ЛЕКЦИЯ 13. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования
План лекции:
1. Международная торговля и вопросы природопользования
2. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
3. Заключение
13.1. Международная торговля и вопросы природопользования
Развитие мировой экономики сопровождается прогрессивным ростом объемов используемых природных ресурсов. За последние 35 лет использовано 80-85% нефти и газа от общего объема их добычи за всю историю человечества. Увеличивается потребление и других видов природных ресурсов. Около 65% от общего объема экспорта страны составляет минерально-сырьевая продукция. Россия входит в группу стран-экспортеров. Однако основу ее сырьевого экспорта составляет продукция низкой степени обработки, а в структуре импорта высокую долю занимают товары производственного назначения.
Природно-сырьевые, научно-технические и интеллектуальные возможности России позволяют рационально сочетать различные варианты экспортно-импортной политики. Эти возможности являются главным преимуществом России перед остальными странами мира, поскольку даже самые богатые природными ресурсами страны отличаются узостью сырьевой специализации.
Во многом эффективность экспортно-импортной политики России, в сфере природопользования будет зависеть от успеха переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).
В 1994 году Правительство России передало странам-участницам Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Меморандум о внешнеторговом режиме России, что открыло активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. В связи с тем, что с 1 января 1995 года начала функционировать ВТО, Рабочая группа, которая была создана для рассмотрения вопроса о присоединении России к ГАТТ, была переименована в Рабочую группу по присоединению России к ВТО.
Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно – это проверка российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному соглашению и другим договоренностям ВТО. Другое – это разработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по Генеральному соглашению по торговле и услугам (ГАТС). Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России и позволит закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Данные направления определяют условия присоединения России к ВТО, к сложившейся в мире и развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Условия присоединения к ВТО – компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров на основе взаимных уступок и взаимных условий, их обуславливающих. Перед Россией стоит сложная задача – определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе переговоров. Эта задача решается в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из центрообразующих факторов на мировом рынке.
Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации».
ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил и правовых норм. Поэтому присоединение России к ВТО создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко определить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира.
Переговоры о присоединении России к ВТО носят крупномасштабный характер. В них вовлечены несколько десятков ведомств и правительственных органов, они требуют организации и координации переговорного процесса. Уже на начальной стадии переговоров определилась проблема четкого выделения баланса национальных экономических интересов России (обеспечивающих ее национальную экономическую безопасность и целостность) я интересов отдельных групп предпринимателей, производителей и потребителей всех форм собственности.
Наряду с общими, принципиально важными вопросами стратегического характера и долгосрочными экономическими проблемами в орбите переговоров оказались узкие конкретные, иногда технические вопросы, от решения которых во многом будет зависеть эффективность работы механизма внешнеэкономических связей страны, возникли проблемы и вопросы на уровне законодательной и исполнительной власти, федеральных и региональных органов власти, на уровне производителей и потребителей.
Вхождение во Всемирную торговую организацию начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.).
Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминаций. По существу, ГАТТ выполняло и продолжает выполнять роль многостороннего торгового договора для 132 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров.
Интенсивное развитие мировой торговли (только за 1970-1994 гг. стоимость мирового экспорта выросла в 12 раз, достигнув почти четырех триллионов долларов) не в последнюю очередь стало возможным потому, что национальные системы регулирования внешней торговли большинства государств формировались вокруг содержащихся в ГАТТ общих правовых административных норм. По существу, в мировой экономике в последней четверти нынешнего столетия происходил интенсивный процесс унификации правового пространства, ставшего основой для развития мировой торговли. Огромную роль в этом сыграло ГАТТ, одно из ключевых положений которого обязывало каждую из участвующих в нем стран применять положения Части II ГАТТ в максимально полном объеме, но не в противоречии с национальным законодательством, существовавшим на момент присоединения к ГАТТ. Часть II ГАТТ – это по существу кодекс правил международной торговли, которыми должны руководствоваться правительства. Теперь это условие стало более жестким, требуя от каждой участвующей в ГАТТ (и в ВТО) стороны полностью совместить свое национальное внешнеторговое законодательство с положениями ГАТТ-1994 и другими правовыми документами ВТО.
Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает право на унифицированное правовое пространство, опирающееся на ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, а также международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального соглашения по торговле и тарифам, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов, свободу транзита для своих товаров, согласно положениям ГАТТ о транзите; защиту от дискриминационного использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.); определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных преимуществ, которые, в конечном итоге, будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом.
Важной проблемой является разрешение споров и конфликтных ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск компромиссов. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках многих товаров к середине 90-х годов, делает эту проблему актуальной и для России. Механизм консультаций и поиска решений спорных и конфликтных ситуаций развивался в рамках ГАТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Данный механизм позволяет находить решения по таким сложным вопросам, как неправомерное применение торговых мер, несправедливое использование антидемпинговых мер при экспорте товаров, и по многим другим вопросам. Сейчас этот механизм будет действовать в рамках ВТО, но это лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ГАТТ торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жесткий экзамен. Имеется в виду система наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГАТТ (один из результатов Уругвайского раунда), которая начала действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как механизм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Последняя функция также переходит к ВТО, а в рамках ВТО для этих целей создан специальный орган.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 1992-1995 годах, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
Многосторонние переговоры под эгидой ГАТТ приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства.
Проверка внешнеторгового российского законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев – это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля в середине 90-х годов которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому.
В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых обращают внимание как внешнеторговые партнеры Российской Федерации, так и экспортеры и импортеры в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство».
Значительная, а возможно, и наиболее сложная часть переговорного процесса – это решение проблем, вытекающих из необходимости привести режим внешней торговли товарами страны в полное соответствие с нормами ГАТТ. При этом следует помнить, что 2/3 правовых документов ВТО – это не что иное, как расширенное и модернизированное ГАТТ (ГАТТ-1994).
Всемирная торговая организация существует немногим более 5 лег ВТО начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов определяя будущие контуры многосторонних переговоров. В апреле 1994 г. совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 г. ВТО начала свою деятельность. К середине 1996 г. 123 страны стали членами ВТО и еще 30. в том числе Россия и ряд стран СНГ, находились в процессе присоединения (ГАТТ к концу 1994 г. имело 128 участников). Члены ВТО связаны гораздо более жесткой дисциплиной, чем участники ГАТТ, что создает свои специфические и немалые трудности в начальный период деятельность новой международной организации.
В последние годы активизировался процесс принятия новых членов ВТО. В 1996 году работала 31 Рабочая группа по приему новых членов, в 1997 году – 28. Существенно возросло число заседаний, связанных с обсуждением проблем в следующих новых направлениях деятельное! и ВТО: торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, торговля и вопросы экологии.
Проблема взаимосвязи между развитием международной торговли и защитой окружающей среды начала обсуждаться в рамках ГАТТ с начала 70-х годов. Одновременно эта группа вопросов стала предметом изучения региональных экономических группировок и ряда международных организаций. Одна из главных причин возросшего интереса к этому кругу вопросов заключалась в усилившихся требованиях к тому, чтобы ввозимые товары не нарушали экологического равновесия в импортирующих странах и давали им более свободные возможности использования ограничений импорта в экологических целях. Другая причина (более сложного характера) была связана с тем, чтобы оказать воздействие на производственные процессы в странах-экспортерах и заставить их переходить на экологически более чистые технологии.
Однако, как представляется, за рамками дискуссий о взаимосвязи между экологией и внешней торговлей лежит еще одна более фундаментальная причина: в США, странах ЕС, Японии и некоторых других развитие производства и транспорта выдвинули экологические проблемы на одно из центральных мест стратегии экономического роста. Ухудшение экологии, падение качества жизни властно потребовали создания новых, экологически чистых технологий, что принесло с собой рост издержек производства многих товаров. Как результат этого, промышленные круги названных стан стали выдвигать требования, чтобы и другие страны-экспортеры несли расходы по созданию у себя экологически чистых производств с тем, чтобы баланс сравнительной конкурентоспособности не улучшался в пользу стран с менее жесткими экологическими стандартами. В этом главная причина того, что вопросы экологии стали все чаще включаться в переговоры по торговым и торгово-политическим вопросам.
Экологическая проблема, как и многие другие проблемы торговли, стала одним из направлений противоборства развитых и развивающихся государств в рамках ВТО. Развитые страны выдвинули предложение о возможном использовании дополнительных (экологических) пошлин на товары, ввозимые из стран с более низкими экологическими стандартами, с тем, чтобы нейтрализовать конкурентные преимущества таких товаров. Развивающиеся страны, в свою очередь, охарактеризовали это направление как новую разновидность протекционизма, нацеленную против развивающихся стран. Они перевели эту проблему в иную плоскость, заявив, что перемещение «экологически грязных производств» из развитых в развивающиеся страны должно сопровождаться переводом ресурсов из развитых в развивающиеся страны с целью финансирования создания более чистых в экологическом плане технологий. В США Администрация Клинтона заявила о том, что экологические стандарты будут частью программ всех будущих торговых переговоров. Европейский парламент, в свою очередь, принял в начале 90-х годов резолюцию, потребовавшую запретить «экологический демпинг». Данная проблема получила и конкретное наполнение. Например, в Западной Европе с начала 90-х годов стала использоваться так называемая экологическая маркировка товаров. Специальный значок обозначал, что товар является экологически безопасным, включая его упаковку. Развивающиеся страны охарактеризовали экологическую маркировку как новый нетарифный барьер, а позже потребовали, чтобы этот вопрос стал предметом рассмотрения в ВТО.
В рамках ГАТТ еще в 1971 году по инициативе скандинавских стран была создана Рабочая группа по вопросам торговли и экологии. Однако она не работала вплоть до 1991 года, когда на ее основе была создана Группа по международной торговле и мерам по защите окружающей среды. Ей было поручено подготовить рекомендации по вопросам торговли и экологии. Одновременно правительство США усилило давление в рамках ГАТТ в сторону рассмотрения вопросов, в которых торгово-политическая составляющая прямо увязывалась с вопросами экологии.
В 1994 году под эгидой ГАТТ был проведен международный симпозиум «Торговля, экология и устойчивое развитие». Одновременно росло давление со стороны США и ЕС в рамках Уругвайского раунда в сторону создания Комитета по торговле и экологии. В конечном итоге этот вопрос был включен в Марракешскую декларацию, и в феврале 1995 года Генеральный Совет ВТО учредил Комитет по торговле и экологии.
Программа работы этого Комитета включала следующие основные вопросы:
· взаимосвязь между принципами многосторонней торговой системы и торговыми мерами по защите окружающей среды;
· взаимосвязь между экологической политикой в области торговли, мерами по защите окружающей среды и многосторонней торговой системой;
· взаимосвязь между нормами многосторонней торговой системы и налогами и сборами, вызванными экологическими требованиями:
· взаимосвязь между механизмом разрешения споров ВТО и аналогичными положениями, имеющимися в многосторонних соглашениях по вопросам экологии;
· воздействие экологических мер на доступ на рынки;
· проблема экспорта товаров, запрещенных в экспортирующих странах.
По существу в рамках ВТО начало действовать комплексное новое направление деятельности – торговля и экология. Рекомендации и решения этого Комитета были рассмотрены на Министерской сессии ВТО в Сингапуре, где были приняты решения в рамках ВТО по проблеме торговли и экологии. Можно сделать вывод о том, что новое направление работы ВТО будет иметь своим результатом появление новых норм в международной торговле. Эти меры, очевидно, будут иметь скорее ограничительный, чем разрешительный характер, и затронут глубокие экономические интересы многих стран.
Можно предположить, что работа Комитета по торговле и экологии, разработка им новых положений в этой области может существенно затронуть интересы российских производителей, экспортеров и импортеров, особенно учитывая нынешнюю товарную структуру российского ввоза и вывоза. Участие России в обсуждении и разработке этого сложного комплекса вопросов прямо связано с членством России в ВТО, а также и с более активным продвижением этих вопросов в ЮНКТАД, а также и в других международных организациях, в деятельности которых Россия участвует.
Важным фактором стимулирования российских и зарубежных предпринимателей в области экологии и природопользования является урегулирование таможенных барьеров. С 1993 года Минприроды России ведется работа Межведомственной комиссии по стимулированию промышленного экспорта и Межведомственной комиссии по Генеральному соглашению по тарифам и торговле по направлениям: сертификация и стандартизация, экология и торговля, торговля услугами и сырьевыми товарами, лицензии и квоты, технические барьеры в торговле и т.д.
Минприроды России участвовало в подготовке проекта Меморандума о внешнеторговом режиме России. В феврале 1994 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.94 № 144 «Об утверждении Меморандума о внешнеторговом режиме России» Меморандум был официально направлен в Секретариат ГАТТ и уже в августе 1994 года МВЭС Российской Федерации получил консолидированный список вопросов, заданных странами-членами ГАТТ по различным разделам Меморандума, в том числе относительно соответствия российского законодательства нормам и правилам ГАПУВТО в сфере охраны окружающей среды. Соответствующие предложения были представлены, однако в целом выполнение данной работы требовало проведения углубленных исследований указанной проблемы, что позволит в перспективе стимулировать экспортно-импортные операции предпринимателей в области охраны окружающей среды.
В декабре 1996 года прошла первая регулярная Министерская конференция ВТО, которая показала, что новая организация сталкивается с немалыми трудностями в реализации дальнейшей программы переговоров и с выходом в новые области и сектора деятельности. Вместе с тем, первые годы деятельности ВТО выявили ее жизнеспособность, ее роль в организации функционирования международной торговой системы и ее постепенно растущий авторитет среди других международных экономических организаций. Настоящая и будущая роль ВТО определяется, прежде всего тем, что мировая торговля товарами и услугами, достигнув 6,5 трлн. долларов США (только экспорт), продолжает расти. На мировой рынок уже поступает свыше одной трети валового продукта, создаваемого во всех странах мира. Последнее, в свою очередь, требует координации действий всех стран, связанных мировой торговлей, дальнейшей интернационализации их национальных правовых систем, регулирующих торговлю товарами и услугами, и укрепления правовой базы международной торговой системы. Прошедшие годы существования ВТО позволяют сделать вывод о том, что она, скорее всего будет развиваться по пути, по которому почти 50 лет шло Генеральное соглашение по тарифам и торговле.
Главной задачей ВТО является либерализация международной торговли путем ее регулирования преимущественно таможенно-тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных таможенных пошлин, а также устранении количественных и других нетарифных барьеров в торговле. Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению соглашений и других документов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой пакет многосторонних соглашений, нормами а принципами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
В соответствии с нормативными актами Правительства РФ (постановление от 12.01.96 №17, распоряжение от 06.03.98 № 317-р, Протокол № 1 заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО от 12.09.97 № АЧ-П2-60пр. и др.), которыми было определено межведомственное распределение обязанностей по основным направлением деятельности Комиссии по вопросам ВТО, МПР России должно было участвовать в нескольких направлениях деятельности.
1. Вопросы торговли товарами:
· нетарифные средства регулирования, в том числе количественные ограничения (лицензирование);
· технические барьеры в торговле (стандартизация, сертификация, к технические регламенты и процедуры оценки соответствия), в рамках этого соглашения МПР России заключило с Госстандартом России Соглашение об информационном обмене нормативными документами, кроме того, необходимо разработать Программу гармонизации нормативной документации в соответствии с нормами ВТО и др.
2. Вопросы торговли услугами.
Необходимость подготовки предложений (обязательств) по доступу на российский рынок услуг иностранных поставщиков. В соответствии с классификатором Секретариата ВТО, интересы МПР России могут затрагивать позиции « Услуги, относящиеся к горнодобывающей промышленности» и « Консультационные услуги в научно-технической области (геология, геофизика, картография)».
Могут также представлять интерес такие соглашения в рамках ВТО, как Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПс) (если исходить из того, что информация в области геологического изучения недр и водных ресурсов является интеллектуальной собственностью).
Если рассматривать проблему вступления России в ВТО с позиций повышения эффективности недро- и водопользования, то следует отметить, что российский рынок товаров и услуг в области изучения, охраны, воспроизводства и использования недр, минеральных и водных ресурсов отличается хорошей обеспеченностью и разработанностью законодательных и нормативных актов, отвечающих стандартам ВТО. Россия, обладающая исключительным минерально-сырьевым, эколого-пространственным, научно-техническим, интеллектуальным и информационным потенциалом в области геологии и технологии изучения, охраны и использования недр, минеральных и водных ресурсов, должна и может использовать вполне закономерную противоречивую заинтересованность стран дальнего и ближнего зарубежья в доступе к рынкам России для обеспечения реализации своих интересов на суше и морских пространств Федерации. В связи с этим представляется целесообразным при разработке первоначальных переговорных условий продемонстрировать в той или иной форме имеющиеся соглашения с СНГ (Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов и Горную хартию, подписанные 27 марта 1997 г.).
Россия заинтересована в получении режимов наибольшего благоприятствования на рынках товаров и услуг зарубежных стран, что заставляет на первом этапе (1998-2000 годы) принять меры по открытию внутреннего рынка на условиях ВТО, имея в виду, что на втором этапе (2001-2015 годы) необходимо сделать все по завоеванию зарубежных сырьевых рынков и рынков услуг в области геологии и горного дела.
Проблема вступления России в ВТО должна рассматриваться как комплексная с учетом решения уже в настоящее время трех взаимосвязанных задач: первая – открытие рынка России для развитых стран; вторая -закрепление достигнутых соглашений со странами СНГ по взаимному сотрудничеству в области минеральных товаров и геологии, общего сырьевого рынка и информатики (горная хартия); третья задача – проработка вопросов о либерализации торговли и инвестиций в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
В настоящее время речь идет о выработке позиции Российской Стороны о проекте секториальных обязательств Российской Федерации по доступу европейских и других западных иностранных поставщиков на российской рынок услуг. Относительно открытия российского рынка услуг в области изучения, охраны, использования недр, минеральных ресурсов и подземных вод целесообразно рассмотреть следующие направления:
· деловые услуги – «Услуги в области горнодобывающей промышленности» и «Консультационные услуги в научных и технических областях», смежных с инженерной областью (геология, геофизика, картография), включая консультационные услуги в сфере управления фондом недр и водным фондом, в том числе лицензирование и государственный контроль, участие в поисках и освоении месторождений полезных ископаемых, осуществление аудита, страхового дела в сфере природопользования, использования геологической информации:
· «услуги по удалению отходов как промышленных, так и бытовых, их транспортировка, а также услуги по снижению отходов на суше и в пределах водных пространств».
Для сферы природопользования возможна заинтересованность в следующих видах услуг:
· услуги иностранных поставщиков в области образования, исследования и разработки, подготовки российских специалистов по вопросам управления недро- и водопользованием, консультационные услуги;
· стандарты и сертификация недро- и водопользования:
· привлечение иностранных поставщиков к изучению и использованию подземных лечебных вод, подземных пространств (пещеры и т.д.) в оздоровительных целях;
· использование иностранных методик и аппаратурного обеспечения в целях прогноза катастрофических явлений геологического характера, включая наблюдения за состоянием подземного пространства в крупных мегаполисах (метро, подземные хранилища и т.д.);
· привлечение иностранных поставщиков к подготовке и развитию геологического туризма и геологических путешествий в России.
Каждый из видов услуг регионального геологического изучения территории России не должен иметь ограничений по зарубежным инвестициям и технологиям, однако должен иметь ограничения по доступу зарубежных специалистов к работам в России (эти работы могут вестись в рамках совместных проектов или на основе паритетного обмена) и по доступу и обмену геологической информацией в соответствии с инструкциями разрешительного доступа.
При этом интерес заключается в использовании технического содействия со стороны международных организаций в разработке программы развития системы аудиторских услуг государственным и негосударственным организациям – недро- и водопользователям в части подготовки необходимых кадров и оказании практической помощи в проведении аудирования крупных и части средних горно- и нефтегазодобывающих предприятий России в рамках федеральной программы государственного геологического контроля за выполнением лицензионных условий в сфере недропользования, установлением, сбором и использованием ресурсных платежей.
Ниже приводим возможности предложения по открытию российского рынка услуг в области информационной деятельности, нейтрализации и утилизации отходов, в изучении и использовании континентального шельфа.
1. В связи с вступлением в ВТО целесообразно создание рынка информации и информационных услуг в области геологического изучения недр и недропользования, открытого и для зарубежных фирм и компаний. К числу этих услуг могут относиться:
· справочно-информационное обеспечение пользователей о наличии геологической документации по отдельным участкам недр и недропользователях;
· оказание услуг по подготовке обзорных материалов по отдельным месторождениям, субъектам Российской Федерации и регионам, а также издаваемых фондовых материалов;
· реализация фондовой геологической информации, полученной за счет государственных средств, с экспертной оценкой ее цены и перечислением средств в федеральный бюджет;
· реализация издаваемых материалов по геологической изученности, о запасах полезных ископаемых, о состоянии лицензирования и др. вопросам;
· допуск к базам данных по фондовой информации (в части обшей информации).
Реализация таких услуг может представлять интерес не только для возможных инвесторов и недропользователей, но также и для компаний и фирм, осуществляющих строительство сооружений, поставку техники и оборудования, научно-техническое обслуживание.
Интерес для зарубежных пользователей могут представлять материалы об эколого-геологических работах, исследованиях сейсмических и других явлений, мониторингу геологической среды.
Для привлечения инвестиций необходима налаженная система справочно-информационного обеспечения возможных инвесторов – средних и мелких иностранных компаний и фирм, для разработки месторождений черных, цветных и редких металлов, горнорудного и горно-химического сырья, для разведки перспективных на нефть и газ структур.
2. Использование Россией научно-технических услуг в области нейтрализации и утилизации отходов.
Промышленная эксплуатация минеральных ресурсов сопровождается увеличением объемов отходов, которые возрастают в два-три раза быстрее, чем объемы производства, что приводит к прогрессирующему загрязнению окружающей среды. Локальные скопления промышленных отходов, содержащих значительные количества ценных в промышленном отношении компонентов, рассматриваются в качестве техногенных месторождений. Решение возникающих в связи с этим проблем: утилизации промышленных отходов; оздоровления окружающей среды; создания нетрадиционных экологически приемлемых технологии добычи и извлечения ценных компонентов; дополнительного изыскания ресурсов минерального сырья и т.п.
Важнейшая из перечисленных проблем – утилизация промышленных отходов – в значительной мере определит успешность в решении прочих проблем. Наиболее остро она обозначена в крупных промышленных агломерация и горнопромышленных районах.
Во-первых, это сбор и переработка отходов химических, металлообрабатывающих производств: оборотного и амортизационного лома, стружки, шламов, металлосодержащих жидкостей и др. Степень использования металлического лома и прочих металлосодержащих отходов в качестве альтернативных минерально-сырьевых источников в России на порядок ниже, чем в развитых странах. Острая необходимость использования их организационного опыта, технологических и технических новаций является в нынешней ситуации предпосылкой создания рынка услуг в этой сфере.
Одним из важнейших элементов систем утилизации и нейтрализации металлосодержащих жидкостей являются сорбенты. Отечественными научными организациями созданы и запатентованы сорбенты, способные успешно решать обсуждаемые проблемы, однако в результате распада некогда единого экономического пространства произошел «отрыв» промышленных производителей сорбентов от их научной базы. Оставшиеся в России химические производства в условиях жестких экономических реалий не смогли наладить и преодолеть, как правило, малорентабельный этап опытного производства. Использование зарубежных технологических (и инвестиционных) проектов в этой ситуации представляется оправданным.