ООП 280201.65 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»
Содержание ГОС по дисциплине | Дидактические единицы ГОС | Тематическое наполнение ДЕ ГОС | Перечень учебных элементов |
Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин | |||
Общая экология(136 часов): Основные понятия экологии: популяция, сообщество, абиотическая среда, биогеоценоз, экологическая система; энергия в экосистемах, трофические цепи и уровни; структура и основные компоненты экосистемы; свойства экологических систем и закономерности их функционирования. Гомеостаз экосистем; популяционный анализ; искусственные экосистемы; моделирование экосистем; строение биосферы; живое, косное и биокосное вещество. Систематика растений и животных; основные закономерности роста и развития растений; фотосинтез; транспирация; дыхание растений; основные закономерности водопотребления растений. Основы климатологии; основы почвоведения; роль почвы в биосферных процессах; факторы и условия почвообразования; эрозия и деградация почв. Основы биогеохимии; биогеохимический круговорот вещества и связанные с ним формы удержания, перераспределения и накопления энергии; биогеохимические круговороты основных биогенных элементов и их нарушение человеком; основные понятия системной экологии. Экология человека и проблемы экоразвития; экологическое нормирование; глобальные и региональные экологические проблемы. Принципы экологического подхода к оценке и анализу процессов и явлений, происходящих в окружающей среде. | 1.Биосфера | 1.1.Основные понятия и определения экологии | знать:содержание понятий, составляющих основу экологии как науки |
1.2.Учение о биосфере | знать:основные положения учения о биосфере, эволюцию и структуру биосферы | ||
1.3.Фундаментальная роль живого вещества | знать:свойства, функции и распределение живого вещества биосферы | ||
1.4.Круговороты веществ в биосфере | знать:круговороты основных биогенных элементов;воздействие антропогенных факторов на круговороты веществ; уметь:выделять биосферные циклы углерода, азота, фосфора, серы, биогенный цикл кислорода и круговорот воды | ||
2.Экосистемы | 2.5.Экосистемы и их классификация | знать:экосистему как сложную открытую систему, принципы ее организации и функционирования; классификации экосистем | |
2.6.Сукцессия экосистем | знать:понятие и сущность сукцессионного процесса; виды сукцессий; факторы, вызывающие сукцессии; понятие климакса уметь:определять последовательности природных и антропогенных сукцессий | ||
2.7.Трофические взаимодействия в экосистемах. Экологические пирамиды | знать:трофические связи в сообществах; цепи питания; трофические уровни; типы экологических пирамид, правила экологических пирамид уметь:классифицировать организмы по типу питания; определять типы экологических пирамид; определять трофическое положение популяции в пищевой цепи; распределять организмы по трофическим уровням | ||
2.8.Продукция и энергия в экосистемах | знать:понятие биологической продуктивности; превращение энергии в экосистемах | ||
3.Сообщества и популяции | 3.9.Демэкология и синэкология | знать:понятия и определения, составляющие основу демэкологии и синэкологии; основные принципы организации и функционирования сообществ и популяций (самоорганизация, саморегуляция) | |
3.10.Биотические связи организмов в биоценозах | знать:классификации биотических связей по характеру и по объекту уметь:выделять виды биотических связей в сообществах; оценивать характер связей между особями разных популяций | ||
3.11.Структура сообществ | знать:структуру сообществ и ее основные компоненты (фитоценоз, зооценоз, микробоценоз и др.); понятие экологической ниши уметь:характеризовать видовую, пространственную, экологическую структуру сообществ | ||
3.12.Популяция и ее свойства | знать:понятие, основные свойства и характеристики популяции; структуру и динамику популяций; уметь:оценивать статистические и динамические показатели популяций | ||
4.Глобальные экологические проблемы | 4.13.«Парниковый эффект» | знать:парниковые газы; сущность и последствия их влияния на климат Земли | |
4.14.«Озоновые дыры» | знать:факторы, влияющие на разрушение озонового слоя | ||
4.15.Энергетическая проблема | знать:энергетические ресурсы планеты, традиционные и альтернативные источники энергии | ||
4.16.«Демографический взрыв» | знать:суть понятия «демографический взрыв», причины роста численности населения Земли; соотношения по регионам; темпы урбанизации; пути решения проблемы народонаселения уметь:оценивать демографические показатели | ||
4.17.Продовольственная проблема | знать:суть продовольственной проблемы и пути ее решения; связь с демографической проблемой | ||
4.18.Сокращение биоразнообразия | знать:причины снижения биоразнообразия; способы его сохранения; значение биоразнообразия для сохранения генофонда биосферы; Красная книга | ||
5.Рациональное природопользование и охрана окружающей среды | 5.19.Экологические принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды | знать:классификацию природных ресурсов по принципам исчерпаемости, заменимости, хозяйственному назначению, происхождению; экологические принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды | |
5.20.Мониторинг окружающей среды и его виды | знать:понятие, цели, задачи, виды и методы экологического мониторинга | ||
5.21.Экологические нормативы и стандарты | знать:экологические нормативы и стандарты уметь:оценивать соответствие уровня антропогенного воздействия имеющимся нормативам и стандартам | ||
5.22.Охрана атмосферного воздуха, воды и почвы | знать:способы охраны воздуха, воды и почвы от загрязняющих веществ | ||
5.23.Экозащитная техника и технологии | знать:основные виды экозащитной техники и технологии (аппараты по очистке газопылевых выбросов, методы очистки сточных вод, безотходные, ресурсосберегающие технологии, биотехнологии защиты компонентов природной среды и др.) | ||
5.24.Особо охраняемые природные территории | знать:виды особо охраняемых природных территорий; задачи, которые они выполняют |
5. Педагогический анализ результатов тестирования студентов по дисциплине
«Экология»
Для анализа и оценки качества подготовки студентов по дисциплине результаты педагогических измерений по каждой ООП представлены в удобных для принятия решений формах:
· карта коэффициентов решаемости заданий по темам дисциплины;
· диаграмма освоения ДЕ дисциплины.
Значения коэффициентов решаемости для заданий рассчитываются как соотношение числа студентов, выполнивших задание, к общему числу участников, которым предлагалось данное задание. При анализе результатов педагогических измерений по карте коэффициентов решаемости можно придерживаться следующей классификации уровней трудности заданий для данной группы студентов: легкие задания – коэффициент решаемости от 0,7 до 1,0; задания средней трудности – коэффициент решаемости от 0,4 до 0,7; задания повышенной трудности – коэффициент решаемости менее 0,4. Для группы студентов, освоивших дисциплину на уровне требований ГОС, все задания должны иметь коэффициент решаемости не ниже 0,7.
Значения коэффициентов освоения ДЕ дисциплины выражаются через долю студентов, преодолевших критерий освоения конкретной ДЕ дисциплины. Как правило, в качестве критерия освоения ДЕ дисциплины берется выполнение 50% заданий от их общего числа в ДЕ.
Введено три уровня освоения раздела (ДЕ) дисциплины: