В целом работа выполнена __

ЗАДАНИЕ 1.

1.Прочитать приведенный ниже готовый реферат.

2.Проанализировать недостатки, соответственно всем требованиям к реферату, изложенным в учебнике Р.А. Сабитова. Основы научных исследований.

Южно-Уральский Государственный Университет

Институт открытого и дистанционного образования

Кафедра «Управления и права»

Реферат по философии

На тему:

Философия здоровья

Выполнил:

Ганджа Д.С. , Группа ИОДО-191

Проверил:

Реферат зачтен с о. 10 б.

Замечания:

Не выдержана требуемая структура_______________________

Во введении отсутствует _

Реферат требует ________

4. Использованная литература по существующим требованиям _________________________

В целом работа выполнена ________________________________

Челябинск

Содержание

Введение 3

Глава 1. Экологическая угроза 4

Глава 2. Наука о здоровье человека 7

Заключение 11

Список используемой литературы 12

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе одной из глобальных проблем является резкое нарастание противоречий между обществом и природой планеты, ускоряющееся приближение глобального экологического кризиса. Это проявляется в целом ряде разрастающихся региональных очагов экологических проблем и кризисов, которые, соединяясь друг с другом, занимая все большие территории, в итоге приобретают континентальные, межконтинентальные и глобальные масштабы. Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых успешных и актуальных. Она относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято назвать глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обуславливает необходимость теоритического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья требует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, могут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, предусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других. Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании ряд причин. В течение всей жизни мы приобретаем много различных навыков, например, учимся водить машину, шить, вязать и т.д. Эти навыки считаются очень важными, но ни один из них не позволит нам прожить дольше. И когда человек теряет свое здоровье, то все остальные навыки обесцениваются. Разочарование состоит в том, что именно к здоровью мы относимся, как к чему-то должному, наивно думая, что оно дано навечно и обладает неисчерпаемым запасом. Это колоссальная ошибка, поскольку то, что мы делаем в нашей жизни, - это целый ряд неправильно совершаемых действий. Я сам неизбежно стремлюсь к среднему возрасту, постепенно понимая почему же «взрослые» так настойчиво говорят: «Главное здоровье!!». Но все ли зависит от нас?




Глава 1. ЭКОЛ_ГИЧЕСКАЯ УГРОЗА

Главной причиной экологических противоречий и приближающейся экологической катастрофы является почти неуправляемая технико-технологическая и научно-техническая революция ХХ века с преимущественной ориентацией населения на высокий уровень материального потребления, на всестороннее удовлетворение неуклонно возрастающих материальных потребностей. Такая ориентация в удовлетворении потребностей людей возведена в ранг социально-экономической политики большинства высокоразвитых государств. Поэтому не удивительно, что именно в экономически развитых западных странах впервые наиболее остро выявились негативные последствия разрушительно-экологической деятельности людей по отношению к природе. Первыми забили тревогу по поводу неизбежности экологической катастрофы и глобального экологического кризиса прогрессивно мыслящие ученые и общественные деятели Запада, объединившиеся в 1969 году по предложению А. Печчеи под эгидой Римского клуба.

Почти три десятилетия, прошедшие с того времени, были отмечены активной деятельностью прогрессивно мыслящей западной интеллигенции и все более широких слоев населения по пропаганде экологических знаний, по борьбе с надвигающимся экологическим кризисом, по охране окружающей природной среды и здоровья человека. Это принесло ощутимые положительные результаты. В большинстве стран был принят целый ряд юридических документов государственных масштабов по экологическому контролю за деятельностью промышленных и других предприятий, по охране окружающей среды и здоровья человека. Среди широких слоев населения распространяется понимание катастрофических последствий экологической угрозы и необходимости ее предотвращения, осознанное представление о необходимости охраны окружающей природы как живого источника собственного существования, а также о необходимости беречь и восстанавливать свое здоровье. Таким образом, сформировался культ здоровья и здорового образа жизни как поощряемого и престижного способа существования.

В отличие от Запада в России изменения социальных процессов, связанные с экологической проблематикой, значительно запоздали. С одной стороны, это обусловлено тем, что научно-технический прогресс у нас в целом шел более медленными темпами, а потому и негативные его последствия, экологические проблемы стали появляться позднее. С другой стороны, сказались территориальные особенности нашего государства. Объективно, огромные просторы России и богатства ее природных ресурсов длительное время могли нивелировать катастрофический характер социально-экологических воздействий на природу и человека. Субъективно же это выразилось в том, что не только у широких слоев населения, но и у части специалистов, теоретиков и практиков, укоренилось ложное представление о том, что богатства России неисчерпаемы, природа бескрайняя, человек в целом здоров (недаром традиционными стали пожелания кавказского долголетия и сибирского здоровья). Это неверное и благодушное отношение к надвигающимся кризисным явлениям также сыграло отрицательную роль.

В результате примерно в 80-е годы в разных регионах нашего государства экологические проблемы, которым не было уделено должного внимания, стали катастрофически нарастать. Кроме того, положение усугубили кризисные социальные перестроечные процессы 80-90-х годов, связанные с резким падением уровня жизни, социальной защищенности, с ухудшением духовно-нравственного состояния и потерей идеалов у широких слоев населения. Это привело к тому, что экологическая обстановка резко ухудшилась и стала критической, а меры по ее оздоровлению значительно запоздали 2. Некоторое же ослабление экологических проблем в ряде промышленных регионов в последние годы обусловлено не их целенаправленным разрешением, а резким падением отечественного производства, например, частичной или полной остановкой ряда предприятий, и в связи с этим - уменьшением вредных выбросов в окружающую среду.

Негативное влияние объективных и субъективных факторов в ряде регионов России, в том числе в Западной Сибири и на Алтае, подорвало основы существования природных биоценозов или целых ландшафтов, а также основы здорового существования населения этих областей. Резко ухудшилась не только экологическая, но и социально-демографическая ситуация. Катастрофически снизилась рождаемость, предельно возросла заболеваемость и смертность населения, вновь начали вспыхивать очаги эпидемий, которые были крайне редкими или с которыми, казалось бы, уже давно покончено (туберкулез, сифилис, скарлатина, холера). Неуправляемыми становятся новые страшные эпидемии, такие как СПИД. Впервые в истории России наркомания приобрела характер широкомасштабной наркоэпидемии. Все это, вместе с резким ухудшением жизни большинства россиян, создало прямую угрозу генофонду нации, а, следовательно, и угрозу существованию российской цивилизации и государственности.

Однако, несмотря на целый комплекс разрушительных последствий, экологическая политика государства проводится крайне вяло, а о реальном оздоровлении населения сегодня вообще не приходится говорить. Культ здоровья и здорового образа жизни является жизненно важным делом лишь для очень небольшого количества людей, в основном энтузиастов. Он не стал предметом пристального внимания и соблюдения большинством населения государства. Хотя вспомним, что в западных странах культ здоровья становится важнейшей составляющей жизнедеятельности, пропагандируется и поддерживается государством.

Очаги формирования экологических проблем, бедствий и катастроф, экологическая обстановка в целом по России, весьма неоднородны. В Сибири экологическая обстановка весьма неблагоприятная и продолжает ухудшаться. На Алтае также проявляется целый комплекс экологических проблем как локального, так и глобального характера. На здоровье жителей края до сих пор оказывает негативное влияние длительная деятельность Семипалатинского полигона по испытанию ядерных устройств, на предгорные районы сбрасываются ступени запускаемых с Байконура космических ракет, продолжается разрушение экосистем и сокращается биологическое разнообразие.

Следует констатировать, что в мире между обществом и природой противоречия достигли критического состояния, начались глобальные катастрофические изменения в природе и здоровье людей. При этом на отдельных территориях экологические проблемы приобретают особо опасный характер в связи с явным ускорением всех разрушительных процессов. Сюда сегодня следует отнести и Россию. Анализ реальной обстановки, сложившейся в нашем государстве, показывает, что следует незамедлительно принимать самые широкие и экстренные меры по экологическому оздоровлению природной и социальной среды, населения страны. При этом решение проблем возможно по двум важнейшим путям. Один из них - технико-технологический, а другой - педагогический и социально-профилактический. Первый, технико-технологический путь, совершенно необходим, но требует больших материальных затрат и капиталовложений, поэтому сталкивается с наибольшим числом трудностей экономического характера. Второй же путь связан прежде всего с перестройкой сознания людей. Он требует значительно меньшего количества материальных затрат, но возымеет предельно высокую эффективность, поскольку все преобразования в обществе совершаются людьми, а от их убеждений и качества сознания зависит сам характер их деятельности.

Глава 2. НАУКА О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Остановимся теперь на втором пути преобразований, на педагогической деятельности и, конкретно, на вузовском образовании. В нем также можно выделить два основных направления и поля деятельности: 1) экологическое; 2) валеологическое. Первое из них, экологическое, в настоящее время наиболее широко обсуждается в научной, научно-педагогической и учебно-методической литературе . Авторами данной статьи также опубликован ряд материалов по проблемам экологического воспитания, экологического образования, экологии сознания не только в узко-прикладном и учебно-методическом аспекте, но и с широких общеобразовательных и социально-философских позиций, в плане формирования экологических аспектов научной картины мира, соответствующих разделов философии педагогики и образования.

Учитывая особенности развития общества, науки и практики на рубеже XX-XXI веков в организации педагогического вузовского процесса, следует отметить следующее. От современного специалиста высшей квалификации требуется наличие ряда новых качеств в его научной, педагогической и производственной деятельности, связанных с приобретением широких, системных, комплексных знаний и с умением применять эти знания в своей специальности и в организации разнообразных социальных отношений. Формирование такой интеллектуальной базы специалиста высшей школы может происходить, с одной стороны, за счет преподавания обобщающих курсов по конкретной избранной специальности, а с другой - за счет изучения философии.

Рассматривая вторую сторону вопроса, следует отметить, что само философское знание, как в целом современное познание и знание, претерпевает закономерную дифференциацию. В философии как всеобщем знании о Мире - о природе, обществе и человеке, выделяются, соответственно, три больших раздела - философия природы и естествознания, социальная философия и философия человека (философская антропология). А при взаимодействии с общенаучным знанием формируется такой системно-философский блок, как оптимология, в котором рассматриваются самые общие закономерности оптимального состояния и существования разнообразных природных и социальных систем. Такое взаимодействие философского и общенаучного знания имеет важнейшее практическое значение для разработки общих основ наиболее оптимального и гармоничного существования разнообразных конкретных природных и социальных систем и их бесконфликтного сосуществования. Это, в том числе, необходимо для разрешения многих социальных и экологических проблем, имеет также особое значение для системно-философского раскрытия валеологических проблем.

Выше было показано, что в настоящее время важнейшей практической задачей является проблема сохранения и улучшения здоровья человека, здоровья нации, региона, государства и в целом - проблема здоровья человечества. И несмотря на явную недооценку необходимости разрешения проблемы в масштабах всего российского государства, все же, благодаря совместным усилиям коллективов специалистов из разных областей и наиболее активной части общественности, практика формирования здорового образа жизни, ряд общественных, научных, педагогических, профилактических мероприятий в этой области все же начинают осуществляться. Поэтому совершенно резонно все более широкое распространение получает валеология как наука и учебная дисциплина о здоровье человека. В вузах открываются валеологические специальности и факультеты. Сама валеология претерпевает закономерную дифференциацию, например, на педагогическую и медицинскую.

Но более пристальное рассмотрение предмета здоровья показывает, что к нему необходим и другой, более общий подход, с позиций философского и общенаучного знания, который бы составил второй полюс валеологического образования, а в совокупности с конкретными валеологическими знаниями и дисциплинами обеспечил бы соответствующую всестороннюю подготовку специалиста. Эта философско-образовательная часть проблемы здоровья стала бы необходимой составляющей современной философии образования. Обозначим отмеченный философско-общенаучный и философско-педагогический валеологический блок как философия здоровья. Как нам кажется, данное понятие в целом отражает предельно общее содержание и сущность предмета. Кроме того, в литературе уже имеются соответствующие публикации. Нами разработана авторская программа учебного вузовского курса "Философия здоровья", в котором используются данные литературы, но имеется и специфика рассмотрения, которая в основном сводится к следующему.

1. Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы (окружающей природной среды), здоровья общества и здоровья человека. Считаем, что такой подход совершенно необходим, поскольку, с одной стороны, как бы ни сохранял и улучшал свое здоровье отдельный человек, он не сможет добиться желаемых устойчивых и долговременных результатов, если будет жить в больном обществе, пронизанном социальными противоречиями экономического, политического, духовного плана и пр. Это объясняется тем, что отдельный человек есть элемент и субъект социальной системы - общества (государства, социального слоя и т.п.). Поэтому здоровье или нездоровье всей социальной системы, общества обязательно отражается и на элементах данной системы - на людях. С другой стороны, материнской средой существования и человека, и общества в целом является природа. Следовательно, человек и общество могут быть здоровы лишь в том случае, если не нарушена и не разрушена материнская природная среда их существования, соответствующие биогеоценозы, природные ландшафты планеты. Таким образом, полагаем, что рассмотрение здоровья природы совершенно необходимо для комплексного понимания проблемы здоровья и для практического оздоровления населения. Тогда выделяем три основные блока философии здоровья: философию человека, или гомовалеологию, философию общества, или социовалеологию, и философию природы планеты, или геовалеологию.

2. Рассмотрение трех указанных блоков философии здоровья осуществляем на базе системно-философского подхода. Системно-философское рассмотрение предмета предполагает его всестороннее, комплексное изучение как целостной системы, выявление соответствующей структуры и функций ее частей, изменения структурно-функциональной организации в онтогенезе, учета данных истории, филогенеза системы, а также раскрытия главных взаимодействий системы с окружающей средой. Чтобы акцентировать внимание именно на целостном, комплексном подходе к изучению проблемы, в отличие от ряда других возможных подходов (например, по отдельности - структурно-функционального, эволюционного и т.п.), обозначим системно-философский подход понятием "системный". Тогда в философию здоровья войдут следующие блоки: системная гомовалеология, системная социовалеология и системная геовалеология.

3. Во всех блоках философии здоровья будем учитывать реальную сложность обменных процессов системы с окружающей средой, а также внутри системы, которая проявляется в наличии материального обмена не только веществами, но и энергиями. Так, применительно к человеку это означает необходимость рассмотрения в системной гомовалеологии не только вещественного (питание, дыхание и т.д.), но и особого энергетического обмена с окружающей средой посредством нервно-локомоторного комплекса. В последнем рецепторы нервной системы, чувствительные нервы, головной и спинной мозг, двигательные нервы, мышцы и скелет составляют единую цепь внутренних обменных процессов, у человека связаны с развитием сознания, духовной энергии и всевозможной практической деятельности. Слаженное гармоничное функционирование энергообмена у человека формирует его духовное здоровье, здоровую двигательную активность и трудовую деятельность. Таким образом, системная гомовалеология в качестве фундамента предполагает системное единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. А применительно к здоровью общества комплексное рассмотрение обменных процессов предполагает соответствующее рассмотрение не только материально-экономических, но и духовных сфер его жизнедеятельности.

Полагаем, что знания по философии здоровья необходимы каждому специалисту высшей школы для овладения искусством самоуправления собственным здоровьем и для наиболее успешной реализации своего личностного потенциала в трудовых и социальных отношениях.

Преподавание философии здоровья имеетособое значение в педагогическом вузе. Это связано с тем, что учитель в своей педагогической деятельности должен использовать полученные знания для образования и воспитания учащихся в урочное и внеурочное время. Необходимо, чтобы педагог прививал учащимся формы оздоровления и самосовершенствования, опираясь на личный опыт, показывал пример образца здорового образа жизни. К сожалению, часто учитель не владеет широкой теорией и практикой организации здорового образа жизни и в этом плане служит отрицательным примером для учащихся.

Еще более актуально встает данная проблема на педагогических факультетах вузов, где идет подготовка кадров для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Во-первых, в указанном возрасте закладывается фундамент здоровья человека на всю жизнь, и совершенно необходима валеологическая организация поведения ребенка. Во-вторых, у детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее всего проявляется эффект подражания поведению воспитателя и учителя. Поэтому в основном воспитательное воздействие оказывает внутренне осознанное и естественное валеологическое (с постоянным применением основных форм здорового образа жизни) поведение педагога.

Следует отметить особую необходимость изучения предмета философии здоровья для валеологических специальностей вузов, как с педагогическим, так и с медицинским уклоном. Как и любая растущая и развивающаяся область научного знания, валеология претерпевает закономерную и все большую дифференциацию на ряд конкретных областей знания и частных дисциплин. А по мере такой дифференциации все более возрастает необходимость интеграции и синтеза лавинообразно нарастающего конкретного материала. Кроме того, появляются публикации и рекомендации сомнительного качества, предлагаемые людьми, далекими от научного комплексного изучения проблем и не обладающими достаточным практическим опытом. Все это приводит к необходимости осмысления проблемы в целом, с системно-философских позиций, в области философии здоровья в соответствующем учебном курсе. Считаем, что философия здоровья должна преподаваться наряду с увеличивающимся количеством конкретных валеологических дисциплин..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время важнейшей практической задачей является проблема сохранения и улучшения здоровья человека, здоровья нации, региона, государства и в целом - проблема здоровья человечества. И несмотря на явную недооценку необходимости разрешения проблемы в масштабах всего российского государства, все же, благодаря совместным усилиям коллективов специалистов из разных областей и наиболее активной части общественности, практика формирования здорового образа жизни, ряд общественных, научных, педагогических, профилактических мероприятий в этой области все же начинают осуществляться.

Для выполнения исторической миссии на Земле и в Космосе, человек должен быть здоровым. Современному человеку в техногенно измененной окружающей среде, насыщенной увеличивающимся множеством небезраличных для организма факторов, физической, химической и биологической природы, огромным объемом психоэмоциональных воздействий сохранить здоровье непросто. Здоровье является фундаментальной основой социальной активности и всех аспектов благополучия человека. Только оно обуславливает гармоничное развитие человека и возможность достижения высокого профессионализма. Философия пытается реализовать целостный подход к проблеме здоровья, которое понимается как главное условие свободной деятельности человека, как путь к его совершенству. Важно подчеркнуть, что здоровье – это не только медико-биологическая и экологическая, но и мировоззренческая проблема. Здоровье должно стать важнейшим мировоззренческим и ценностным ориентиром человека. Одной из главных задач философии здоровья является формирование принципов заботы о самом себе, в этом плане сам человек является «сценаристом» и «режиссером» своей жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брехман И.И. Фиолософско-методологические аспекты проблемы здоровья человека. // Вопр. Философии. 1982. № 2. С.34-62.

2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. -2-е изд., доп., перераб.-М.:Физкультура и спорт, 1990.- С,190 – 203.

3. Булатов В.И. Россия радиоактивная. Новосибирск: ЦЭРИС, 1996. 272 с.

4. Кочуров Б.И. Основные понятия об экологических проблемах и ситуациях // Проблемы региональной экологии. 1995. С. 4-15.

5. Шаталова Г.И. Философия здоровья. М., 1997.

6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. –М.,1990.

7. Столбов В.В. История физической культуры. – М., 1989.

8. Брандт Г.А. Природа женщины.-Екатеринбург, 1999

9. MyUnivercity.ru - мой образовательный портал. http://myunivercity.ru

10. Студенту на заметку - http://student.zoomru.ru

Наши рекомендации