Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
ПРАВОВЕДЕНИЕ
для бакалавров 521600 по направлению экономики
цикл Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральный компонент
Экономический факультет
курс - второй
семестр - IV
лекции – 22 ч.
семинарские занятия - 26 ч. экзамен IV семестр
самостоятельная работа – 76 ч.
Всего часов – 160 ч.
Составитель: старший преподаватель, Сычева-Передеро О.В.
Кемерово 2007
Рабочая программа дисциплины «Правоведение» федерального компонента цикла ГСЭ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по профессионально - образовательной программе – бакалавр экономики.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Протокол №_____от «____»___________200___г.
Зав. кафедрой__________________Коноплев В.А.
Одобрено методической комиссией
Протокол №_____от «____»___________200___г.
Председатель______________________Козлова О.Н.
Пояснительная записка
Актуальность и значимость учебной дисциплины.Переход к формированию рыночной экономики существенно повысил рольправа в нашем обществе, так как рыночная экономика предполагает широкое развитие товарно-денежных отношений на основе признания равенства участников этих отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, их судебной защиты при сохранении государственного регулирования экономических отношений, обеспечивающего интересы всего общества.
Все эти принципы функционирования рыночной экономики в современных условиях находят закрепление в праве, его различных отраслях. Это и определяет необходимость глубокой правовой подготовки студентов экономических вузов.
Изучение права преследует цель привить студентам уважение к закону, понимание недопустимости его нарушения без серьезных неблагоприятных последствий.
Поэтому помимо общего представления о праве, его источниках, иерархии правовых норм содержание дисциплины «Правоведение» в экономических вузах включает основы правового регулирования хозяйственных отношений, в реализации которых в различных сферах государственной и коммерческой деятельности специализируются выпускники этих вузов в области бухгалтерского учета и аудита, менеджмента, маркетинга на предприятиях различных форм собственности. Только знание правовых норм и умение их применять могут обеспечить правильный выбор позиции в коммерческой деятельности и, следовательно, желательный успех предпринимателю и одновременно верную оценку со стороны контролирующих органов.
Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.
Рабочая программа дисциплины «Правоведение» федерального компонента цикла ГСЭ составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для бакалавров 521600 по направлению экономики.
Цель дисциплины – дать в основе студентам современную систему знаний о государстве и праве вообще и российском государстве и праве в частности, придав им инструментальный, функциональный характер, и на этой основе формировать отвечающую требованиям реальности современное правовое сознание и высокую правовую культуру, свободную от идей правового идеализма и нигилизма.
Основные задачи дисциплины заключаются в том, чтобы:
- дать представление об особенностях правового регулирования будущей профессиональной деятельности;
- раскрыть особенности функционирования государства и права в жизни общества; дать представление об основных правовых системах современности;
- определить значение законности и правопорядка в современном обществе;
- познакомить с основополагающими жизненноважными положениями действующей Конституции Российской Федерации - основного закона государства;
- показать особенности федеративного устройства России и системы органов государственной власти Российской Федерации;
- дать базовые знания (представления) по основным отраслям российского законодательства и особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни: гражданскому праву, трудовому праву, семейному праву.
Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста.
Правоведение представляет собой учебную дисциплину, изучаемую студентами экономического факультета всех форм обучения. Изучение данной дисциплины дает студентам представление о праве, социальной ценности системы права как единственного способа упорядочения общественных отношений, без чего немыслимо цивилизованное развитие товарно-денежных отношений и общества в целом.
Структура дисциплины включает:дисциплина «Правоведение» относится к федеральному компоненту цикла ГСЭ. Курс состоит из 10 тем, которые предполагают знакомство с учебным материалом (просмотр учебных текстов), тренинг по теории (работа с вопросами для самоконтроля и тестами) и выполнение практических заданий.
Особенностью изучения дисциплины является не только усвоение предмета учебного курса, но и изучение права (его институтов) как сложного социального феномена. Речь идет о весьма сложных проблемах права – института общественной жизни. Поэтому необходимо помнить, что право, будучи явлением человеческой цивилизации и культуры, призвано прежде всего служить человеку.
Формы организации учебного процесса:
Лекции имеют своей целью дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных, узловых вопросах.
Семинарские занятия.Целью семинарских занятий является закрепление полученных в ходе лекций, а также в ходе самостоятельной работы над учебной и специальной литературой, знаний и умений. На семинарских занятиях особо обращается внимание на умение студентов проявлять элементы творчества в процессе самостоятельной работы, применять полученные знания при решении ситуативных задач.
Самостоятельная работа студентов.Это активная творческая деятельность студента в рамках программного материала в соответствии с рекомендациями преподавателя, предпосылка к прочному усвоению знаний. Следуя рекомендациям преподавателя, зафиксированным в тематическом плане об объеме времени на самостоятельную работу по той или иной теме, слушатель гарантирует высокое качество получаемых им знаний.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины.С изучения конспекта лекций начинается самостоятельная работа слушателя, в том числе - подготовка к семинару. Для более полного уяснения содержания лекции следует не только ознакомиться с содержанием рекомендованной литературы, но и выполнить рекомендуемые к каждому семинарскому занятию задания для самостоятельной работы. Среди средств и инструментов, позволяющих глубоко и системно усвоить и использовать полученные знания, самостоятельная работа под руководством преподавателя играет ключевое значение. Кроме того, умение студента самостоятельно добывать новые знания и использовать их в практической деятельности является для любого специалиста одним из профессионально важных качеств.