Экологическое равновесие

- количественное и качественное соотношение естественных и измененных человеком экологических компонентов и природных процессов, приводящее к длительному существованию экосистемы данного вида или ее эволюцию в ходе сукцессии. Следует помнить об условности использования термина "равновесие" в данном случае, поскольку и экосистемы и биосфера в целом не являются равновесными системами в физическом смысле.

Экологическая химия

– раздел науки, изучающий химические основы экологических явлений и проблем.

Экологическая экспертиза (прогнозирование)

– научное предвидение вероятного состояния экосистем или биомов, а также окружающей среды, определяемое естественными процессами и воздействием на них человека; как правило, содержит цепочки последовательных событий, вытекающих одно из другого. Раздел экологического прогнозирования или экологической экспертизы содержится в каждом технико-экономическом обосновании любого хозяйственного проекта.

Экологическая этика

– поднимает вопрос об ответственности людей за состояние природы, имея задачей ослабление давления на нее технической цивилизации.

Экологический паспорт

– нормативно-технический документ, отражающий уровень использования предприятием природных ресурсов и его воздействия на окружающую среду.

Экологический фактор

1) – любое условие среды, на которое живое реагирует приспособительными реакциями (за пределами приспособительных способностей лежат летальные факторы). Экологические факторы принято делить на ряд групп: по времени, периодичности, очередности возникновения, происхождения, характеру и т.д.;
2) – экологический фактор в узком смысле слова как биоэкологический.

Экологическое воспитание (населения)

– воздействие на сознание в процессе начального формирования (социализации) личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции бережного отношения к совокупности природных и социальных благ. Достигается с помощью природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, как социализацию личности, школьное просвещение, среднее и высшее специальное образование и пропаганду экологическую и природоохранную.

Экологическое мировоззрение

– глубокое осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни. Составляющая экологической культуры.

Экологическое мышление

– диалектико-материалистическое рассмотрение явлений с учетом форм воздействия человечества на природу и обратного влияния природы (в том числе и в первую очередь уже измененной человеком) на людей и их хозяйство.

Экологическое образование

– под экологическим образованием понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Непрерывное экологическое образование – обогащение человеком экологической культурой на протяжении всей жизни.

Экология

(от гр. ойкос – дом, жилище, местопребывание + логос – наука)
Эрнст Геккель в 1866 году дал следующее определение экологии: "Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми они прямо или косвенно вступают в контакт. Одним словом, экология – это изучение сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал условиями, порождающими борьбу за существование".

В Советском энциклопедическом словаре (1990г.) экология определяется как "... наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом."

– синтетическая биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем разных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы.

Специфика современной экологии (мегаэкологии) в том, что она из строго биологической науки превратилась в значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии физики, социологии, теории культуры, экономики. В единой науке образовался новый угол зрения, новый ее предмет – рассмотрение значимой для центрального члена анализа (субъекта, живого макро- и микрообъекта, объекта с участием живого или важного для живого, в том числе человека) и отчасти социальных (для человека) явлений и предметов с точки зрения интересов этого центрального субъекта или живого объекта (а также систем с их участием).

– это наука о воспроизводстве жизни (биологической и социальной) и гео-, био-, социальных факторах этого воспроизводства.

Наши рекомендации