Экологическая функция права

Триединство природных компонентов

В соответствие с ч. 1 ст. 9 К РФ…земля – основа всего

В соответствие с п. 4 ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окр. среды, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории, в целях обеспечения их прав на благоприятную окр. среду регулируются международными договорами и н.п.а. РФ

Земельные участки, водные объекты, недра, леса, животный и растительный мир выступают объектами природы - перечень природных компонентов, подлежащих охране, закреплён в статье 4 ФЗ «Объ охране окр. среды»

В целях охраны редких и исчезающих видов природных компонентов ведётся Красная книга и создаются особо охраняемые природные территории, на которых устанавливается особый [правовой] режим с ограничением, либо изъятием природных компонентов из хоз. деятельности.

Природные компоненты выступают объектом права пользования. Выделяют общее и специальное природопользование.

По объекту природопользования выделяют: землепользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного мира, недропользование

Природные компоненты являются объектами права собственности (формы собственности закреплены ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), за исключением атмосферного воздуха.

Правовой режим различных природных компонентов должен учитывать все перечисленные значения. Приоритет отдаётся экологической ценности природного компонента, и это обуславливает особенности в правовом регулировании экологических отношений.

Принцип триединства закреплён в пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ и в п. 1 ст. 3 Водного Кодекса РФ

Задачи и функции РФ по охране

Окружающей среды

Задачи и цели экологического законодательства закреплены в «Основах гос. политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.», утверждённых Президентом РФ 30 апреля 2012 г.

Цель экологической политики – п. 7 раздела 2: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Основные задачи – п. 9 раздела 3:

а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;

б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

в) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

г) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

д) восстановление нарушенных естественных экологических систем;

е) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

ж) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

з) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

и) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;

к) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

м) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

н) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Задачи экологического законодательства также отражены в «Экологической доктрине РФ», одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р

Доктрина устанавливает цель, задачи, принципы и основные направления гос. экологической политики, а также факторы деградации окружающей среды на международном уровне и на уровне РФ (факторы можно посмотреть)

Факторы деградации:

- преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;

- низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;

- резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

- высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

- низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

- последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

Экологическая функция государства - деятельность по распоряжению природными ресурсами, находящимися в гос. собственности, направленная на обеспечение рационального природопользования, предупреждение истощения и деградации природных объектов и обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Экологическая функция государства реализуется в различных формах, под которыми понимаются методы и способы её осуществления. Прежде всего, можно выделить правовые и организационные методы.

Правовые – принятие н.п.а. по вопросам использования и охраны окр. среды, правоприменительная деятельность норм экологического законодательства; применение норм юридической ответственности при экологических правонарушениях.

Организационно-правовые – нормирование предельно допустимого воздействия на окружающую среду; планирование в сфере экологии; проведение экологической экспертизы, сертификации, стандартизации; экологический надзор.

Экологическая функция права

Экологическая функция права заключается в регулировании общественных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности и реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Реализуется она через нормотворчество:

1. в н.п.а. закрепляются основания, виды и порядок использования природных ресурсов;

2. закрепляются права и обязанности участников экологических отношений;

3. закрепляет функции государственного управления и основные меры охраны окружающей среды;

4. устанавливает виды юр. ответственности и меры наказания. (в смежных отраслях содержатся экологизированные нормы)

Наши рекомендации