Закономерности наследования признаков

Основные понятия и термины в современной генетике, развитие представлений. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.

Геном человека. Методы изучения человека: генеалогический, близнецовый, цитологический, биохимический, ДНК-диагностика, дактилоскопическая диагностика. Группы крови, резус-фактор. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Наследственная изменчивость организмов. Мутации и мутагены. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения.

Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий, основанных на генной инженерии.

Демонстрационный материал: Иллюстративный материал по синдромам человека (фотографии). Видеоматериалы.

Лабораторно-практические работы:

«Фенотипы комнатных растений».

«Решение генетических задач»

«Составление родословных»

Студент должен

знать/понимать:

· основные генетические понятия и термины;

· закономерности наследования признаков, установленные

Г. Менделем

· методы изучения генетики человека;

· генетику пола; наследование признаков, сцепленных с полом;

· принципы составления родословных

уметь:

· решать генетические задачи;

· составлять родословные;

· работать с тестами, выполнять лабораторные работы,разноуровневые контрольные работыи срезы знаний

иметь представление:

· о геноме человека;

· о наследовании групп крови;

· о генетически обусловленных заболеваниях и возможностях их лечения;

· о мутациях, мутагенах;

· о влиянии внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека;

· о возможностях биотехнологий;

· об этических проблемах, связанных с развитием биотехнологий

Глава 16. Эволюция – историческая и биосистемная организация

жизни

Теория эволюции Ч. Дарвина.

Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных. Биологические сходства и отличия человека и человекообразных обезьян. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Краткая характеристика предполагаемых предковых форм человека. Единство человеческих рас.

Экскурсия:в Дарвиновский музей (в т.ч. просмотр видеофильма «Происхождение жизни»).

Студент должен

знать/понимать:

· теорию происхождения и эволюции человека;

· биологические и социальные факторы эволюции человека

уметь:

· объяснять, что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса

Глава 17. Биосферный уровень организации материи.

Человек и окружающая среда

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Химические процессы в природе. Круговороты веществ в биосфере. Загрязнение атмосферы и его источники. Природное равновесие. Биосфера и человек. Особенность преобразующей деятельности человека. Ноосфера. Усиление воздействия человека на окружающую природу как причина возникновения экологических кризисов. Эрозия почвы и опустынивание. Загрязнение гидросферы и методы очистки воды. Загрязнение атмосферы и методы борьбы с ним. Парниковый эффект и его возможные последствия. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Переработка отходов. Безотходные технологии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Концепция устойчивого развития. Будущее человечества. Альтернативы развития. Наука на службе у будущего: решение энергопроблем человечества, облагораживание отходов, охрана природы, развитие медицины, развитие технологий. Воспитание экологического мышления, экологической морали. Формирование у человека «экологического стиля поведения». Личная ответственность человека за охрану окружающей среды. Законы Российской Федерации, охраняющие Жизнь.

Демонстрационный материал:таблицы различных биогеоценозов, круговоротов веществ, обмена веществ и энергии, видеоматериалы.

Практическая работа:

«Формы личного участия в охране окружающей среды (с использованием различных информационных ресурсов)»

Студент должен

знать/понимать:

· учение о биосфере, ее структуре и функциях;

· биологический круговорот веществ и энергии в природе;

· законы Российской Федерации, охраняющие Жизнь

уметь:

· объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук по охране окружающей среды;

· использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для осознанных личных действий по охране окружающей среды и личной ответственности человека за состояние окружающей среды

иметь представление:

· об особенностях преобразующей деятельности человека;

· об усилении воздействия человека на окружающую природу, что является причиной возникновения экологических кризисов;

· об эрозии почвы и опустынивании;

· о загрязнении гидросферы и методах очистки воды;

· о загрязнении атмосферы и методах борьбы;

· о парниковом эффекте и его возможных последствиях;

· о кислотных дождях, озоновых дырах, переработке отходов, безотходных технологиях;

· о концепции устойчивого развития;

· о прогнозах будущего человечества и альтернативах развития;

· о научном решении энергопроблем человечества, облагораживании отходов, охране природы, развитии технологий.

Тематический план семинарских и лабораторно-практических занятий

№ п/п Тема семинарского (лабораторно-практического занятия) Количество часов
Семинар. Практич.
«Электромагнитные взаимодействия в природе» (раздел 1, глава 2)  
«Жизненно важные органические соединения» (раздел 2, глава 13).  
«Средства профилактики некоторых вирусных заболеваний (с использованием различных информационных ресурсов)» (раздел 3, глава 14)    
«Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» (раздел 3, глава 15)    
«Химические компоненты живого. Строение клеток» (раздел 3, глава 15).  
«Анализ рациона питания с точки зрения химического состава пищи (с использованием различных информационных ресурсов)» (раздел 3, глава 15.2)    
«Фенотипы комнатных растений» (раздел 3, глава 15.4)    
«Решение генетических задач» (раздел 3, глава 15.4)    
«Составление родословных» (раздел 3, глава 15.4)    
«Формы личного участия в охране окружающей среды (с использованием различных информационных ресурсов)» (раздел 3, глава 17).    
ИТОГО:

Планы семинарских (лабораторно-практических) занятий

1. Вопросы к семинару «Электромагнитные взаимодействия в природе» (раздел 1, глава 2)

2. Заряженные частицы вокруг нас.

3. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных излучений.

4. Использование электромагнитных волн различного диапазона.

5. Влияние электромагнитных полей на организм человека.

6. Молния. Грозовой разряд.

7. Огни Святого Эльма.

8. Земной магнетизм.

9. Радиоизлучение. Галактики и космические лучи.

10. Природа нервного импульса.

11. Электрические рыбы.

12. Биотоки мозга.

2. Вопросы к семинару «Жизненно важные органические соединения» (раздел 2, глава 13)

1. Аминокислоты, их биологическое значение для организма человека.

2. Белки, причины разнообразия белков, их биологическое значение для организма человека.

3. Использование белков-ферментов в различных отраслях народного хозяйства.

4. Роль жиров для человека и промышленности.

5. Классификация углеводов.

6. Углеводы и здоровье человека.

7. Превращение крахмала пищи в организме человека.

8. Нуклеиновые кислоты. ДНК.

9. Нуклеиновые кислоты. РНК.

10. АТФ – носители энергии в организме.

11. Природный полимер целлюлоза, его практическое значение для человечества.

3. Лабораторно-практическая работа «Средства профилактики некоторых вирусных заболеваний» (с использованием различных информационных ресурсов), (раздел 3, глава 14).

Наши рекомендации