Средний дошкольный возраст

Вспомнить особенности развития игровой деятельности в среднем дошкольном возрасте.

O Первый этап – диагностический (см. алгоритм в мл.гр.). Диагностика уровня развития игровой деятельности.

Iуровень - играет в основном под руководством воспитателя, выполняет его указания, воспроизводит разнообразные трудовые действия, осуществляет их в основном молча, не вступая в ролевой диалог. В самостоятельной игре воспроизводит,сюжет обыгранный ранее воспитателем. Предметы-заместители использует по предложению воспитателя. Затрудняется в согласовании своих действий со сверстниками, часто мешает км. Постоянно нуждается в помощи воспитателя.

IIуровень - проявляет активный интерес к игровому общению со сверстниками и взрослыми.Охотно включается в ролевой диалог, понимает и словесно обозначает взятую на себя роль, дружелюбен по отношению к сверстникам. Проявляет элементы творчества и самостоятельности в игре, по собственной инициативе обогащает сюжеты, обыгранные воспитателем.

O Второй этап - Подготовительный.

Игра как деятельность.

Задачи.

· Обогащать сюжеты и содержание с/р игр. Учить отражать в играх впечатления о труде и взаимоотношениях взрослых.

· Развивать устойчивый интерес к отдельным темам, выходящих за пределы бытовых, таких как "Семья" и "Д/с" (например, в среднем дошкольном возрасте происходит активное ознакомление с трудом взрослых – это темы «Магазин», «Почта», «Школа)

· Учить использовать в играх разнообразные постройки из строительного материала (например, столы, стулья, кроватки для кукол-дочек), игровые модули ДЛЯ| создания игровой среды, варьировать их.

· Учить использовать в, играх разные .виды театра. Например, вместо игрушек кукол использовать в игре би-ба-бо для развития ролевого диалога.

Методы и приемы.

· Беседы о труде родителей воспитанников (Кем работает?, Как заботиться о людях?, Как ему помогают люди других профессий выполняя» труд?)

· Приглашение в группу родителей для беседы с детьми о разных профессиях с показоминструментов и отдельных трудовых действий. Цель: восхитить профессией, выделить структурные компоненты труда.

· Наблюдение за трудом взрослых (сотрудники детского сада, водитель, врач, медсестру, продавец, строитель).

· Беседы по результатам наблюдений. Ее назначение:

­обозначение общественной значимости данного вида труда для других людей,

­определение основного содержания трудовой деятельности человека этой профессии,

­анализ увиденных взаимоотношений между людьми смежных профессий,

­ обращение внимания на признаки профессионализма этой профессии (быстро, красиво, качественно).

· Самостоятельное выполнение доступных видов труда, сходных с наблюдаемыми трудовыми процессами (дежурство по столовой, протирание мебели от пыли, стирка кукольного белья, участие в приготовлении блюд?...)

· Рассказы воспитателя о собственных играх и об играх других детей, которые она наблюдала.

· Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, отражающих взаимоотношения людей в процессе труда, их отношение к труду,' компоненты труда (предмет, средства, трудовые действия, результат).

· Чтение художественных произведений и их инсценирование по теме предстоящей игры.

· Изготовление детьми пособий и игрушек для игры.

· Дидактические игры по типу Трик-Трак". Например, решили устроить конкурс поваров. Победит тот ребенок, который будет правильно готовить еду. Наблюдатели отслеживают действия. В случае ошибки они говорят "Трик-Трак. Это не так". Для ребенка-повара, который допустил ошибку игра заканчивается, Конкурсное место занимает другой участник.

· Настольно-псчатныс дидактические игры. Важно, чтобы содержание игры раскрывало трудовые процессы, которые затем будут отражаться детьми в играх.

· Игры-занятия по типу дидактической игры; с куклой (например, См. работу Тихеевой «Развитие речи», «Напоим куклу чаем», «Кукла заболела.как заботимся о ней?» Если в мл.возр. внимание преимущественно уделялось становлению игровых действий) то в этом возрасте – развитию ролевого диалога.

Игра как средство.

1. Воспитывать интерес окружающей деятельности , взрослым, их поступкам, делам, взаимоотношениям.

2. Обучать способам взаимодействия, основанным на принципах сотрудничества, уважения друг к другу, стремиться вызвать желание подражать положительным примерам реальных взаимоотношений людей.

3. Развивать психические процессы (мышление, восприятие, воображение, речь).

4. Развивать конструктивную деятельность, учить делать постройки по образцу, по собственному замыслу.

5. Воспитывать гуманность, дружелюбие, коллективные взаимоотношения.

6. Развивать творческие способности.

Методы и приемы.

· Беседы об увиденном и прочитанном.

Цели: 1) обобщить представления детей об особенностях характера и способах в/отношений людей в различных видах труда

2) учить детей выражать свой отношение к анализируемым явлениям, взаимоотношениям в форме оценки (Что произошло? 'Человек какой профессии помог? Кто еще ему помог спасти человека? Что бы ты сказал такому врачу при встрече с ним?)

3) находить собственные способы урегулирования конфликтов, описанных в произведениях .

· Беседы на этические темы Цель: сформировать представления о формах и правилах взаимоотношений друг с другом в труде и игре.

· Создание нравственно-этических ситуаций проблемного характера и организация дискуссионного обсуждения способов их разрешения, (Например, Игра в "Детский сад":Вечер. Всех дочек папы и мамы забрали. А одна дочка осталась. Не пришли за ней родители Что делать?)

· Организация совместной деятельности детей, где ребенок выбирает себе друга и вместе с ним получает результат в совместной деятельности, опосредованный общим договором

· Оценка воспитателем реального и игрового поведения ребенком.

Игра как форма.

Задачи.

1. Воспитывать симпатию у детей друг к другу.

2. Воспитывать интерес к играм сверстников и старших детей.

3. Учить самостоятельно выбирать материал, для игр и создавать предметно-игровую среду.

Методы н приемы.

• Беседы о любимых играх детей с точки зрения самоорганизации и взаимоотношений ( В какие игры вам нравиться играть? Вам захотелось поиграть в любимую игру. Что нужно сделать, чтобы игра получилась? Договориться о том во что играть. Что еще нужно сделать, чтобы игра была интересной? Узнать, кто кем хочет быть? И т.д. Как медсестра узнает скольким детям надо витаминки дать?).

• Наблюдение за играми сверстников и старших детей.

• Подготовка совместно с воспитателем материалов для игры

O Третий - Обучающий этап.

Игра как деятельность.

1. Учить детей создавать игровые замыслы (договариваться о теме игры, сюжете, игровой обстановке).

2. Учить детей ролевому поведению и ролевому взаимодействию как способам построения сюжета; обозначать словом взятую на себя роль, вести диалог в соответствии со взятой ролью, изменять его в зависимости от смены партнера и роли.

3. Учить детей действовать за игрушку.

4.Учить анализировать и оценивать себя как носителя игровой роли (оценка собственно игровой деятельности и оценка характера, игровых и реальных взаимоотношений). Вопросы: Во что играли? Получилась ли игра? Кем ты был? Получился ли из тебя хороший доктор? Как ты об этом узнал? И т.д.)

Методы и приемы.

• Совместная игра воспитателя и ребенка, где взрослый выступает в роли равноправного партнере (см. статью Коротковой /Д в. № 7, 1989). Например, воспитатель-повар, ребенок-повар, выполняют одни и те же игровые действия, процессы: чистка овощей, резка овощей, помешивание, пребывание, закладка овощей). Цель: научить распределять обязанности внутри одной роли, учить ролевому диалогу.

• Прием смены ролей по ходу игры (см. статью Коротковой /Д в. Mi 7, 1989). Воспитатель-повар, а ребенок-помощник повара. Цель: Научить определять содержание роли, учить ролевому взаимодействию (повар-помощник повара, повар-няня, няня-прачка).

• Создание предметно-игрового пространства как при помощи игровых атрибутов, так и при помощи ролей…

• Беседа перед игрой. Цель: подвести ребенка к обозначению роли и ее принятие в соответствии с замыслом, обозначить основные моменты ролевого поведения, определение связей между ролями в соответствии с сюжетом игры. Вопросы к беседе: Кто работает в д/с? Кем вы будете? Что будете делать? Кто поможет повару приготовить обед?

• Беседа о том, как играли. Цель: раскрыть взаимоотношения между ролями, оценить выполнение роли каждым ребенком, наметить перспективы развития игры (Кем высегодня были? Можно ли сказать, что вы были сотрудниками детского сада? Почему же дети в вашем детском саду не успели поесть? (повар не успел еду приготовить, шофер продукты поздно привез) Ушли дети домой голодные, сердитые и мамы-то как расстроились! Как сделать в следующий раз, чтобы детям хорошо было в д/с?.

Игра как средство.

Задачи:

1. Развивать воображение, мышление и речь.

2. Способствовать формированию, нравственных качеств Л (честность, справедливость, дружелюбие, настойчивость) и нравственных в/отношений (общаться приветливо, вежливо, проявлять сдержанность, оказывать помощь)

3. Развивать творческие способности .

Методы и приемы

• Напоминание правил поведения перед игрой, вытекающих из ролей и условий группы

• Пример воспитателя.

• Включение воспитателя в игру при наличии конфликтных ситуаций или для создания проблемно-нравственных ситуаций (например, день рождения у папы, мама заболела, лежит в больнице. Дома только дети. Будет ли у папы праздник? Как устроить папе день рождения?)

• Беседа с детьми о выполнении ими реальных и игровых правил в игре.

Игра как деятельность

1. Учить детей самоорганизации: использовать сговор при организации игры, распределять роли, подготавливать место, материал.

2. Учить доводить игру до конца, способам уборки игрового оборудования, оказывать при этом взаимопомощь.

Методы и приемы.

• Беседа с детьми до игры (воспитатель помогает осуществить сговор, найти партнера, оборудовать игру).

• Организация игр детей, которые дружат между собой и не испытывают симпатии друг к другу, а также находящихся на разных уровнях развития игровой деятельности.

O 4-ый этап. Самостоятельная игра детей.

Игра как деятельность.

Задачи.

1. Учить самостоятельно договариваться до начала игры, находить партнера, определять сюжет, распределять роли.

2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, вступать в ролевое взаимодействие.

3.Учить объединяться в игре вокруг групповых построек.

4. Учить свободно ориентироваться в игровой материале, предназначенном для свободного пользования.

5. Учить включаться в ход игры, не нарушая сюжета и ролевого взаимодействия.

6. Учить объединять сюжеты игр различной тематики, образуя одну игру из нескольких играющих коллективов детей.

Методы и приемы.

· Беседы перед игрой (Кто кем будет в детском саду? Индивидуальные разговоры с детьми: Кем будешь? Кто тебе будет помогать? Как вы договоритесь, кто и что будет делать? Кто кроме будет тебе будет помогать? Как ты узнаешь, что сколько тебе еды надо приготовить? Как ты сообщишь няне, что обед готов? Иди договорись со всеми, кто тебе будет помогать).

· Советы воспитателя до игры и по ходу.

· Создание проблемно-игровых ситуация, побуждающих детей к развертыванию новой сюжетной линии.

· Помощь воспитателя при вхождении в нового ребенка в игру (Abot и плотник пришел, у нас тут как раз стульчик сломался).

· Беседа после игры и оценка игровой деятельности детей (вопросы:. Получилась ли у вас игра?Почему ты так думаешь? Довольны ли повар, шофер, няня, воспитатель, дети, родители? Можно ли сказать, что вы играли дружно? Так, получилась ли игра? Что вы можете посоветовать друг другу, чтобы игра была лучше, интереснее?)

Игра как средство.

1. Учить отражать реальные и игровые отношения через действие, интонацию, мимику.

2. Учить выражать свое отношение посредством интонации, оценки к действиям партнера и своим в соответствии с принятой ролью.

3. Учить проявлять интерес и уважение к общему замыслу игры, выполнять правила игры.

4. Учить доброжелательно относиться к сверстникам в игре, уважать игры других детей, не разрушать их замысел и ход.

Методы и приемы.

• Беседы до игры о правилах поведения в игре.

• Выключение ребенка из игры, если он нарушает правила, о которых договорились до игры

• Беседы после игры. Цель: оценка взаимоотношений детей в игре с точки, зрения выполнения правил.

Игра как форма

Задачи:

1. Способствовать становлению самоорганизации детей в игре.

2. Учить планировать игру.

3. Учить отбирать атрибуты для игры и самостоятельно создавать предметно-игровую обстановку.

4. Учить убирать игровые атрибуты после игры на место.

Методы и приемы.

· Помощь воспитателя (советы) в сговоре, подготовке игровой среды, распределении ролей.

O Четвертый этап - Корректировки и обогащения игры.

Перспективный план развития игры

Наши рекомендации