Проблемы гармонизации взаимодействия между обществом и природой
Одной из наиболее важных общечеловеческих проблем, которые находятся в центре внимания мирового содружества, в современных условиях является проблема сохранения природной среды жизни человека. Биосфера, большинство природных ресурсов в той или другой мере являются общечеловеческим достоянием. Защита и улучшение окружающей среды, охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений - является одной из важнейших заданий человечества всех стран. Большинство проблем окружающей природной среды могут быть эффективно решены только усилиями международного сообщества. Важной составной частью в решении проблем окружающей природной среды является формирование достаточно глубоких научных представлений о характере и задании современного природопользования у специалистов с высшим образованием, которые в скором будущем будут определять стратегию хозяйственной деятельности и конкретные направления, и способы природопользования.
Обеспечение рационального использования, сохранения и возобновления природной среды, является одной из важнейших проблем человечества. Эти проблемы тесно связаны и находят свое проявление во всех областях жизни общества: научно-технической, экономической, социальной, политической. Успех жизнедеятельности общества в большой мере зависит от того, как решаются задачи охраны природной среды.
Среди направлений научного исследования и практического решения проблем рационального использования и охраны природной среды целесообразно назвать такие: технико-технологический, образовательно-воспитательный, административно-правовая регуляция.
Технико-технологическое направление заключается в обосновании и разработке технологий производственных процессов, схем и систем, производства, которые обеспечивали бы экономное, комплексное использование природного ресурса и осуществляли бы минимальное влияние (или в идеальном понимании - совсем не влияли) на закономерные процессы в природной системе. В интересах сохранения человеческой цивилизации возникла необходимость в пересмотре традиционно принятых в производстве приоритетов. Все виды производства, для смягчения их неблагоприятного действия на окружающую среду, необходимо экологизировать.
Экологизация —это распространениеэкологических принципов и подходов на природные и гуманитарные науки, на производственные процессы и социальные явления. В широком понимании выход из состояния экологического кризиса возможен только при решении комплекса социальных, экономических и технологических проблем на основе концепции экологической конверсии производства, которая открывает наиболее реальный путь к общему экологическому равновесию. Осуществление этого направления связано, в первую очередь, с использованием новейших научно-технических достижений, изобретений. Он нуждается в коренной перестройке структуры и содержания традиционных схем производственно-технологических процессов. Поэтому это длительный процесс, который требует значительных финансовых расходов и соответствующего уровня общественного сознания.
Административно-правовая регуляция природопользования заключается в создании законодательной основы и системы правовых норм и административных ограничений (запрещений), которые направлены на соблюдение (не нарушение) принципов рационального природопользования и охраны природной среды. В современных условиях это одно из наиболее распространенных направлений регуляции природопользованием, которое, однако, не дает желаемый эффект, невзирая на достаточную конкретность (адресность) административно-правовых актов и суровую ответственность за их нарушение.
Образовательно-воспитательное направление предусматривает создание системы экологического образования и воспитания членов общества. Целью такой деятельности является последовательное формирование знаний о закономерностях взаимодействия общества и природы, принципов рационального природопользования; формирование мировоззренческих убеждений о том, что природа это тот дом, в котором живет человек, и сохранение этого дома является необходимым условием выживания человечества. Без соответствующей образовательной и воспитательной подготовки человек-специалист не в состоянии осуществлять ни административно-правовую регуляцию природопользования, ни соответствующую перестройку производственно-технологических процессов. Как показывает жизнь, усилия общества в перечисленных направлениях (технико-технологическом, административно-правовом, образовательно-воспитательном) регуляции природопользованием не дают ощутимых позитивных последствий – уровень цивилизованного использования природных ресурсов и состояние природной среды не улучшаются. Одной из самых существенных причин такого положения является отсутствие экономической основы для выполнения принципов рационального природопользования. В условиях отсутствия такой основы ни предприятия (производственные объединения), ни конкретные люди, не имеют экономической заинтересованности в охране природной среды, в экономном использовании и сохранении природных ресурсов. То есть отсутствуют экономические рычаги (методы) целеустремленного влияния на процессы природопользования. Создание такой экономической основы будет способствовать более эффективному осуществлению перечисленных направлений природоохранной деятельности.