Глава 17. Этика и этикет 420



Глава 17. Этика и этикет 420 - student2.ru Глава 17. Этика и этикет 420 - student2.ru соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных обра­зований, существующих на данном этапе развития цивилизации.

Разумеется, различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития сво­ей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую сис­тему национальных знаков-символов общения, положительных тра­диций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно-эстетическим потреб­ностям людей.

Кроме того, по мере изменения условий жизни человечества, ро­ста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится обще­принятым, и наоборот. Таким образом, требования этикета не явля­ются абсолютными, они относительны, соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое, в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета — в отличие от норм морали — являются услов­ными, они как бы носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Условность этикета в каждом конкретном случае можно объяснить. Направ­ленный на объединение людей, он предлагает общепринятые фор­мы, стереотипы поведения, символы проявления мыслей и чувств, облегчающие людям взаимопонимание.

Следует специально остановиться еще на одном аспекте этикета: его можно рассматривать как эстетическую форму проявления нравственной культуры. Такое понимание содержит в себе указа­ния на ряд важных особенностей этикета. Во-первых, на то, что эти­кет — один из феноменов культуры, ибо хорошие манеры являют­ся внешним отражением внутренней культуры человека, его интеллектуальных качеств.

Правда, бывают и исключения. Так, высокая внутренняя духовность малообразованного простого человека может и не проявляться в его манерах — из-за незнания правил этикета. И наоборот: изысканные манеры обходительного пижона и ловеласа — еще не есть свидетель­ство его внутренней порядочности.

Во-вторых, здесь содержится указание на прямое отношение

этикета к нравственности, к моральному облику человека. Нако­нец, подчеркивается, что этикет — это эстетическая сторона по­ведения человека. Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика — то, что говорит о человеке, его чувствах и мыслях без слов; речь, обращенная к старшим, ровесникам, млад­шим при встрече и прощании, в гневе и радости; манера двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать грустные и радостные события, принимать гостей — всем этим видам общения человек старается придать не только нравственный, но и эстетический характер. Принятая в обществе эстетическая форма проявле­ния нравственной культуры человека и носит название этикета.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблю­дать основные нормы этикета, но и понимать их необходимость. Умение вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаи­мопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Итак, этикет — очень большая и важная часть общечелове­ческой культуры, нравственности и морали, выработанная на протяжении многих веков совокупными усилиями людей в соот­ветствии с их представлениями о добре, справедливос7пи, чело­вечности, о красоте и порядке, о благоустройстве и бытовой целесообразности. Рассмотрим же развитие этикета в историчес­ком ракурсе.

17.2. Очерк истории этикета

Историю становления и зарождения этикета интересно рассмот­реть в двух пластах — как историю европейского и отечественного этикета, с тем чтобы затем попытаться сделать некоторые обобщения.

Наши рекомендации