Г. Воскресенск, Московской области
«Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками»
Л.В.Занков
«Дети учатся лучше, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.»
Питер Клайн
Исследование – нормальная, свойственная любому здоровому ребёнку деятельность. Именно этот вид деятельности ставит школьника в позицию субъекта познавательной деятельности, не эксплуатирует память, а формирует механизм мышления, совершенствует умение задавать конструктивные вопросы.
Методическая цель урока по системе Л.В.Занкова - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для достижения этой цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, при которых дети не получают знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
Развитию у школьников навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых ученик должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Это может быть рецензирование ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, с активным поиском главного.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы. Исследовательская работа в начальной школе ведётся в двух направлениях. Первое – это групповая исследовательская программа, которая тесно связана с программным материалом. Исследование может занять весь урок или 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких уроках очень большое внимание уделяется групповым формам работы.
Так например, я проводила во 2 классе урок по окружающего миру по теме «Культурные растения. Какие части растений мы едим». Вся работа проходила в группах. У каждой группе были разные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. После распределения их на 2 группы, возникла проблема, к какой группе отнести ягоды. После того, как провели исследование: сравнивали овощи и фрукты по цвету, по наличию (в разрезанном виде) семечек, мякоти, сделали вывод, что ягода – это плод, который может быть и у фруктов, и у овощей.
В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разных источников, обобщать факты, явления, делать выводы.
Познавательная активность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. Такой шанс предоставляет урок изучения нового материала. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, то есть со столкновения с противоречием. Дальше разворачивается поиск решения. Выдвигаются различные гипотезы, но только одна выдерживает проверку и превращается в решение. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов. Так например, на уроке математики в 1 классе в результате обозначения числа множеств, дети получили ряд чисел: 3,4,5,6,7. В результате исследования пришли к выводу, что это не натуральный ряд, т.к. не начинается с числа 1 и небесконечен. Возникла проблема: «Что это?». После обмена мнениями пришли к выводу, что это отрезок натурального ряда. На уроке математики в 3 классе, решая примеры вида 48:4, встречается пример 48:3, где разложение делимого на разрядные слагаемые не подходит. Возникает проблема, как быть? Дети предлагают различные варианты, которые обязательно проверяются. Обязательно находится тот, который подходит, т. е. разложение на удобные слагаемые. На уроке русского языка уравнивая слова: водный, водичка, подводник, дети заметили, что гласный в корне пишется одинаково и чтобы не ошибиться в написании гласного в безударном слоге, надо подобрать родственное слово с гласным под ударением. Итак, уроки математики и уроки русского языка обязательно включают в себя проблемные ситуации, т.к. они уже заложены в задания в учебниках И.И. Аргинской и А.В.Поляковой.
Ещё хочется добавить, что в процессе исследования, как и любого познания, ключевую роль играет вопрос. Ведь познание начинается с вопросов. Умение их задавать, а также находить на них ответы - неотъемлемая часть исследовательских навыков. В своей практике я использую такие виды работы: на уроках чтения или окружающего мира дети читают небольшой отрывок из текста, затем задают вопросы друг другу по прочитанному. А уже в середине 2 и в 3 классе в домашнем задании по окружающему миру предлагаю к данному тексту составить несколько вопросов. Затем урок начинаем с игры «Вопрос-ответ», т.е. дети задают вопросы друг другу по схеме: ответил на вопрос правильно- задай свой. С каждым разом дети составляют вопросы более сложные, т.к. боятся повторения. Затем эти вопросы я использую при составлении проверочных тестов.
В заключение хотелось бы сказать, что работа в области исследовательской деятельности требует от учителя особых усилий. Система Л.В. Занкова позволяет развивать у детей исследовательские наклонности, соблюдая при этом следующие правила:
-не заниматься наставлениями; не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
-не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что могут сделать(или могут научиться делать) самостоятельно;
-помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
-подходить ко всему творчески.