Промышленная безопасность

Производственный потенциал угольной промышленности — это 91 шахта, 137 разрезов, 49 обогати­тельных фабрик, и 2 обогатительные установки. Удельный вес открытого способа добычи более 68%.

Горно-геологические условия разработки угольных месторожде­ний России продолжают постоянно усложняться, в том числе и в резуль­тате повышающейся интенсивности отработки запасов. Абсолютное большинство шахт работает в опас­ных условиях, что обусловлено по­вышенными рисками труда. Средняя глубина разработки угольных плас­тов подземным способом выросла с 388 м (2000 г.) до 421 м (2009 г.), (на 8,5 %). В Воркуте и Ростовской облас­ти есть шахты с глубиной разработки пластов более 1000 м. Доля шахт с высокой степенью метаноноопасности достигла 60% (шахты 3-й категории и выше, а также опасные по внезапным выбросам). Среди разрабатываемых пластов, 91 % яв­ляются опасными по взрывчатости угольной пыли, 61 % — склонны к самовозгоранию угля, 11 % — опасны по внезапным выбросам, а 38% — склонны к внезапным выбросам угля и газа, а 22% — опасны по горным ударам.

Доля добычи угля из шахт, опасных по взрывам метана и угольной пыли, горным ударам, внезапным выбросам угля и газа, выросла с 88% в 2000 г. до 95 % в 2009 г., и в абсолютных объемах увеличилась на 20 млн т, или на 25 % (рис. 9).

промышленная безопасность - student2.ru

Рис. 9. Добыча угля на шахтах с опасными условиями, млн т

Вскрытие новых горизонтов на шахтах ведется по временным схемам, большое количество шахт работают в уклонных полях, про­ветриваются также по временным схемам, о чем свидетельствует высокий удельный вес уклонов в общем объеме поддерживаемых горных выработок, а также крайне низкая доля вертикальных ство­лов (рис. 10).

промышленная безопасность - student2.ru

Рис. 10. Протяженность поддерживаемых горных выработок, %

Из-за высоких удельных затрат на проходку и обустройство ка­питальных горных выработок, в том числе вертикальных стволов и полевых штреков, у собственников нет коммерческого интереса в их проведении.

С 2002 г. наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал доля Кузбасса в общем объеме инвестиций выросла с60 до 80% (рис. 11). Однако основная часть капитальных вложений (74%) идет на обновление активной части основных фондов (оборудова­ние). При этом недостаточно средств вкладывается в проведение вертикальных стволов и на внедрение средств комплексной дега­зации, что естественно сказывается на состоянии промышленной безопасности которую нельзя признать удовлетворительной.

промышленная безопасность - student2.ru
Рис. 11. Структура инвестиций в основной капитал угольных предприятий, млрд руб.

Внедрение прогрессивной техники и технологии не обеспечено комплексным решением вопросов дегазации и вентиляции. Нагруз­ки на очистные забои выросли более чем вдвое за счет внедрения мощного зарубежного оборудования. При этом реализованные проекты по комплексной дегазации шахты пока носят единичный характер. В Кузбассе это, например, несколько шахт ОАО «СУЭК».

Говоря об открытых горных работах, необходимо отметить, что доля прогрессивных технологий (поточной и циклично-поточной) составляют 20%, оборудование изношено.уровень рекультивации составляет 50% годового нарушения.

С целью снижения аварийности и сохранения жизни и здо­ровья работников угольной промышленности по поручению Правительства Российской Федерации Минэнерго России, Мин-здравсоцразвития России, Минприроды России, Ростехнадзор и Росуглепроф разработали в 2009 г. «Программу по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопаснос­ти ведения горных работ, снижения аварийности и травматиз­ма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей на 2009-2010 годы» (рис. 12), которая в настоящее время реализуется. Министерствами выполняется 49 мероприятий, в том числе: разработка трех законопроектов, 23 нормативных правовых актов по вопросам промышленной безопасности и охране труда и др.

Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения
безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной
отрасли, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных,
аварийно-спасательных частей на 2009-2010 годы. Часть 1

промышленная безопасность - student2.ru
Рис. 12. Программа по улучшению условий труда и повышению безопасности. Часть 1

Программа предусматривает осуществление угольными компа­ниями выполнение работ по всем направлениям, обеспечивающим повышение промышленной безопасности (рис. 13).

Программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения
безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной
отрасли, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных,
аварийно-спасательных частей на 2009-2010 годы. Часть 2

промышленная безопасность - student2.ru
Рис. 13. Программа по улучшению условий труда и повышению безопасности. Часть 2

На эти цели в 2009-2010 гг. компании направят 24млрд руб. Естес­твенно, что по итогам 2010 г. эта программа должна быть дополнена и продолжена в 2011 -2012 годы.

Кроме то го требует кардинального обновления нормативная база проектирования с учетом характеристик современного угледобы­вающего оборудования, новейших достижений отечественного и мирового горного дела. Технологические схемы ведения очистных и подготовительных работ, схемы вскрытия и подготовка шахтных полей давно устарели.

Необходимо до конца года разработать и принять Программу совершенствования нормативной базы проектирования строитель­ства угледобывающих предприятий (шахт, разрезов) и углеобогати­тельных фабрик.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Дальнейшее развитие отрасли связано с освоением новых мес­торождений каменного угля. Это в первую очередь Эльгинское месторождение коксующегося угля в Республике Саха (Якутия), Элегестское и Межэгейское месторожде­ния коксующегося угля в Республике Тыва, Ерунаковское и Менчерепское месторождения в Кузбассе (рис. 14).

промышленная безопасность - student2.ru

Рис. 14. Перспективные угольные месторождения России

Освоение и развитие новых мес­торождений угля возможно осущест­влять только на условиях государс­твенно-частного партнерства. Такие примеры уже есть — именно так ОАО «Мечел» осваивает Эльгинское место­рождение.

Отрасли необходима коренная мо­дернизация. Сегодня востребованы инвестиции на весь жизненный цикл предприятия. Это и инфраструктура, не­обходимая для деятельности предпри­ятия, в том числе транспортная, это и горнокапитальные работы, это и новое оборудование, в том числе по дегаза­ции. Для обеспечения промышленной безопасности необходимы инвестиции. Особенность этих инвестиций — срок окупаемости больше 10 лет.

Начиная с 2005г. в угольной про­мышленности действует механизм возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями угольной промышлен­ности на реализацию инвестиционных проектов. Указанный механизм позво­лил в течение 2005-2007 гг. привлечь кредиты банков на реализацию инвес­тиционных проектов угольных компа­ний в объеме более 26 млрд руб., это свидетельствует о его эффективности и необходимости продолжения этой практики.

В целях стимулирования и обеспе­чения государственной поддержки инвестиционной деятельности уголь­ных компаний (поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медве­дева от 20.02.2010 г. №К419, п. 1 «ж»), необходимо, начиная с 2011 г., пре­дусмотреть механизм возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по креди­там, полученным на срок до пяти лет на реализацию инвестиционных про­ектов, связанным с техническим пере­вооружением, реконструкцией, под­держанием мощностей действующих

угледобывающих организаций, приобретением оборудования и приборов, обеспечивающих безопасное ведение горных работ, систем контроля и аварийного оповещения. На эти цели необхо­димо предусмотреть в федеральном бюджете ежегодные расходы по 1200 млн руб. в год. Это позволит привлечь кредиты банков в объеме более 20 млрд руб.

Кроме того, для стимулирования инвестиционной деятельности угольных компаний необходимо не только ускорить принятие за ко­на о дифференцированном налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но и принять решение об освобождении от этого налога на определенный период времени при разработке новых месторож­дений и необходимости строительства новой инфраструктуры, а также на конечном этапе разработки месторождений.

Количество поставляемого в Россию импортного оборудования постоянно увеличивается (табл. 2).

Таблица 2 Динамика удельного веса импортного оборудования в общем объеме парка ГШО отрасли, %

Оборудование 2000 г. 2009 г.
Механизированные крепи и комбайны на подземных горных работах 19,6 54,9
— в том числе производства Украины 11,3 10,1
Основное технологическое оборудование на открытых горных работах — Технологический автотранспорт 5,3 80,0 23,0 88,0

Необходимо разработать комплекс мер по развитию отечест­венного угольного машиностроения включая не только вопросы подготовки новых технических регламентов, национальных стан­дартов, содержащих требования безопасности к горношахтному и горнотранспортному оборудованию, созданию и модернизации стендовой базы для испытаний указанного оборудования, но и сти­мулирующие российских производителей к созданию совместных предприятий с мировыми лидерами — производителями горного оборудования.

Подготовить предложения:

· о внесении изменений и дополнений в ФЦП «Национальная тех­нологическая база на 2007-2011 годы» и «Исследование и разработ­ка по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы» в части необходимости разра­ботки технологий, повышающих уровень безопасности в ТЭК;

· по субсидированию технологического перевооружения ор­ганизаций тяжелого машиностроения путем их внесения в поста­новление Правительство Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №205;

· по корректировке мер таможенно-тарифного регулирования по ограничению ввоза на территорию Российской Федерации комп­лектного и бывшего в употреблении горношахтного оборудования, аналоги которого производятся отечественными предприятиями;

· по внесению дополнений в Постановление Правительство Российской Федерации от 28.07.200бг. №468 «Об утверждении пе­речней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев» в части включения в него перечня соответству­ющего горношахтного оборудования.

Реализация предложенных мер невозможна без соответствую­щего развития научной и проектной базы отрасли, без квалифици­рованных кадров.

К основным недостаткам осуществления научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских и проектных работ в угольной отрас­ли следует, прежде всего, отнести:

· отсутствие консолидированных усилий государственных структур и угольных компаний в решении научно-технических задач отрасли на основе механизма го­сударственно-частного партнерства по совместному финансированию выполне­ния научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государством и угольными компаниями;

· разобщенность и нерациональное использование имеющегося научно-тех­нического потенциала, в том числе акаде­мического сектора и вузовской науки для решения проблем угольной отрасли;

· нестабильное обновление отрасле­вых нормативно-правововых документов из-за недостаточности финансирования исследований, обеспечивающих научное обоснование принимаемых нормативов, в том числе в области технического регу­лирования;

· отсутствие постоянного мониторин­га изменения горно-технических условий разработки угольных месторождений и выполнения прикладных научных исследовании синхронизирующих создание и применение новых тех­нико-технологических решений, интенсифицирующих производс­твенные процессы с обеспечением безаварийной работы горных предприятий.

Таким образом, в настоящее время отсутствует эффективно функционирующая система для реализации единой научно-инновационной политики развития угольной отрасли, особенно в части создания и применения новых техники и технологий, позволяющих интенси­фицировать производственные процессы, обеспечить безаварий­ную работу горных предприятий. Также сохраняется разрыв между отраслевой наукой, горным образованием и производственными предприятиями угольной промышленности, в том числе на уров­нях системы воспроизводства научных кадров, организационного обеспечения технологического коридора «прикладные иссле­дования — опытно-конструкторские разработки (проектирова­ние) — производство», подготовки кадров под конкретные направ­ления инновационной деятельности для нужд угольной отрасли.

В целях развития системы научных исследований и прикладных разработок, создания качественной инновационной инфраструк­туры и обеспечения необходимого уровня технологической готов­ности предприятий углепромышленного комплекса к эффектив­ному функционированию Минэнерго России планирует принять следующие меры по укреплению системы научных и проектных организаций угольной промышленности.

Создать при Минэнерго России научно-технический совет угольной промышленности (далее — НТС) из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной влас­ти (Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минп­рироды России, Минпромторга России, Ростехрегулирования, Ростехнадзора, Роснедр, Главгосэкспертизы и других), угольных компаний, научных (включая РАН) и проектных организаций и организовать его работу по следующим секциям: технология добычи и переработки угля, проектирование угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий, промышленная безо­пасность и охрана труда, техническое регулирование, экология горного производства, энергетическая эффективность, экономи­ка угольной промышленности.

В рамках научно-технического совета будет:

· разработана и реализована программа приоритетных направлений научных иссле­дований в угольной отрасли на ближайшие 3-5 лет, консолидируя усилия государствен­ных структур и угольных компаний, с одной стороны, и научных и проектных организаций с другой;

· обеспечены рассмотрение и экспертиза долгосрочной программы развития уголь­ной промышленности на период до 2030 г., программы лицензирования угольных мес­торождений, программы по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, по­вышения безопасности ведения горных ра­бот, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспа­сательных, аварийно-спасательных частей, программы совершенствования нормативной базы по вопросам, связанным с проектированием, строительством и эксплуатацией угледобывающих предприятий (шахт, разрезов) и обогатительных фабрик, программы разработки национальных стандартов (сводов правил) в угольной отрасли, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов и других доку­ментов, связанных с развитием отрасли;

· создана площадка для информационного обмена между пред­приятиями угольной отрасли в части инновационных разработок и использования результатов научно-технической деятельности отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций;

· подготовлены предложения по совершенствованию законо­дательных и нормативных правовыхактов в части стимулирования угольных компаний по совместному финансированию выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рам­ках государственно-частного партнерства, а также обеспечения доступа научных сотрудников на предприятия угольной промыш­ленности для проведения натурных наблюдений, сбора статисти­ческих данных, проведения экспериментов;

· разработан комплекс стимулирующих мер по привлечению в научные организации угольной промышленности молодых спе­циалистов в том числе за счет увеличения вузам бюджетной квоты на подготовку инженеров горных специальностей; предусмотреть возможность предоставления ведущим отраслевым институтам бюджетных квот для подготовки аспирантов.

В связи с тем, что необходим определенный период реструк­туризации системы научных организаций, выстраивания новой технологической цепочки и подготовка ее функционирования в новых экономических условиях выполнение вышеуказанных работ Научно-техническим советом осуществить в организационно-пра­вовой форме простого товарищества с участием научно-исследова­тельских организаций, проектных и учебных институтов, угольных компаний, производителей горно-шахтного оборудования и других заинтересованных организаций.

В дальнейшем для обеспечения системности и координации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в угольной промышленности целесообразно реорганизовать простое товарищество в некоммерческое партнерство.

По нашему мнению, основой дальнейше­го развития отрасли должен быть баланс интересов и ответственности государства и бизнеса (рис. 15).

При этом государство ответственно за совершенствование нормативно-правовой базы (создавалась в 1970 — 1980-х годах); эффективный надзор(усиление функций) и благоприятный инвестиционный климат.

С другой стороны, интересы промышленная безопасность - student2.ru бизнеса—это не только инвестиционная привлекатель­ность и доступность кредитных ресурсов, но и ответственность и обязанности, в том чис­ле по промышленной безопасности и охране труда (страхованию и созданию ликвидаци­онных фондов), социальные обязательства.

Государство оказывает определяющее влияние на такие сферы, как:

· формирование рынков (энергобаланс, генеральная схема элек­троэнергетики, газовой промышленности, транспорта, ж/д тарифы, цены на газ, гармонизация с программами других отраслей);

· оказание различных форм государственной поддержки, учи­тывая длительный инвестиционный цикл в угольной отрасли;

· наука и образование.

При этом можно выделить следующие этапы развития отношений между государством и бизнесом:

· совершенствование законодательства обеспечивающего бе­зопасность, при проектировании, строительстве и эксплуатации угольных предприятий, т.е. установление «правил игры»;

· развитие рынка, в том числе стимулирование сооружения но­вой угольной генерации, развития инфраструктуры;

· стимулирование инвестиционного процесса, в том числе по модернизации горного хозяйства, освоению новых месторождений путем не только субсидирования процентных ставок, но и предо­ставления налоговых льгот и преференций, (ускоренная амортиза­ция) с учетом необходимости недопущения выпадающих доходов региональных бюджетов.

Целевая модель отрасли государством и бизнесом разрабаты­вается совместно. Уже сейчас с целью выработки предложений по железнодорожным тарифам, по нормам естественной убыли, по форме долгосрочных контрактов на поставку угля на внутренний рынок в Минэнерго России созданы и действуют с участием предста­вителей федеральных исполнительных органов власти и угольных компаний соответствующие рабочие группы.

Указанные приоритеты должны найти отражение в Комплексной программе развития угольной промышленности, разработка ко­торой осуществляется Минэнерго России с участием заинтересо­ванных федеральных органов исполнительной власти и угольных компаний. Для чего также создана специальная рабочая группа.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что, даже пройдя тяжелые времена, отрасль сохранила потенциал развития. Его реализация — в плоскости более тесного взаимодействия частных компаний и государства, наличии долгосрочной государственной политики и программы.

Наши рекомендации