V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику стр.23 № 4, 5
Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
2. Почему одни реки полноводны круглый год, а другие пересыхают? Откуда в реке берется вода? (работа в парах)
3. Работа по карте в группах «Реки России»
Чтобы о водах России знать,
Надо карту уметь читать,
Быть внимательным, уметь наблюдать,
И, конечно, рассуждать.
- рассказы детей
- На территории России протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является воспетая во многих песнях ...(Волга).
Волга
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.
Шумная, бурливая, привольная...
Теплоходы катит по волнам.
По ночам – степенная, спокойная –
Ластится к пологим берегам.
Города и села умываются
Чистою, прохладною водой.
Радугой веселой улыбаются,
Наполняя душу теплотой.
Миллионы лет во благо трудится,
Всем вокруг давая право жить.
И пока Земля – планета крутится,
Будет человечеству служить.
Фронтальная работа с картой
- Давайте найдем с вами крупнейшие реки мира: Нил (6670 км)- Африка, Амазонка - Ю.Америка, Миссисипи - С.Америка, Янцзы - Евразия.
Рассказ учителя.
«Голубыми глазами» земли называют озера – вкрапления в земную твердь скоплений воды, чаще всего пресной, пригодной для питья. Они всегда желанны на суше.
Озеро – природный водоем со стоячей водой. |
– У озер, как и у рек, есть берега. Нет у них только левого и правого берега. Почему?
– Во все озера впадают реки и ручьи. Если из озера вытекает река, то оно называется проточным.
– Если вода из озера не вытекает, то оно называется бессточным. (Слайд 18)
Бассейн – это земная поверхность, с которой по ручьям и рекам собирается вода в озеро. |
В жарком климате озерная вода часто бывает соленой, как в море. Её пить нельзя.
– Жаркое солнце превращает воду в пар. Растворенная в воде соль не испаряется и остается в озере.
Проведем опыт.
– В умеренном климате вода в озерах пресная (несоленая), пригодная для питья, орошения засушливых земель и различных промышленных производств.
– В тех районах, где заводские отходы сливаются в реки и озера, водоемы загрязняются, и питьевой воды становится мало.
– Важно, чтобы в водоемы возвращалась чистая вода. Поэтому для её очистки от отходов строят специальные очистные сооружения.
Работа в группах.
– Найти и показать на карте крупнейшие озера Земли, указанные в рамке (стр. 31).
– Самое большое озеро – Каспийское море – разделяет Европу и Азию. Его называют морем. Вода в нем соленая. Но все-таки это – озеро, так как все моря соединены друг с другом и океанами.
– Самое глубокое озеро – Байкал. Оно расположено в Сибири. Наибольшая глубина – 1637 метров. В нем сосредоточена десятая часть всей пресной воды.
VI. Итог урока.
- Ну вот мы и вернулись домой.. Что вам больше всего запомнилось в путешествии?
- Какие реки вы теперь знаете?
Итак, ребята, сегодня мы знакомились с реками и озёрами, говорили об уникальных озерах, чудо природы во всех отношениях. Они зовут на помощь. Наша обязанность - сохранить их, научиться брать подарки, а не злоупотреблять его щедростью. Природа не мстит человеку, она отбирает свои дары. И если мы будем разумны, она будет открывать нам новые неизведанные горизонты, радовать своей красотой, удивлять совершенством.
Урок мне хотелось бы закончить словами замечательного поэта Марка Сергеева, который писал о Байкале:
Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал. И сам он величав и вечен В гранитной раме вырезной И весь до донышка просвечен, И весь до капельки родной. И Ангары полет строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы - сосны над обрывом, И дикий ветер Баргузин. Все это, без чего не в силах Быть далью даль, и ширью ширь. И ты не мыслима, Россия! И ты не мыслима, Сибирь! |
VI. Домашнее задание: стр. 23 № 9, стр. 24 № 8, приготовить сообщения об озере Байкал, о Каспийском море (по желанию)
Урок по окружающему миру
Тема: Природные зоны холодного пояса
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Цели урока:
Образовательные: Расширить, обобщить и систематизировать представления учащихся о природных зонах холодного пояса, познакомить учащихся с особенностями климата, растительного и животного мира ледяных пустынь и тундры.
Развивающие: Развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, критически относится к информации), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое.
Оборудование: карта «Природные зоны России», текст «Обитатели тундры», учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А. С. Раутиан - М.: Баласс, 2009 г.
- тексты «Зона арктических пустынь», «Тундра»;
- предметные картинки «Животные и растения Тундры»
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.
Проверка домашнего задания.
Фронтальная работа.
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Рассмотрите рисунок и скажите, какие ошибки допустил художник?
- Почему перечисленные вами животные не могут обитать в пустыне? (Выслушиваются ответы учащихся)
- Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит?
- Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их. ( Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария)