Доходов населения и оплата труда
Прожиточный минимум.Минтрудом России, осуществляющим социальную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, прогнозируются следующие минимальные показатели стоимости жизни прожиточного минимума.
Прогнозирование величины прожиточного минимума до 2004 года производилось в соответствии с Федеральным законом от 20 ноября
Таблица 4
Показатели | 1999 г. отчет | 2000 г. прогноз | 2001 г. оценка | 2002 г. прогноз | 2003 г. прогноз | 2004 г. прогноз | |||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||||
В среднем на душу населения | |||||||||
В том числе: трудоспособное население | |||||||||
пенсионеры | |||||||||
дети |
1999 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192, и Методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, утвержденной постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. № 36/34.
По прогнозным оценкам специалистов Минтруда России в 2004 году прожиточный минимум в среднем на душу населения достигнет уровня 2010-2047 руб. В разрезе социально-демографических групп населения его величина для трудоспособного населения составит 2190-2230 руб., пенсионеров — 1531-1559 руб. и детей — 1992-2029 руб. (см. табл. 4).
В соответствии с заложенным в сценарных условиях последовательным повышением уровня жизни, постепенным снижением инфляции до уровня 11 % в 2004 году, Минтрудом России прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в 2001 -2004 гг. в пределах от 104,5% до 107% в зависимости от варианта прогноза.
В 2004 году покупательная способность среднедушевых денежных Доходов населения значительно увеличится и составит 2,23-2,31 раза против 1,78 раза в 2000 году.
В прогнозном периоде реальные доходы населения будут возрастать более высокими темпами, чем рост ВВП. Так, при обеспечении в 2004 году прироста ВВП по сравнению с 2000 годом на 14,8-18,1 %, реальные Доходы населения могут увеличиться за этот период на 23-28%.
Доля денежных доходов населения в ВВП в 2004 году может составить 57,5-57,7%, против 53,0% в 2000 году (см. табл. 5).
Увеличение реальных доходов возможно через повышение платежеспособного спроса населения с пополнением бюджетов всех уровней, что окажет положительное влияние на финансовые и экономические процессы в стране, рост инвестиций в реальный сектор экономики.
Заработная плата и внутренний валовой продукт.Прогнозные оценки заработной платы Минтруда России базируются на заданных сценарными условиями темпах экономического роста. Прогнозируемый прирост объема ВВП на 2001 -2004 годы по отношению к 2000 году соответственно на 14,8-18,1 % и промышленного производства на 16,1-18,6% дают предпосылки обеспечения повышения заработной платы в абсолютном значении, в том числе реальной заработной платы, при сохранении инфляции на прогнозируемом уровне.
По прогнозу Минтруда России рост реальной заработной платы при сохранении имеющихся тенденций в экономике в 2001-2004 гг. может составить от 105,9% до 107% в год в зависимости от варианта прогноза.
По прогнозу Минтруда России рост реальной заработной платы при сохранении имеющихся тенденций в экономике к 2004 году может составить 28,5 % по сравнению с 2000 годом по первому варианту прогноза и 36% — по второму варианту прогноза.
В 2000 году номинальная заработная плата возросла по сравнению с 1999 годом на 48,3% и достигла 2259 руб. Впервые за последние годы по сравнению с прошлым годом значительно увеличилась (на 22,8%) реальная заработная плата. Однако эти сдвиги пока не внесли перелом в сложившуюся ситуацию.
Таблица 5 ВВП и денежные доходы населения | |||||||||
Показатели | 1999 г. отчет | 2000 г. отчет | 2001 г. оценка | 2002 г. прогноз | 2003 г. прогноз | 2004 г. прогноз | |||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||||
Денежные доходы населения, млрд руб. | 2811,1 | 3742,3 | |||||||
Рост по сравнению с предыдущим годом, % | 162,4 | 133,1 | 128,3 | 118,6 | 120,4 | 117,7 | 116,6 | 116,6 | |
Доля денежных доходов в ВВП, % | 59,1 | 53,0 | 55,8 | 56,3 | 56,3 | 56,8 | 56,7 | 57,7 | 57,5 |
Среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц | |||||||||
Рост по сравнению с предыдущим годом, % | 159,6 | 134,7 | 128,9 | 119,3 | 121,1 | 117,6 | 118,2 | 117,3 | 117,3 |
Реально денежные доходы, в % к предыдущему году | 85,2 | 109,1 | 105,5 | 105,0 | 107,0 | 104,5 | 106,0 | 106,0 | 107,0 |
Соотношение среднего денежного дохода с прожиточным минимумом в среднем на душу населения | 1,76 | 1,78 | 1,89 | 2,03 | 2,07 | 2,1 | 2,16 | 2,23 | 2,31 |
Соотношение средней зарплаты с прожиточным минимумом трудоспособного населения | 1,52 | 1,7 | 1,8 | 2,0 | 2,0 | 2,1 | 2,2 | 2,2 | 2,4 |
ВВП на душу населения, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | 105,8 | 108,8 | 104,5 | 104,1 | 104,9 | 103,1 | 104,5 | 104,6 | 105,3 |
Средний уровень заработной платы в стране еще крайне низок, в 14 субъектах Российской Федерации средняя заработная плата не достигла еще и прожиточного минимума.
В целом по Российской Федерации доля работников, имеющих заработную плату ниже прожиточного минимума, составляет более 30%.
Для ликвидации такого положения актуальным в ближайшее время является решение проблемы приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму и повышение заработной платы работников бюджетной сферы.
С 1 января 2001 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 200 рублей, что составляет к прогнозируемому в 2001 году уровню прожиточного минимума трудоспособного населения (1590 руб.) 12,6 %.
По прогнозу Минтруда России с 1 июля 2001 года предусмотрено довести размер минимальной оплаты труда до 300 руб. в месяц, в 2002 году—до 700 руб., в 2003 году—до 1200 руб., в 2004 году— до 1750 руб. (см. табл. 6).
В результате минимальный размер оплаты труда в 2004 году составит от уровня прожиточного минимума трудоспособного населения 78,5-79,9%.
Приближение минимального размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума в сжатые сроки возможно при решении следующих задач:
Gсоздание полноценных минимальных социальных гарантий оплаты труда наемным работникам;
Gсокращение доли работников с заработной платой ниже прожиточного минимума;
Gснижение необоснованно высокой дифференциации в заработной плате между различными категориями работающих;
Gлегализация части заработной платы, которая в настоящее время скрывается от налогообложения.
В процессе практической реализации любых социальных мер возможны альтернативные подходы, непредвиденные ситуации, непредвиденное воздействие тех или иных факторов, что и предполагает множество вариантов моделей, которые отражают измененное сочетание тех или иных социальных факторов, влияющих на исследуемые процессы. И каждая модель может представлять собой один из вариантов развития системы. Отсюда модели, с одной стороны, отражают протекание процесса в настоящем, с другой — помогают познать, как они будут протекать в будущем. А следовательно, моделирование выполняет функции поиска оптимальных средств управления, составления возможного прогноза.
Одной из практических задач в социальной сфере и в практике моделирования является определение наиболее значимой проблемы и цели ее исследования.
Таблица 6
Показатели | 1999 г. отчет | 2000 г. отчет | 2001 г. оценка | 2002 г. прогноз | 2003 г. прогноз | 2004 г. прогноз | |||
1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | 1 вар. | 2 вар. | ||||
Фонд заработной платы, млрд руб. | 934,7 | ||||||||
в % к предыдущему году | 143,8 | 146,0 | 127,5 | 121,3 | 124,1 | 119,4 | 119,9 | 117,1 | 117,8 |
Номинальная заработная плата, руб. | |||||||||
в % к предыдущему году | 144,9 | 148,3 | 128,2 | 120,9 | 123,7 | 119,1 | 119,6 | 116,5 | 117,3 |
Доля заработной платы в ВВП, % | 19,7 | 19,3 | 20,2 | 20,8 | 21,0 | 21,5 | 21,6 | 21,9 | 22,1 |
Реальная заработная плата, в % к предыдущему году | 78,0 | 122,8 | 106,7 | 107,0 | 110,0 | 106,3 | 107,7 | 105,9 | 107,6 |
Минимальный размер оплаты труда, руб. | 83,49 |
Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является и предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу, и важно не допускать абсолютизации ни одной из них.
Объективная сторона проблемной ситуации заключается в противоречии между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения, между компьютеризацией и ее социальными последствиями, между рыночными отношениями и нравственными устремлениями личности, особенно молодого поколения и т. д.
Применительно к социальной сфере в число субъективных факторов при выявлении и определении проблемной ситуации, ее описании, выработке путей и средств решения и в ходе самого решения входит прежде всего — понимание значимости этой ситуации, целесообразность ее решения, пересекающиеся в ней мотивы и интересы людей, нуждающихся в разрешении данной ситуации.