерации в оплате труда работников бюджетной сферы;
6) разработка и осуществление комплекса мер по восстановлению стимулирующей роли заработной платы, повышению ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения;
7) создание экономических, организационных и законодательных условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы и погашение ранее накопленной задолженности в организациях всех форм собственности;
8) введение нового порядка установления и применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В предстоящий период предполагается усилить внимание к проблемам улучшения организации и повышения производительности труда, поскольку от них зависит не только ускорение социально-экономического развития, но и безынфляционный рост заработной платы.
К числу приоритетов государственной социальной политики будут отнесены также вопросы улучшения условий и охраны труда на основе реализации мероприятий федеральной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда на 2002 — 2004 годы».
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь будет учитываться прогнозируемый существенный рост в 2002— 2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте.
Главной задачей среднесрочного периода является недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Основными направлениями государственной политики на рынке труда в среднесрочной перспективе будут следующие:
• усиление приоритетов активной политики на рынке труда, расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости;
• осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
• изменение условий и порядка выплаты пособий по безработице и достижение более тесной увязки выплаты пособий по безработице с результатами профилирования безработных;
• дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;
• улучшение информационного обеспечения граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
• оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите на основе профилирования и развития эффективных технологий работы с данной категорией граждан;
• проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования;
• совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности регионов в воссоздании социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;
• повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения;
• координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда;
• содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения профессионального образования до начала трудовой деятельности.
Сокращение объемов финансирования федеральной целевой программы «Содействие занятости населения Российской Федерации» в прогнозируемом периоде не позволит решить поставленную задачу.
Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на среднесрочный период являются:
1) смягчение негативных последствий бедности и снижение социального неравенства, предотвращение социального иждивенчества;
2) повышение эффективности системы выплат социальных пособий и предоставления других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресной направленности;
3) расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной защиты будут направлены на достижение следующих задач:
• обеспечение максимально эффективной помощи социально уязвимым семьям, не обладающим возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;
• повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;
• четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;
• развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.
В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.
Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации.