А. Структура системы экологических фондов

Структура национального фонда обычно состоит из двух частей:

· управленческий отдел,

· орган, принимающий решения.

Система внебюджетных экологических фондов РБ была создана в 1993 г. Основанием для ее создания послужило Постановление Совета Министров РБ «О внебюджетных фондах охраны природы в РБ». Республиканский внебюджетный фонд охраны окружающей среды функционирует при Министерстве природных ресурсов РБ, экологический фонд не является самостоятельным юридическим лицом, средства фонда перечисляются на специальный текущий счет внебюджетных средств министерства.

В числе важнейших направлений деятельности экологического фонда Республики Беларусь можно отметить следующие:

· оздоровление окружающей среды;

· осуществление мер и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;

· научные исследования в области охраны окружающей среды;

· внедрение экологически чистых технологий;

· строительство очистных сооружений;

· строительство, техническое перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт природоохранных объектов;

· изучение природно-ресурсного потенциала республики, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, охрану и воспроизводство животного и растительного мира;

· создание заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и их обустройство;

· разработку системы экологических нормативов и стандартов, регламентирующих состояние и использование природно-ресурсного потенциала республики;

· проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых видов природоохранной техники и технологий, автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них;

· ведение кадастров природных ресурсов и мониторинга окружающей среды;

· мероприятия, предупреждающие негативные социально-экономические последствия нарушения природоохранного законодательства на территории региона (озеленение, борьба с шумом );

· сохранение и восстановление водных экосистем;

· создание материально-технической базы Министерства по экологии для осуществления контроля за состоянием окружающей среды, приобретение автотранспорта и приборов контроля качества окружающей среды;

· проведение экологической экспертизы проектов хозяйственной деятельности, экспертных работ по оценке воздействия на окружающую среду;

· укрепление государственных контрольных служб в области охраны окружающей среды, содержание лабораторий по контролю за выбросами (сбросами, размещением) загрязняющих веществ в окружающую среду;

· проведение лабораторных исследований, связанных с охраной окружающей среды;

· обеспечение специальной одеждой государственных инспекторов по охране окружающей среды;

· пропаганду экологических знаний, организацию экологического образования и воспитания, информирование населения о состоянии окружающей среды;

· организацию и ведение системы экологической информации;

· переподготовку и повышение квалификации специалистов по ООС, их научно-техническое информирование;

· участие в организации международного сотрудничества в области охраны природы;

· премирование общественных инспекторов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды;

· иные нужды, связанные с охраной окружающей среды.

В отдельных случаях средства внебюджетных фондов охраны природы могут быть направлены на долевое финансирование природоохранных мероприятий на предприятиях. До 5 процентов средств внебюджетных фондов охраны природы может резервироваться для образования страхового запаса.

Расходование средств внебюджетных фондов должно осуществляться в строгом соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 1993г. N183.

Из внебюджетных фондов охраны природы могут финансироваться природоохранные мероприятия на предприятиях при условии их долевого финансирования, затраты, связанные с эксплуатацией транспорта и арендой помещений лабораторий и другие расходы органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, направленные на усиление государственного контроля в области охраны окружающей среды.

Приоритетными мероприятиями для финансирования из внебюджетных фондов охраны природы, должны считаться те, которые предусмотрены республиканской, областными, городскими и районными программами «Экология».

В республике Беларусь создана и функционирует трехступенчатая система экологических фондов. Помимо республиканского внебюджетного экологического фонда в Беларуси действуют областные внебюджетные фонды охраны природы при областных комитетах по охране природы; районные и городские внебюджетные фонды охраны природы при исполкомах районных и городских Советов народных депутатов, а также Минский городской внебюджетный фонд охраны природы при Минском городском комитете по экологии. Все указанные фонды не обладают юридической самостоятельностью и функционируют под руководством соответствующих природоохранных органов.

Наши рекомендации