Железнодорожный транспорт

На конкурентоспособность российского угля на внутреннем и внешнем рынках по-прежнему большое влияние оказывает высокая (до 50%) транспортная составляющая в цене угля.

Следует отметить, что сохранен коэффициент 0,909, обеспечи­вающий выравнивание тарифов на перевозки коксующихся углей для нужд энергетики с энергетическими углями, а также действует система понижающих коэффициентов, применяемых при перевозке углей на экспорт через российские порты (включая Архангельск, Кандалакша, Мурманск, Ванино, Посьет, Находка, Восточный) и погранпереходы на расстояние свыше 3500 км.

Важной задачей является недопущение повторения ситуации прошлых лет с дефицитом подвижного состава для перевозки угля. Особое значение она приобретает в связи с планируемой ликвида­цией инвентарного парка ОАО «РЖД» и созданием второй грузо­вой компании. Это потребует предельно аккуратной и тщательной проработки новой технологии управления грузовыми (в том числе угольными) перевозками и диспетчеризации движения вагонов.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Продолжается реализация комплекса мер по реструктуризации угольной промышленности России (рис. 5).

железнодорожный транспорт - student2.ru

Рис. 5. Состояние работ по завершению реструктуризации угольной промышленности России на 01.01.2010 г.

За период 1994-2009 гг. ликвидировано 188 шахт и 15 разрезов, на 202 из них завершены основные технические работы. В насто­ящее время разработаны и реализуются 1112 рабочих проектов, из которых выполнено 830. В период 2006-2009 гг. на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности из федерально­го бюджета перечислено 45,4 млрд руб. На 2010 г. предусмотрено выделение ассигнований из федерального бюджета в сумме 12,9 млрд руб.

В то же время объем бюджетных ассигнований, необходимый для завершения реструктуризации угольной промышленности, с учетом изменения нормативной правовой базы, инфляционных процессов увеличения льготных категорий граждан, имеющих право на переселение из ветхого жилья (3,4 тыс. семей), составляет 29,1 млрд руб., в том числе на технические работы по ликвидации шахт и разрезов (ликвидация горных выработок, снос зданий и соору­жений, рекультивация нарушенных земель)— 12,8 млрд руб., на переселение граждан из ветхого жилья — 6,7 млрд руб, реконструк­цию и замену объектов социальной инфраструктуры — 1,1 млрд руб., предоставление бесплатного пайкового угля — 5 млрд руб., эксплуатацию природоохранных объектов — 2 млрд руб. и другие расходы, связанные с реструктуризацией угольной промышлен­ности —1,5 млрд руб.

В соответствии с предельными объемами финансирования, дове­денными Минфином России до Минэнерго России, предусмотрены объемы бюджетных ассигнований на 2011 и 2012 гг. на эти цели 9,3 млрд руб.

Минэнерго России в соответствии с поручениями Президента Рос­сийской Федерации Д. А. Медведева и поручениями Правительства Российской Федерации подготовлены и направлены в Минфин России предложения по объемам финансирования, необходимым для завер­шения реструктуризации угольной промышленности в 2015 г.

Кроме того, и после 2015 г. необходимо будет в течение длительно­го времени осуществлять мониторинг экологических последствий ликвидации шахт и разрезов (ежегодно по 265 млн руб.) и эксплуата­цию природоохранных объектов (ежегодно по 400млн руб.),а также предоставлять бесплатный пайковый уголь льготным категориям граждан (ежегодно около 1 млрд руб.).

РЫНОК УГЛЯ

железнодорожный транспорт - student2.ru Перспективы угольной отрасли зависят, прежде всего, от реше­ния проблем развития внутреннего и внешнего рынка угля (рис.6). И если производство и потребление коксующихся углей в стране практически стабильно (60 млн т в год — производство, в том чис­ле около 20% — экспорт), то с энергетическими углями ситуация непростая.

Реально, несмотря на декларируемые цели по увеличению доли угля в топливном балансе страны, этого не происходит. Приори­тетное развитие атомной энергии и гидрогенерации, сдерживание роста цен на газ делает для инвесторов угольную генерацию пока менее привлекательной.

Доля тепловых электростанций, работающих на угле, за последние годы сократилась на 10% (рис. 7). То же самое происходит в ЖКХ (газификация ЖКХ планомерно сокращает потребление угля).

Расширение внутреннего рынка угля необходимо осуществлять с помощью государственной поддержки и стимулирования модерни­зации и строительства новых ТЭС на основе внедрения современных технологий (в России разработан блок 66О МВт на сверх критических параметрах пара), а также повышения эффективности объектов теплогенерации в рамках реформы ЖКХ с развитием локальной энергетики, которая востребована в условиях России.

Необходимо на базе экологически чистых угольных технологий применительно к конкретным месторождениям углей предусмот­реть выполнение проектов по созданию ТЭЦ нового поколения, в том числе с образцом пылеугольного энергоблока мощностью 330-660 МВт на суперсверхкритические параметры пара и целевых демонстрационных установок газификации угля.

железнодорожный транспорт - student2.ru В настоящее время в Российской Федерации работает 78,6тыс. коммунальных котельных, значительная часть которых использует в качестве топлива уголь. При этом большинство угольных котельных морально уста рели, и их КПД не отвечает современным требовани­ям. Необходимо в срочном порядке, с целью модернизации комму­нальной энергетики и создания новой линейки оборудования, как платформы последующей модернизации электро - и теплосистем локальной энергетики, подготовить предложения по реализации в регионах на принципах государственно-частного партнерства пи­лотных проектов комплексной модернизации объектов теплового хозяйства ЖКХ на основе угольных мини-ТЭЦ и котельных нового поколения, отвечающих современным требованиям по экономич­ности, экологическим нормативам, автоматизации. В дальнейшем наиболее удачные решения необходимо тиражировать.

В ближайшей перспективе возможно увеличение потребления угля в производстве цемента. Недавно были обнародованы планы ввода в ближайшие годы 20-25 млн т новых мощностей цементных заводов. Если представить, что эти заводы будут использовать не газ, а уголь, а также прогнозировать перевод части существующих заводов на сухое производство, то речь идет про дополнительные 15-20 млн т угля.

В условиях ограниченности потенциала внутреннего рынка критическое значение имеют объемы и развитие экспорта угля.

Прогнозные оценки внешнего спроса на российский уголь позволяют говорить о возможном наращивании экспорта практически вдвое ес­тественно, при условии, во-первых предсказуемости и стабильности железнодорожных тарифов, и, во-вторых создания экономически обоснованных резервов мощностей морских портов. Динамика экс­порта угля через морские порты представлена в табл. 1.

Работа по расширению мощности угольных терминалов активно ведется угольными компаниями (рис. 8).

Необходимо ускорить строительство железнодорожных магист­ралей для выхода к портам Ванино (Кузнецовский тоннель) и Вос­точный, а также ликвидировать «узкие места» БАМа и Транссиба в районе от Нерюнгри до портов Дальневосточного бассейна.

Развитие рынка угля требует также решения вопросов повыше­ния его качества и глубокой переработки, получения новых видов угольной продукции.

Наши рекомендации