Перечень требований к усвоению знаний

В ходе освоения данной дисциплины студенты должны:

· изучить основы, истоки возникновения и историю развития ландшафтной экологии (учения о природно-антропогенном ландшафте);

· создать понятийный аппарат и знакомиться с основными закономерностями ландшафтной экологии;

· изучить специфику строения, функционирования и динамики природно-антропогенных ландшафтов в различных географических условиях;

· познакомиться с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

· овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований;

· воспитать у себя способность принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу;

Требуемый уровень освоения курса подразумевает понимание механизмов функционирования различных природно-антропогенных хозяйственных систем, особенностей их внутренней структуры, специфики управления и оптимизации в разных географических условиях.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

– знать основные понятия и термины дисциплины; многоаспектную ценность ландшафта; последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты; характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов; влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.

– знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;

– знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;

– знать основы биологической продуктивности биосферы, знать региональные этнические и демографические особенности населения и специфику его взаимодействия с природной и социальной средой;– уметь определять тип ландшафта; выявлять формы воздействия на него человека;

– уметь давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом); формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране ландшафта.

– уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические характеристики; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта;

– понимать суть особенностей Земли как сложной системы; взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях; иметь представление о путях выхода из глобального экологического кризиса;

– понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;

– иметь представление о воздействии различных технических систем на природную среду в разных географических условиях; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф.

Критерии оценки

Студент допущен к сдаче зачета по курсу «Ландшафтной экологии», если у него:

· проработан лекционный материал;

· выполнены все задания по лабораторным занятиям;

· выполнены и своевременно сданы преподавателю задания, вынесенные на самостоятельную работу: составлены соответствующие письменные характеристики, проработан терминологический словарь.

Студент не допускается к сдаче зачета по курсу «Ландшафтной экологии», если у него:

· пропущено более 50% лекций и лабораторных занятий без уважительной причины;

· не выполнены задания по лабораторным занятиям в полном объеме;

· не выполнены задания, вынесенные на самостоятельную работу.

Студент, допущенный к сдаче зачета, получает оценку «зачтено» в случае полного раскрытия поставленного вопроса, демонстрируя владение понятийным аппаратом и глубоким, осознанным знанием программного материала (ответ точен фактически, логично изложен).

Студент получает оценку «не зачтено» на зачете в том случае, если он не владеет понятийным аппаратом (путается в терминологии) и знанием программного материала (отсутствует логика ответа; в ответе приводятся факты, не имеющие отношения к поставленному вопросу; в ответе присутствуют материалы, противоречащие общепринятым фактам.).

Примерные вопросы к зачету

1. Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах (В.В.Докучаев, Л.С.Берг, Н.А.Солнцев, А.Г.Исаченко, Ф.Н.Мильков и др.).

2. Основные черты ландшафта (внешний облик, примерная граница).

3. Компоненты ландшафта (биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами. Ведущий и ведомый компоненты.

4. Структура и строение ландшафта. Пространственная структура ландшафта: вертикальная и горизонтальная.

5. Морфологическая (классификация урочищ, классификация фаций), временная структура ландшафта.

6. Динамика ландшафта. Краткосрочная динамика (суточная, сезонная, годовая). Многолетняя динамика.

7. Развитие ландшафта. Общие закономерности эволюции ландшафтов. Флуктуации и сукцессия ландшафтов.

8. Природные системы: ландшафтный и экологический подходы к их анализу. Правила и принципы классификации ландшафтов. Ландшафтное районирование.

9. Основные типы природных ландшафтов. Экваториальные и тропические леса. Субтропические влажные леса. Саванны. Ландшафты средиземноморского типа. Восточно-Азиатские аридные леса. пустыни и полупустыни. Степи и лесостепи. Леса умеренного пояса. Тундры и лесотундры. Горные регионы. Азональные ландшафты. Прибрежные ландшафты. Аквальные ландшафты.

10.Основные формы воздействия человека на ландшафт.

11.Основные этапы становления антропогенных ландшафтов.

12.Типы природно-антропогенных ландшафтов. Сельскохозяйственные ландшафты. Лесохозяйственные ландшафты. Водохозяйственные ландшафты. Горнопромышленные ландшафты. Селитебные ландшафты. Рекреационные ландшафты.

13.Урбанизированные территории, урболандшафты.

14.Культурный ландшафт и его основные признаки, эстетика ландшафта и ландшафтный дизайн.

15.Рекреационные ландшафты. Классификация ландшафтов по функциям преобладающей рекреационной деятельности (лечебной, оздоровительной, спортивной, познавательной).

16.Рекреационное природопользование. Рекреационная емкость ландшафтов.

Наши рекомендации