Существует (условно) 3 вида экономических инструментов

1. Экологические налоги и штрафы.

· за вредные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ

Данный вид экономических инструментов является наиболее прямым путем к установлению цен за эксплуатацию окружающей среды. Экологические налоги и штрафы налагаются за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, объемы загрязняющих веществ, попадающих на почву, и за производство шума. Они широко используются в области эксплуатации природных и производственных объектов, достаточно редко для борьбы с общим загрязнением окружающей среды.

· за вредную продукцию

Экологические налоги и штрафы за вредную продукцию налагаются на продукты, наносящие вред окружающей среде в течение всего жизненного цикла продукта. Они могут быть применимы в отношении продукции, вызывающей экологические проблемы по причине больших объемов, токсичности самих продуктов или их отдельных компонентов. Например, наличие в продукции тяжелых металлов, поливинилхлоридов, фторуглеродов и т.д.

Маркетабельные разрешения (экологический кредит).

Маркетабельные разрешения – это экологические квоты, лимиты и нормы по допустимым уровням загрязнения, которые устанавливают соответствующие органы власти, которые могут быть предметом совершения сделок при условии соблюдения определенных условий.

Системы маркетабельных разрешений могут иметь различные названия: программа торговли квотами за выбросы, рыночные разрешения, экологические кредитные системы, экологическое усреднение.

Предмет совершения сделки называется экологический кредит или маркетабельное разрешение.

Потенциально маркетабельные разрешения применимы для любых сред и во всех секторах экономики.

Несколько примеров.

А. «Пузыри».

Двум стационарных источника загрязнения воздуха позволяют изменять установленные для них лимиты ( при этом предельное значение для одного источника увеличивается, а для другого уменьшается) до тех пор, пока общее значение по выбросам для обоих источников остается равным или меньшим по сравнению с существовавшим до совершения сделки.

Б. «Компенсационные» программы.

Фирма (производство), желающая увеличить свои выбросы, может приобрести квоты на загрязнение у других фирм, расположенных на определенной данной территории. При этом фирма, продающая квоты на загрязнение, обязана сократить объемы выбросов на количество, необходимое для сохранения, по крайней мере, прежней экологической ситуации.

В. Продажа квот на продукцию, на которую установлены предельные объемы. Квоты на продукцию, для которой установлены предельные объемы производства, могут быть предметом сделки среди производителей этой продукции.

3. Депозитно-возвратные системы.

Данный вид экономических инструментов предусматривает внесение депозита (денежного вклада или залога) за потенциально загрязняющую окружающую среду продукцию. Если загрязнения удалось избежать путем возврата продукции или остатков, деньги или часть денег возвращаются. Депозитно-возвратные системы действуют давно в отношении сосудов для напитков. Их происхождение в данном случае – чисто экономическое: возвратные бутылки обычно дешевле, чем невозвратные. Применение депозитно-возвратной системы стимулирует сокращение количество отходов.

Платежи за пользование природными ресурсами

Плата за лесные ресурсы.

В нашей хозяйственной практике, начиная с 20-х годов, применяется та­кой вид платежа как попенная плата, направленная на компенсацию затрат на лесопроизводство.

Попенная плата – цена древесины на корню. Попенная плата выступает в виде лесных такс. Они дифференцируются по рентообразующим факторам:

· в зависимости от расстояния вывозки древесины;

· ее породы (хвойная, лиственная, твердолиственная);

· качества (деловая, дровяная);

· крупности (Крупная, средняя, мелкая).

Попенная плата призвана выполнять следующие основные функции:

· возмещать затраты лесного хозяйства на воспроизводство лесных ре­сурсов;

· выравнивать хозрасчетные возможности лесозаготовительных пред­приятий, работающих в различных природно-географических услови­ях;

· стимулировать более полное рациональное использование лесного фонда.

За нерациональное использование лесосеки, за ее переруб взимаются штрафные платежи. Они установлены в кратном размере от лесных такс.

Плата за водные ресурсы.

С 1982г. введена плата за воду для промышленных предприятий; в с/х, которое потребляет примерно половину всей используемой в экономике воды платность водопользования отсутствовала.

С 1990г. введены тарифы на воду, забираемую промышленными пред­приятиями у водных объектов (поверхностных и подземных источников).

Плата за воду осуществляется по следующей системе тарифов:

· плата за безвозвратное водопотребление;

· тариф за услуги водохозяйственных систем.

Наши рекомендации