Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта
Выполнила студентка ИИДС 312 группы
Харлан Ольга
Цель работы: определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта на заданном участке автомобильной дороги.
Ход работы
Для исследования выбран участок дорожной магистрали с трамвайными путями вблизи студенческого бистро НАУ длиной 1,5 км. Определено число единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 15 минут. Заполняем таблицу:
Тип автотранспорта | Всего за 20 мин | За 1 час, Nj | Общий путь за 1 час, Lj, км |
Легковые автомобили в одну сторону | |||
Легковые автомобили в другую сторону | |||
Автобусы | 7,5 | ||
Маршрутки и газели | |||
Грузовые автомобили |
Условно рассчитываем количество автомашин за час:
Легковые автомобили в одну сторону: Nj = 532·4 = 2128;
Легковые автомобили в другую сторону: Nj = 300·4 = 1200;
Автобусы: Nj = 5·4 = 20;
Маршрутки и газели: Nj = 27·4 = 108.
Грузовые автомобили: Nj = 10 ·4 = 40;
Рассчитываем общий путь автомашин за час Lj, км(1,5 км –длина участка дороги):
Легковые автомобили в одну сторону: Lj = 2128·1,5= 3192 (км);
Легковые автомобили в другую сторону: Lj = 1200·1,5= 1800 (км);
Автобусы: Lj = 5·1,5= 7,5 (км);
Маршрутки и газели: Lj = 108·1,5= 162 (км);
Грузовые автомобили: Lj = 40·1,5= 60 (км);
Рассчитываем количество топлива (Qj, л) разного вида, сжигаемого двигателями автомашин, по формуле:
Qj = Lj·Yj,
где Lj – общий путь, Yj – расход топлива на 1 км, величины которого для каждого вида транспорта указаны в таблице:
Тип автотранспорта | Удельный расход топлива Yj (л на 1 км) | |
дизельное топливо | бензин | |
Легковые автомобили | 0,11 | 0,13 |
Автобусы дизельные | 0,41 | |
Автобусы бензиновые | 0,44 | |
Грузовые автомобили | 0,34 | |
Газель | 0,17 |
При расчёте количества сжигаемого топлива считаем, что ⅔ легковых автомобилей в качестве топлива используют бензин и ⅓ – дизельное топливо.
Расчётные значения расхода топлива заносим в таблицу:
Тип автомобиля | Lj | Qj | |
Бензин | Дизельное топливо | ||
1. Легковые автомобили в одну сторону | 276,64 | 117,04 | |
2. Легковые автомобили в другую сторону | |||
2. Грузовые автомобили | 20,4 | ||
4. Автобусы дизельные | 3,075 | ||
5.Маршрутки и газели | 27,54 | ||
Всего | åQ | 460,18 | 371,625 |
Легковые автомобили в одну сторону (ДТ): Qj = 3192· ⅓ · 0,11 = 117,04 (л)
Легковые автомобили в одну сторону (бензин): Qj = 3192 · ⅔ · 0,13 = 276,64 (л)
Легковые автомобили в другую сторону (ДТ): Qj = 1800· ⅓ · 0,11 = 66 (л)
Легковые автомобили в другую сторону (бензин): Qj = 1800 · ⅔ · 0,13 = 156 (л)
Грузовые автомобили: Qj = 60 · 0,34 = 20,4 (л)
Автобусы: Qj = 7,5 · 0,41 = 3,075 (л)
Маршрутки и газели: Qj = 162 · 0,17 = 27,54 (л)
Рассчитываем объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива (К·Q). Значения эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего, приведены в таблице:
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Дизельное топливо | 0,1 | 0,03 | 0,04 |
Результаты, полученные при расчёте объёмов выброса, заносим в таблицу:
Вид топлива | åQ, л | Количество вредных веществ, л | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | ||
Бензин | 155,22 | 276,11 | 46,02 | 18,41 |
Дизельное топливо | 165,11 | 37,16 | 11,15 | 14,87 |
Всего | (V), л | 313,27 | 57,17 | 33,28 |
Угарный газ (СО):
а) при сгорании бензина: 460,18 · 0,6 = 276,11
б) при сгорании дизельного топлива: 371,625· 0,1= 37,16
Углеводороды (С6Н6):
а) при сгорании бензина: 460,18 · 0,1 = 46,02
б) при сгорании дизельного топлива: 371,625· 0,03 = 11,15
Диоксид азота (NО2):
а) при сгорании бензина: 460,18· 0,04 = 18,41
б) при сгорании дизельного топлива: 371,625 · 0,04 = 14,87
Рассчитываем массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:
,
где М – молекулярная масса, V – объём.
Рассчитываем количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды по формуле:
,
где m – масса вредных веществ (г), ПДК – предельно допустимая концентрация вредных веществ (мг/м3).
Результаты записываем в таблицу:
Вид вредного вещества | Кол-во, л (объем) | Масса, г | Объем воздуха для разбавления, м3 | Значение ПДК, мг/м3 |
Угарный газ | 313,27 | 391,6 | 130533,3 | 3,0 |
Углеводороды | 57,17 | 199,1 | 0,1 | |
Диоксид азота | 33,28 | 68,3 | 0,04 |
Расчёт массы выделившихся вредных веществ:
Угарный газ (СО): (г)
Углеводороды (С6Н6): (г)
Диоксид азота (NО2): (г)
Расчёт объёма воздуха, необходимого для разбавления:
Угарный газ (СО): (м3)
Углеводороды (С6Н6): (м3)
Диоксид азота (NО2): (м3)
Суммарное количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ:
(м3)
Учитывая собственный рост (1,74м), ширину дороги (4·2,75м + 2·3м = 17м) и протяжённость исследуемого участка (1500м), рассчитываю доступное количество воздуха для разбавления выделившихся вредных веществ:
(м3)
Вывод: вблизи исследуемого участка автомобильной дороги чистого воздуха недостаточно для разбавления вредных веществ, выделяющихся при работе двигателей автомобилей и автобусов. Учитывая близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, район можно отнести к экологически вредным.