Перечень требований к усвоению знаний
В ходе освоения данной дисциплины студенты должны:
· изучить основы, истоки возникновения и историю развития ландшафтной экологии (учения о природно-антропогенном ландшафте);
· создать понятийный аппарат и знакомиться с основными закономерностями ландшафтной экологии;
· изучить специфику строения, функционирования и динамики природно-антропогенных ландшафтов в различных географических условиях;
· познакомиться с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
· овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований;
· воспитать у себя способность принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу;
Требуемый уровень освоения курса подразумевает понимание механизмов функционирования различных природно-антропогенных хозяйственных систем, особенностей их внутренней структуры, специфики управления и оптимизации в разных географических условиях.
Студент, изучивший дисциплину, должен:
– знать основные понятия и термины дисциплины; многоаспектную ценность ландшафта; последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты; характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов; влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.
– знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;
– знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;
– знать основы биологической продуктивности биосферы, знать региональные этнические и демографические особенности населения и специфику его взаимодействия с природной и социальной средой;– уметь определять тип ландшафта; выявлять формы воздействия на него человека;
– уметь давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом); формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране ландшафта.
– уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические характеристики; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта;
– понимать суть особенностей Земли как сложной системы; взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях; иметь представление о путях выхода из глобального экологического кризиса;
– понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
– иметь представление о воздействии различных технических систем на природную среду в разных географических условиях; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф.
Критерии оценки
Студент допущен к сдаче зачета по курсу «Ландшафтной экологии», если у него:
· проработан лекционный материал;
· выполнены все задания по лабораторным занятиям;
· выполнены и своевременно сданы преподавателю задания, вынесенные на самостоятельную работу: составлены соответствующие письменные характеристики, проработан терминологический словарь.
Студент не допускается к сдаче зачета по курсу «Ландшафтной экологии», если у него:
· пропущено более 50% лекций и лабораторных занятий без уважительной причины;
· не выполнены задания по лабораторным занятиям в полном объеме;
· не выполнены задания, вынесенные на самостоятельную работу.
Студент, допущенный к сдаче зачета, получает оценку «зачтено» в случае полного раскрытия поставленного вопроса, демонстрируя владение понятийным аппаратом и глубоким, осознанным знанием программного материала (ответ точен фактически, логично изложен).
Студент получает оценку «не зачтено» на зачете в том случае, если он не владеет понятийным аппаратом (путается в терминологии) и знанием программного материала (отсутствует логика ответа; в ответе приводятся факты, не имеющие отношения к поставленному вопросу; в ответе присутствуют материалы, противоречащие общепринятым фактам.).
Примерные вопросы к зачету
1. Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах (В.В.Докучаев, Л.С.Берг, Н.А.Солнцев, А.Г.Исаченко, Ф.Н.Мильков и др.).
2. Основные черты ландшафта (внешний облик, примерная граница).
3. Компоненты ландшафта (биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами. Ведущий и ведомый компоненты.
4. Структура и строение ландшафта. Пространственная структура ландшафта: вертикальная и горизонтальная.
5. Морфологическая (классификация урочищ, классификация фаций), временная структура ландшафта.
6. Динамика ландшафта. Краткосрочная динамика (суточная, сезонная, годовая). Многолетняя динамика.
7. Развитие ландшафта. Общие закономерности эволюции ландшафтов. Флуктуации и сукцессия ландшафтов.
8. Природные системы: ландшафтный и экологический подходы к их анализу. Правила и принципы классификации ландшафтов. Ландшафтное районирование.
9. Основные типы природных ландшафтов. Экваториальные и тропические леса. Субтропические влажные леса. Саванны. Ландшафты средиземноморского типа. Восточно-Азиатские аридные леса. пустыни и полупустыни. Степи и лесостепи. Леса умеренного пояса. Тундры и лесотундры. Горные регионы. Азональные ландшафты. Прибрежные ландшафты. Аквальные ландшафты.
10.Основные формы воздействия человека на ландшафт.
11.Основные этапы становления антропогенных ландшафтов.
12.Типы природно-антропогенных ландшафтов. Сельскохозяйственные ландшафты. Лесохозяйственные ландшафты. Водохозяйственные ландшафты. Горнопромышленные ландшафты. Селитебные ландшафты. Рекреационные ландшафты.
13.Урбанизированные территории, урболандшафты.
14.Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн.
15.Рекреационные ландшафты. Классификация ландшафтов по функциям преобладающей рекреационной деятельности (лечебной, оздоровительной, спортивной, познавательной).
16.Рекреационное природопользование. Рекреационная емкость ландшафтов.