Процедуры государственного финансирования
В переходе к рыночной экономике процедуры, управляющие государственным финансированием и расходами, должны быть подвергнуты основательным изменениям, и такие учреждения, как экологические фонды, должны освоить новые способы работы.
В демократических рыночных экономиках необходимы четкие правила и процедуры для обеспечения того, чтобы государственные учреждения тратили эффективно общественные средства в интересах населения в целом (по крайней мере, как это выражено в законодательстве, принятом Парламентом, и как указано в задачах государственной политики). Транспарентность и отчетность являются основными дисциплинарными силами в процессе общественных затрат. Принимая решения по расходам должностные лица должны следовать четким процедурам, руководствам и приоритетам. Государственные организации также должны публиковать информацию по их расходам и результатам деятельности и регулярно вовлекать широкую общественность в принятие крупных решений.
Экологические фонды должны следовать правилам финансового контроля и отчетности. Основные процедуры для финансового контроля должны включать подготовку ежегодного бюджета, обычно совместно с государственным бюджетом, а также ежегодные отчеты с подробными затратами и результатами. Финансовый менеджмент и финансовые трансакции должны подвергаться надзору государственных органов, ответственных за бюджет и расходы. Кроме того, было бы полезно привлекать бухгалтерские фирмы частного сектора для выполнения регулярных, независимых аудиторских проверок деятельности фонда. Основная информация в бюджете и в ежегодном отчете фонда должна публиковаться.
Рис. 3.1. Описание программного цикла
Один из важных принципов налогового контроля заключается в том, что деятельность фонда и решения по затратам должны включать тщательную оценку риска и возврата с капитала, используя такую методологию, как анализ эффективности затрат. Последствия решений по государственным расходам лежат на государственном бюджете и, в конечном итоге, на налогоплательщиках. (Напротив, риск в частном секторе оценивается прямо или косвенно владельцами ресурсов, и последствия, обычно определяемые рыночными силами, в конечном итоге лежат на компании и ее акционерах.) Фонды тратят общественные средства и должны минимизировать свои финансовые риски.
Эквивалентность ссуды / дотации при слабо развитых рынках капитала
Существует аргумент, что дотации и субсидируемые займы должны считаться эквивалентными только при эффективных рынках капитала, поскольку в этих условиях существуют займы по рыночной ставке. В большинстве стран с переходной экономикой существует банковская система и, хотя она стоит перед рядом проблем, финансирование возможно, но по различной стоимости. Дефицит капитала для некоторых проектов или для некоторых заемщиков выражается на рынке в запретительно высокой стоимости этого капитала. Например, высокая стоимость капитала для экологических проектов проявляется в высоких процентных ставках, взимаемых коммерческими финансовыми учреждениями с займов, предоставляемых для финансирования экологических инвестиций. Экологические фонды должны принимать условия рынка капитала как нечто существующее. Они не влияют на оценку риска и предпочтения банков и, следовательно, на наличие и стоимость альтернативного коммерческого финансирования. Это просто означает, что посредством взимания единообразных низких процентных ставок с их займов фонды могут предоставлять различные субсидии (различный дотационный эквивалент) различным реципиентам, в зависимости от индивидуальной стоимости альтернативного займа. Другими словами, дотационный эквивалент ссуды составляет разницу между стоимостью капитала, полученного от фонда, и стоимостью капитала, получаемого от коммерческих финансовых учреждений. Если эта разница очень высока, это означает, что дотационный эквивалент, необходимый для успешного завершения проекта, будет также очень высоким. В этом случае ссуда экологического фонда должна рассматриваться как чрезвычайно льготное финансирование.