Экономические цели сохранения биоразнообразия
В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (принята в Рио - 92) ставятся 3 цели в области биоразнообразия:
1. сохранение биологического разнообразия;
2. устойчивое использование его компонентов;
3. получение на справедливой и равной основе выгод (связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования).
Экономические и финансовые механизмы сохранения биоразнообразия.
1. Экономические механизмы сохранения биоразнообразия.Экономические механизмы включают систему мер:
1) Регулирующих существующие рыночные отношения посредством платежей (налогов, штрафов) и стимулов (например, налоговых льгот, неденежных субсидий).
2) Создающих новые рынки:
· Контролируемая рекреационная деятельности (включая туризм, экологические тропы и т.д.), размещения (зоопарки, аквариумы, океанариумы и т.п.);
· Стимулирование разведения коммерчески ценных видов на специализированных фермах и в неволе;
· Акционирование экологических объектов с ценными или редкими видами, выпуск природоохранных облигаций, создание системы страхования редких видов, использование компенсаций (льгот) частным или коллективным землепользователям за ущерб, нанесенный редкими хищниками домашнему хозяйству;
· Поощрение контролируемой коммерческой деятельности в ООПТ (национальных парках, заказниках, охранных зонах заповедников);
3) Стимулирующих сохранение некоммерческих биологических видов (например, использование компенсаций (льгот) частным или коллективным землепользователям, отдельным гражданам за охрану ими редких видов на их территориях).
При этом
· часть средств (от ренты/прибыли/выручки частных и государственных компаний, учреждений, органов), получаемых от пользования невозобновимыми природными ресурсами (нефть, газ, другие минеральные ресурсы) направлять на сохранение ценных видов;
· часть средств, получаемых от коммерческого использования (прибыли компаний) возобновимых природных ресурсов и от штрафов за браконьерскую деятельность, использовать для сохранения редких видов;
· средства, вырученные от продажи коммерчески ценных видов в результате их лицензионного изъятия из природной среды, полностью направлять на охрану редких видов.
В реформировании налоговой системы на макроуровне следует выделить следующие аспекты:
1) реформирование системы налогообложения (налогообложение на вовлекаемые в производство природные ресурсы, а не на результат производства)
2) возрастание удельного веса налогов на природоэксплуатирущую и природозагрязняющую деятельность (как важной причины вымирания редких видов) в общей сумме налогов.
3) экологизация системы налогообложения – создание единой системы налогов, охватывающей всю природно-продуктовую вертикаль (цепочку) – от первичного природного вещества до конечной продукции, получаемой на его основе.
4) пересмотр и отмена субсидий, наносящих ущерб окружающей среде и редким видам (в энергетике, промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве)
Для устойчивого использования коммерческих видов при общем направлении на минимизацию их изъятия в качестве основных мер можно отметить:
1) получение максимального количества биоресурсов из культур путем: повышения продуктивности существующих культур; введения новых видов в культуру; + генной инженерия;
2) замену природных материалов синтетическими
Основой становления эффективной системы экономических механизмов охраны видов должно быть:
1) учета и оценки имеющихся биоресурсов
2) оценка вклада биоресурсов видов в национальную экономику
3) оценка экономической продуктивности различных экосистем
4) разработка структуры экономической ответственности за охрану редких видов в регионе
5) обеспечение реализации экономических стимулов для сохранения редких видов;
6) вовлечение местного населения в получение экономических стимулов от сохранения редких видов
7) проведение экономической оценки редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу
8) включение экономического раздела в эколого-экономический кадастр ООПТ и разработка методики его заполнения
Механизмы предупреждения появления редких видов и их вывода из Красных книг должны быть направлены на ограничение, нейтрализацию и/или устранение указанных лимитирующих факторов.
Например, установление квот изъятия биологических видов, изъятие (выкуп) экокритических земельных участков местным правительством; введение стимулов – более дешевых лицензий на оборот нередких видов, вознаграждения заповедникам, местной администрации; обмены одних земель (с редкими видами) на другие; разрешения властей на изъятие и продажу отдельных (больных, малосильных и т.п.)